Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретическое изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эволюция познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных частей успешности воспитания в детском саду. Внимание дошкольника к окружающему миру, готовность понять и постигнуть все новое - основа формирования этого качества. Интенсивное модифицирование окружающей жизни, активное вторжение научно-технического прогресса во все ее слои диктуют педагогу надобность отбирать более эффективные ресурсы обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте имеет большое значение динамично обогащать те стороны развития, к которым всякий возраст в наибольшей степени чувствителен, особо восприимчив. Собственно, оттого игра как ведущая деятельность является средством первоначального обучения. В игре ребята отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные их восприятию и пониманию данные, явления.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные ситуация характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Осуществление этой задачи справедливо требует отлично нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь, это означает отрицание от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, развивать познавательные круг интересов и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значимость приобретают игровые формы обучения и воспитания детей.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).


Целью нашего исследования является изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития личности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.

Гипотеза: заключается в том, что у большинства старших школьников развитие нравственных качеств находится на среднем уровне.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие личности в педагогической литературе;

2. Определить особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста;

3. Выявить возможности сюжетно-ролевой игры в развитии личности детей старшего дошкольного возраста;

4. Изучить уровень развития личности у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать практические рекомендации по развитию личности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 56 «Березка».

В данном исследовании испытуемые – 15 детей в возрасте 5-6 лет, из них 55% девочки, 45% мальчики.

В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:

• Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод синтеза информации;

• Эмпирический: наблюдение за игровой деятельностью;

• Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении информации по проблеме изучения влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по развитию личности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Данные рекомендации смогут использовать в своей деятельности воспитатели детских садов.

Структура и объём работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из вступления, двух разделов, выводов, списка использованных источников, _приложений.

Объём основного текста работы составляет _ страницы.


Глава 1. Теоретическое изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста

1.1. Понятие личности в педагогической литературе

«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Личность - одна из базовых категорий психологической науки.

Как характеристика внутренней жизни человека, личность - это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. В зависимости от психологической школы личность рассматривается разнообразно: как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Л.С. Рубинштейн) [2]; как совокупность интериоризированных общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев); как интегрирующее начало психических процессов (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер); как управляющее звено психики (О.И. Мотков), как совокупность социальных ролей (Дж. Мид) [4].

Итак, понятие «личность» можно рассматривать с разных сторон. Существует так называемое широкое определение, в котором личность понимается как характеристики человека, отвечающие за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Кроме этого существуют более узкие определения и понимания личности. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. В понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов кризиса.

Таким образом, исходя из всех определений личности, мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми (М.И.Лисина) [20].

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела.


Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании [11].

Аффективная сфера - все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности [6].

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков [10].

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.


К индивидуальным особенностям относят особенности как самые глубокие, личностные особенности, так и более поверхностные - психологические особенности. По факту, здесь же затрагиваются особенности людей, имеющие телесную и психофизиологическую природу. В рамках психологии индивидуальных различий мало важно, имеется в виду особь с особенностями или личность с индивидуальностью: важен в первую очередь факт индивидуальных различий без той или иной этической оценки [1].

Итак, особенности личности – это те индивидуальные особенности, которые необходимы для успешного участия человека в деятельности или системе межличностных отношений. Индивидуальные особенности – это характерные особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих каждого человека от других людей [8].

Личностные особенности - внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те внутренние особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности - это не только и не столько способности, темперамент, психологический характер и рисунок тела, сколько мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.

1.2. Особенности личности детей старшего дошкольного возраста

Охарактеризуем основные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Старшим дошкольным считается возраст от 5 до 7 лет.

У многих детей в дошкольном возрасте происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. Ребенок 4 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих [28].

Исследуемый период ребенка богат на нюансы роста, которые важно учесть родителям и воспитателям. В промежутке между 5 и 7 годами жизни ребенок все больше начинает проявлять ласку в отношениях с родными людьми, окружением. При этом такое поведение характерно как для мальчиков, так и для девочек. Дети в этом периоде очень нуждаются в правильных примерах проявлении заботы и любви родителей, близких людей. Они учатся привязанностям, начинают осознавать и любить кого-то помимо себя, несмотря на присущий периоду эгоцентризм.хе