Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретическое изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста
2.1. Диагностика развития личности детей дошкольного возраста
Целью нашего исследования является изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: заключается в том, что у большинства старших школьников развитие нравственных качеств находится на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень развития личности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать практические рекомендации по развитию личности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 56 «Березка».
В данном исследовании испытуемые – 15 детей в возрасте 5-6 лет, из них 55% девочки, 45% мальчики.
Для диагностики уровня развития личности у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:
1. Диагностика когнитивного компонента нравственной сферы старшего дошкольника. Методика «Беседа» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель: изучение представлений детей дошкольного возраста о нравственных качествах [28] (Приложение 1).
Процедура обследования: исследование проводится индивидуально. Дошкольнику задаются вопросы о нравственных качествах и заполняется бланк ответов.
Критерий оценки: задание оценивается по следующим критериям: осознание нравственным норм и представлений о нравственных качествах (правдивость - лживость, щедрость - жадность, трудолюбие - леность, доброта - жадность, смелость - трусость и т.д.).
Обработка результатов: подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста.
2. Диагностика эмоционального компонента нравственной сферы старшего дошкольника. Методика «Сюжетные картинки» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель: изучение эмоционального отношения к нравственным нормам. [28] (Приложение 2).
Процедура обследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Инструкция: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе фиксируются эмоциональные реакции, а также его объяснения (желательно дословно).
Критерий оценки: задание оценивается по следующим критериям: 1) эмоциональное отношение к нравственным нормам; 2) умение объяснять нравственные чувства по отношению к положительным и отрицательным поступкам сверстников.
Качественный анализ результатов: пример выполнения дошкольниками задания «Сюжетные картинки». Взрослый дает дошкольнику две картинки с изображением положительного и отрицательного поступка. Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями. Например, оценка 4 балла, так как дошкольник проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
3. Диагностика поведенческого компонента нравственной сферы старшего дошкольника. Методика «Сделаем вместе» (автор Р.Р. Калинина). Цель: выявление и оценивание уровня развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником [11] (Приложение 3).
Процедура обследования: в исследовании участвуют два ребенка одного возраста. Инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!». Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».
Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе; или наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого - лишь фиксировать поведение детей.
Таким образом, наше исследование выявит исходный уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного психологического исследования получили информацию об уровнях развития нравственных качеств у старшего дошкольника, структурных компонентах нравственной сферы. Методика «Беседа» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) выявила уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах [10;11;28] (Приложение 2), которые представили в виде таблицы 2.
Таблица 2
Уровни развития представлений о нравственных качествах
у старших дошкольников
№ п/п |
Показатели |
Уровни развития |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||||
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
||
1. |
Осознание нравственным норм и представлений о положительных нравственных качествах. |
3 |
20% |
7 |
47% |
5 |
33% |
2. |
Осознание нравственным норм и представлений об отрицательных нравственных качествах. |
3 |
20% |
6 |
40% |
6 |
40% |
Общий уровень развития когнитивного компонента нравственной сферы: |
3 |
20% |
7 |
47% |
5 |
33% |
Полученные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень развития нравственных качеств показали 3 (20%) детей группы. У старших дошкольников развиты обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». В ответах представление о нравственном качестве формулировалось в форме клише, т.е. при ответе ребенок пользуется обобщенными словами, не приводя примеров из опыта и собственные мысли («Добро - это уважает других людей»).
У 7 (47 %) детей группы - средний уровень развития нравственных качеств. У старших дошкольников развиты обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый - тот, кто не берет чужих вещей»). В ответах дошкольников отмечается большое количество тавтологий в определениях понятий («Добро - это когда человек добрый», «мудрость - это когда человек мудрый», «Милосердие - это милое сердце»).
У 5 (33%) детей группы - низкий уровень развития нравственных качеств. У старших дошкольников развиты представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости только на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений. В определениях нет четкости, в большинстве ответов качества и чувства заменены объектом или действием («Милосердие - это когда кто-то милосерден», «Справедливость - человек, который делает все только справедливое»). Наиболее сложным для объяснения оказалось понятие «долг», дети, как правило, отказывались его определять. Кроме того, наблюдаются сложности понимания «милосердие» и «мудрость».
Методика «Сюжетные картинки», направленная на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) выявила следующие результаты, которые представили в виде таблицы 3.
Таблица 3
Уровни развития эмоционального отношения к нравственным нормам у старших дошкольников
№ п/п |
Показатели |
Уровни развития |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||||
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
||
1. |
Эмоциональное отношение к нравственным нормам. |
4 |
27% |
5 |
33% |
6 |
40% |
2. |
Умение объяснять нравственные чувства по отношению к положительным и отрицательным поступкам сверстников. |
2 |
13% |
6 |
40% |
7 |
47% |
Общий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы: |
4 |
27% |
6 |
40% |
5 |
33% |
У 4 (27 %) детей группы - высокий уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам. Старшие дошкольники обосновывают свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
У 6 (407 %) детей группы - средний уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам. Старшие дошкольники правильно раскладывают картинки, обосновывают свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
У 5 (33%) детей группы - низкий уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам. Старшие дошкольники правильно раскладывают картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Методика «Сделаем вместе», направленная на выявление и оценивание уровня развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (автор Р.Р. Калинина) выявила следующие результаты, которые представили в виде таблицы 4.
Таблица 4
Уровни развития нравственной направленности личности
у старших дошкольников
№ п/п |
Показатели |
Уровни развития |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||||
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
||
1. |
Нравственное поведение в ситуации нравственного выбора. |
2 |
14% |
8 |
53% |
5 |
33% |
2. |
Нравственная направленность личности во взаимодействии со сверстниками. |
3 |
20% |
6 |
40% |
6 |
40% |
Общий уровень развития поведенческого компонента нравственной сферы: |
2 |
14% |
8 |
53% |
5 |
33% |
У 2 (14 %) детей группы - высокий уровень развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Старшие дошкольники правильно выражают свои желания и просьбы, поддерживают контакт с партнером, готовы к сотрудничеству.
У 8 (53 %) детей группы - средний уровень развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником Старшие дошкольники правильно выражают своего желания и просьбы, проявляют заботу о партнере по игре, но часто ссорятся по поводу выполнения задания, не желая поделиться с ним геометрическими формами мозаики. Отрицательная направленность ребят во время исследования проявлялась очень часто в использовании в речи личных местоимения типа «я», «мне», практически так же часто проявлялось желание работать одному. У разных дошкольников такая реакция была в разное время: в начале работы или в конце. Ни одному ребенку не захотелось работать без партнёра в середине эксперимента.
У 5 (33%) детей группы - низкий уровень развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Старшие дошкольники не могут длительное время поддерживать контакт с партнером-ребенком по игре, не показывают желания идти на компромисс и сотрудничество в игре. Некоторые дошкольники забирали фигурки, пытались регулировать поведение партнера, оценивать его действия и не поняли слова «вместе», стремясь выполнить задание, использовали только свои фигурки.
Обобщенные данные о развитии уровней нравственных качеств у старших дошкольников представлены в таблице 5, которые для большей наглядности проиллюстрировали диаграммой на рис. 1.
Таблица 5
Уровни развития нравственных качеств у старших дошкольников
№ п/п |
Критерий |
Уровни сформированности |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||||
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
кол-во детей |
% |
||
1. |
Когнитивный компонент нравственности. |
3 |
20% |
7 |
47% |
5 |
33% |
2. |
Эмоциональный компонент нравственности. |
4 |
27% |
6 |
40% |
5 |
33% |
3. |
Поведенческий компонент нравственности. |
2 |
14% |
8 |
53% |
5 |
33% |
Общий уровень развития: |
3 |
20% |
7 |
47% |
5 |
33% |