Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретическое изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста

2.1. Диагностика развития личности детей дошкольного возраста

Целью нашего исследования является изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.

Гипотеза: заключается в том, что у большинства старших школьников развитие нравственных качеств находится на среднем уровне.

Задачи исследования:

1. Изучить уровень развития личности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать практические рекомендации по развитию личности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 56 «Березка».

В данном исследовании испытуемые – 15 детей в возрасте 5-6 лет, из них 55% девочки, 45% мальчики.

Для диагностики уровня развития личности у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:

1. Диагностика когнитивного компонента нравственной сферы старшего дошкольника. Методика «Беседа» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель: изучение представлений детей дошкольного возраста о нравственных качествах [28] (Приложение 1).

Процедура обследования: исследование проводится индивидуально. Дошкольнику задаются вопросы о нравственных качествах и заполняется бланк ответов.

Критерий оценки: задание оценивается по следующим критериям: осознание нравственным норм и представлений о нравственных качествах (правдивость - лживость, щедрость - жадность, трудолюбие - леность, доброта - жадность, смелость - трусость и т.д.).

Обработка результатов: подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственной сферы старшего дошкольника. Методика «Сюжетные картинки» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель: изучение эмоционального отношения к нравственным нормам. [28] (Приложение 2).

Процедура обследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Инструкция: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе фиксируются эмоциональные реакции, а также его объяснения (желательно дословно).


Критерий оценки: задание оценивается по следующим критериям: 1) эмоциональное отношение к нравственным нормам; 2) умение объяснять нравственные чувства по отношению к положительным и отрицательным поступкам сверстников.

Качественный анализ результатов: пример выполнения дошкольниками задания «Сюжетные картинки». Взрослый дает дошкольнику две картинки с изображением положительного и отрицательного поступка. Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями. Например, оценка 4 балла, так как дошкольник проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

3. Диагностика поведенческого компонента нравственной сферы старшего дошкольника. Методика «Сделаем вместе» (автор Р.Р. Калинина). Цель: выявление и оценивание уровня развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником [11] (Приложение 3).

Процедура обследования: в исследовании участвуют два ребенка одного возраста. Инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!». Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».

Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе; или наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого - лишь фиксировать поведение детей.

Таким образом, наше исследование выявит исходный уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

В результате проведенного психологического исследования получили информацию об уровнях развития нравственных качеств у старшего дошкольника, структурных компонентах нравственной сферы. Методика «Беседа» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) выявила уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о нравственных качествах [10;11;28] (Приложение 2), которые представили в виде таблицы 2.

Таблица 2

Уровни развития представлений о нравственных качествах


у старших дошкольников

№ п/п

Показатели

Уровни развития

высокий

средний

низкий

кол-во детей

%

кол-во детей

%

кол-во детей

%

1.

Осознание нравственным норм и представлений о положительных нравственных качествах.

3

20%

7

47%

5

33%

2.

Осознание нравственным норм и представлений об отрицательных нравственных качествах.

3

20%

6

40%

6

40%

Общий уровень развития когнитивного компонента нравственной сферы:

3

20%

7

47%

5

33%

Полученные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень развития нравственных качеств показали 3 (20%) детей группы. У старших дошкольников развиты обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». В ответах представление о нравственном качестве формулировалось в форме клише, т.е. при ответе ребенок пользуется обобщенными словами, не приводя примеров из опыта и собственные мысли («Добро - это уважает других людей»).

У 7 (47 %) детей группы - средний уровень развития нравственных качеств. У старших дошкольников развиты обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый - тот, кто не берет чужих вещей»). В ответах дошкольников отмечается большое количество тавтологий в определениях понятий («Добро - это когда человек добрый», «мудрость - это когда человек мудрый», «Милосердие - это милое сердце»).

У 5 (33%) детей группы - низкий уровень развития нравственных качеств. У старших дошкольников развиты представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости только на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений. В определениях нет четкости, в большинстве ответов качества и чувства заменены объектом или действием («Милосердие - это когда кто-то милосерден», «Справедливость - человек, который делает все только справедливое»). Наиболее сложным для объяснения оказалось понятие «долг», дети, как правило, отказывались его определять. Кроме того, наблюдаются сложности понимания «милосердие» и «мудрость».


Методика «Сюжетные картинки», направленная на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) выявила следующие результаты, которые представили в виде таблицы 3.

Таблица 3

Уровни развития эмоционального отношения к нравственным нормам у старших дошкольников

№ п/п

Показатели

Уровни развития

высокий

средний

низкий

кол-во детей

%

кол-во детей

%

кол-во детей

%

1.

Эмоциональное отношение к нравственным нормам.

4

27%

5

33%

6

40%

2.

Умение объяснять нравственные чувства по отношению к положительным и отрицательным поступкам сверстников.

2

13%

6

40%

7

47%

Общий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы:

4

27%

6

40%

5

33%

У 4 (27 %) детей группы - высокий уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам. Старшие дошкольники обосновывают свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

У 6 (407 %) детей группы - средний уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам. Старшие дошкольники правильно раскладывают картинки, обосновывают свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

У 5 (33%) детей группы - низкий уровень развития эмоционального отношения к нравственным нормам. Старшие дошкольники правильно раскладывают картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Методика «Сделаем вместе», направленная на выявление и оценивание уровня развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (автор Р.Р. Калинина) выявила следующие результаты, которые представили в виде таблицы 4.

Таблица 4

Уровни развития нравственной направленности личности

у старших дошкольников

№ п/п

Показатели

Уровни развития

высокий

средний

низкий

кол-во детей

%

кол-во детей

%

кол-во детей

%

1.

Нравственное поведение в ситуации нравственного выбора.

2

14%

8

53%

5

33%

2.

Нравственная направленность личности во взаимодействии со сверстниками.

3

20%

6

40%

6

40%

Общий уровень развития поведенческого компонента нравственной сферы:

2

14%

8

53%

5

33%


У 2 (14 %) детей группы - высокий уровень развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Старшие дошкольники правильно выражают свои желания и просьбы, поддерживают контакт с партнером, готовы к сотрудничеству.

У 8 (53 %) детей группы - средний уровень развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником Старшие дошкольники правильно выражают своего желания и просьбы, проявляют заботу о партнере по игре, но часто ссорятся по поводу выполнения задания, не желая поделиться с ним геометрическими формами мозаики. Отрицательная направленность ребят во время исследования проявлялась очень часто в использовании в речи личных местоимения типа «я», «мне», практически так же часто проявлялось желание работать одному. У разных дошкольников такая реакция была в разное время: в начале работы или в конце. Ни одному ребенку не захотелось работать без партнёра в середине эксперимента.

У 5 (33%) детей группы - низкий уровень развития нравственной направленности личности дошкольника, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Старшие дошкольники не могут длительное время поддерживать контакт с партнером-ребенком по игре, не показывают желания идти на компромисс и сотрудничество в игре. Некоторые дошкольники забирали фигурки, пытались регулировать поведение партнера, оценивать его действия и не поняли слова «вместе», стремясь выполнить задание, использовали только свои фигурки.

Обобщенные данные о развитии уровней нравственных качеств у старших дошкольников представлены в таблице 5, которые для большей наглядности проиллюстрировали диаграммой на рис. 1.

Таблица 5

Уровни развития нравственных качеств у старших дошкольников

№ п/п

Критерий

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

кол-во детей

%

кол-во детей

%

кол-во детей

%

1.

Когнитивный компонент нравственности.

3

20%

7

47%

5

33%

2.

Эмоциональный компонент нравственности.

4

27%

6

40%

5

33%

3.

Поведенческий компонент нравственности.

2

14%

8

53%

5

33%

Общий уровень развития:

3

20%

7

47%

5

33%