Файл: Понятие и классификация функций государства (ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
Вопрос о формах государственного устройства, возникновению одних форм из других, поиски «наилучшей» формы и т. д. рассматриваются в контексте практического решения проблемы построения идеального государства. В зависимости от числа правящих Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть (монархию), власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). При монархии власть находится в руках одного человека, при аристократии - в руках у выборных лиц, при демократии - в руках всего народа. Каждый из указанных видов государственного строя несовершенен и не лучший, но все-таки терпимый и при определенных условиях может быть вполне прочным, имеет свои достоинства и недостатки. «Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы». В то же время в простых формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает их недостатки. Так, при царской власти, пояснял он, все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов, такая власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию. Народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов, а сама их власть из власти наилучших (мудрых и доблестных) превращается в господство клики богатых и знатных. Обратите внимание: демократия находится на последнем месте, ведь по Цицерону она приводит к тиранической власти толпы, что является более отвратительным, чем тирания одного человека. Он, будучи аристократом по происхождению и духу, не мог признать социального равенства. Уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, по Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право. По мнению мыслителя, наилучшей является смешанная форма государства, которая позволяет объединить достоинства разных форм правления и избежать их недостатков. «Потому что, - подчеркивал он, - желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету главных людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.
Цицерон считал, что смешанная форма правления лучше всего воплощена в римском государстве (республиканский Рим - 509-28 гг. до н. э.), а значит, концепция наилучшей формы государственного строя является реально выполнимой. Цицерону принадлежит и учение о лучшем государственном деятеле и идеальном гражданине. Править в государстве должны лучшие люди. Мудрый государственный деятель должен всячески содействовать прочности и долговечности государства. Ведь служение государству - «самая главная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность». Цицерон требует от человека, который занимается государственными делами, а) благоразумия, б) ума, что побеждает низкие страсти, в) владение такими добродетелями, как мудрость, справедливость, умеренность и красноречие. Кроме того, политический деятель должен быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедливым». В обязанности идеального гражданина входит следование таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Он должен исполнять предписания законов, не делать никому зла, не посягать на чужую собственность, проявлять общественную и политическую активность.
Возникновение первых городов-государств относится к IV-III тысячелетия до н. э. Само же понятие «государство» вошло в обиход в XVIII веке. Его ввел в научный оборот итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли, который, используя термин «stato», объединил понятия «республика» и «единовластное правление»[13]. Очевидно, что с того времени стали различать государство и гражданское общество. Тогда же Ж. Боден определил государство через понятие «суверенитет» и «постоянная и абсолютная власть государства», где государство интерпретируется как правитель, орган власти, бюрократия. Понимание государства как политического общества было дополнено его институциональной характеристикой[14]. В связи с этим в европейской политической науке сложилось два образа государства: во-первых, государство как своего рода коллективность, которая решает вопросы общего блага и, во-вторых, государство как совокупность институтов публичной власти, как бюрократия. На сегодняшний день, в мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Чаще всего используется формализованное (инструментальное) определение государства. Государство - это универсальная политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма.
Исходя из истории мы можем увидеть, что одни государства возникали раньше, другие - позже. Это обусловлено тем, что государство возникло только там, где были созданы для этого соответствующие предпосылки. В целом предпосылки возникновения государства можно разделить на:
Экономические предпосылки. Возникновение государств оказалось закономерным следствием процесса перехода общества от присваивающего хозяйства к воспроизводящему. Было отделено земледелие от скотоводства - это было первым общественным разделением труда. Общество развивалось, произошло отделение ремесла от других занятий - второе общественное разделение труда. Производство избыточного продукта создавало благоприятные условия для обмена. Появление профессиональных торговцев, по мнению Энгельса, означало третье общественное разделение труда[15]. Факторами, которые определили переход к производственной экономике, были: демографический фактор (увеличение народонаселения и сокращение природных продуктов для потребления); климатический фактор (изменение климата на Земле из-за наступления ледников люди пытались приспособиться к климатическим изменениям); случайный фактор (существует предположение, что человек случайно нашел способ получения продуктов, увидев возле жилья ростки зерен злаков, или от потомков пойманных, но сразу не съеденных животных); интеллектуальный фактор (у человека появилась способность к мышлению, особенности сознания человека способствовали переходу к воспроизводящему ведению хозяйства).
Политические предпосылки. Необходимость человека, занимаясь производственной деятельностью, вступать в отношения с соплеменниками. Человеку постепенно пришло понимание того, что ему более выгодно наличие безопасных условий деятельности. Возникает необходимость в существовании стабильного порядка для обеспечения осуществления производства. Также добавляется необходимость регулировать отношения с соседними союзами людей. Идея внешней угрозы способствует интеграции общества, одновременно закрепляя власть как средство борьбы с внешней угрозой. Войны, таким образом, инициировали процессы становления государственного строя[16].
Идеологические предпосылки. Основной формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, т. е. многобожие. Постепенно происходила своего рода иерархия богов, среди многих из них кто-то выделялся на роль главного. Впоследствии в разных регионах земного шара в разное время возникает единобожие. Ученые считают, что религия консолидировала общество, объединила племена в единую социально-политическую общность - народ. Более того, считается, что возникновение моно религии у тех или иных народностей является показателем формирования у них государства[17].
Психологические предпосылки. Изменения в экономике формируют новое духовное лицо человечества, возникает новый тип самосознания. На начальном этапе развития общества постепенно и пока что в небольшой степени людьми начинают осознавать общие интересы. Способствует осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон общества[18].
Как видим, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов. В крайнем случае, с уверенностью следует констатировать, что их перечень не исчерпывается исключительно экономическими предпосылками. Все это свидетельствует о сложности процесса перехода к государственности.
1.2. Общая характеристика основных функций государства
В научной литературе выделяют некоторые общие черты функций государства, среди которых[19]:
- содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Подобные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они осуществляют свое влияние;
- в отличие от функций государственных органов (финансовых, образовательных, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;
- функции государства носят комплексный, обобщенный характер. В них воплощается концентрация усилий государства на ключевых, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности;
- функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, экологический контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на это органами, либо структурными подразделениями различных органов государства;
- функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
Приведенный перечень общих черт, присущих функций государства не является исчерпывающим, его следует дополнить следующими[20]:
- функции государства находятся в непосредственной зависимости от условий развития общества, а следовательно носят конкретно-исторический характер: они могут изменяться под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, а также изменений в окружающей природной среде;
- функциям государства как основным направлениям ее деятельности присущи относительная самостоятельность и устойчивость, то есть, они являются постоянными при условии неизменности политических и социально-экономических условий;
- в реализации функций государства прямо или косвенно вовлекаются все органы государства, которые в зависимости от объекта воздействия (то есть сферы отношений, на которую он распространяется) могут иметь статус органов общей или специальной компетенции;
- в функциях проявляется сущность государства, поэтому для них свойствен такой признак, как социальное назначение, то есть способность установленными средствами и методами удовлетворять потребности и интересы общества.
- В юридической науке используют следующие критерии классификации функций государства, а именно: - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние); - по продолжительности их существования и деятельности выделяются постоянные и временные. Постоянные функции, осуществляемые государством на всех этапах его существования. Временные функции, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением[21]; - по важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные); - по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные); - в зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); - по сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере; - от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).
Анализ научной литературы и нормативных правовых актов, касающихся данного вопроса, позволяет сделать вывод о том, что функциями государства являются направления его деятельности, обусловленные целями и природой данного политического института. Основные функции государства направлены на достижение тех результатов, ради которых оно было создано или существует в настоящий момент времени, т.е. в реализации которых заинтересовано общество в целом или определенная социальная, политическая, классовая, группа людей, являющаяся источником и носителем государственной власти в обществе.
Указанное позволяет установить два основных критерия для разграничения основных и неосновных функций государства.
В первую очередь, основные функции служат достижению основных целей и задач государства, стоящих перед ним на том или ином этапе развития.Основные функции осуществляются государством в интересах непосредственно носителя общественной власти (класса, нации, народа, иных социальных групп), т.е. их реализация самым тесным образом затрагивает каждого члена общества, при этом не следует путать этот признак с общественным интересом (вниманием), проявляющимся в той или иной сфере.Таким образом, основным, принципиальным условием является существование взаимного интереса в реализации основных функций, как у общества, так и у государства.
Все так или иначе связанные между собой явления социальной действительности дополняют и обогащают друг друга. Благодаря этому возможно познание государства, права и экономики как конкретного целого и всей системы разнообразных отношений.
Распространенное в СССР утверждение о том, что содержание понятий государства и права является производным от экономики, было проявлением вульгарного экономизма. Поэтому следует отклонить упрощенное представление о том, что нормы права только юридически выражают экономические процессы общественной жизни, протоколируют экономическую деятельность, а государство обеспечивает реализацию нормативных предписаний. На самом деле на формирование государства и права и их содержание влияют наследственность, международные, организационно-управленческие, демографические, религиозные факторы, общий уровень культуры общества. Не случайно в науке отграничивают государство и право от других социальных институтов, поскольку они имеют свою собственную, «параллельную» историю. С момента своего возникновения государство и право приобретают относительную самостоятельность по отношению к обществу, экономики, воли правящих сил, обычаев, морали, корпоративных и иных социальных норм[22].