Файл: Понятие и классификация функций государства (ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Проблема понятия государства связана с определением его территориального построения, созданием высших органов государства, взаимодействием их между собой и населением, методами осуществления государственной власти.

Актуальность темы диктуется еще и тем, что в научно-правовой мысли советского периода подчеркивалось значение в основном «содержания» государства, особенно его «классовой» стороны. При этом, не всегда обращалось внимание на то, что форма есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Однако, демократические преобразования, осуществляемые в РФ, обусловливают необходимость дальнейшего изучения трансформирующихся характеристик современного государства. Трудно переоценить актуальность, сложность и неоднозначность настоящей темы.

Кроме того, государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Видный советский юрист Д.Б. Левин подчеркивал, что: «…суверенное государство является основной формой организации жизни народов»[1]. Благодаря присущему государствам уникальному качеству - суверенной власти они и только они способны обеспечить функционирование международного права. Суверенные государства являются источником властной энергии этого права. В силу суверенитета они создают нормы международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления. В консультативном заключении о приеме государства в ООН Международный Суд подчеркнул такие качества государства, как способность принимать и осуществлять международные обязательства[2]. Государства - наиболее могущественные и организованные субъекты. Они сосредоточили в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Будучи Генеральным секретарем ООН, Б. Бутрос Гали подчеркивал: «…важность и незаменимость суверенного государства как основного субъекта международного права…»[3].


Таким образом, практическая и теоретическая значимость и актуальность темы данной работы представляется очевидной. Исходя из актуальности темы работы, была определена цель курсовой работы - исследовать понятие сущность и функции государства. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Исследовать понятие содержания и функций государства: генезис развития понимания государства; общая характеристика основных функций государства.

2. Рассмотреть основные внутренние и внешние функции государства: основные внутренние функции государства; основные внешние функции государства.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при определении понятия сущности и функции государства. Предметом работы являются: нормы законодательства, исследования профильных авторов, опыт правоприменителей, касающиеся определения понятия сущности и функции государства.

Методологическая база курсовой работы представлена методом диалектического материализма, иными общими методами научного познания: индуктивным, дедуктивным, анализа, синтеза, а также частными методами: историческим, сравнительно-правовым социологическим, структурно-функциональным, статистическим и другими.

Теоретической основой исследования послужили наработки таких ученых как: Аврутин Ю.Е., Арановский К. Ф., Бутрос Бутрос Гали, Воронин П.П., Мальцева К.К., Павлисова Т.Е., Гегель, Графский В.Г., Грацианский П. С. , Греков К.Е., Кашанина Т. В., Кокорев Р.С., Колосов Ю., Кузнецов В., Богуславский М.М., Журахов В.Г., Ковалев Ф.Н., Кожевников Ф.И., Колодкин А.Л., Корбут Л.В., Лебедев С.Н., Левин Д.Б., Мешера В.М., Моджорян Л.А., Садиков О.Н., Талалаев А.Н., Ульянова Н.Н., Усенко Е.Т., Фельдман Д.И., Черниченко С.В., Шибаева Е.А., Шуршалов В.М., и др.

Работа включает в себя введение, четыре раздела, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

1.1. Генезис развития понимания государства

Великие ученые, мыслители и писатели на протяжении истории человечества исследовали такое общественное явление, как государство. Они были представителями разных народов, каждый из которых имел свои обычаи, свой менталитет, свое представление о достойной жизни. Во взглядах мыслителей древности было много утопического, однако данное обстоятельство не уменьшает ценности их великого интеллектуального и духовного наследия. Идеи и концепции большинства мыслителей всех времен связаны с политической практикой. Некоторые из них не потеряли своей актуальности и по сей день.


Так, например, Аристотель отмечал, что государство по своей сути является сложным явлением с многоуровневой структурой. Исходя из гипотетического предположения о том, что индивид выступал как элементарная доля государственного образования, философ начинает исследование с выяснения вопросов, раскрывающих индивидуальные признаки института гражданства. При этом он высказал замечание, что гражданство и постоянное место жительства на территории государства – это две разные категории, ибо не все индивиды, проживающие или находящиеся на территории государственного образования, являются его гражданами[4]. Не является признаком гражданства, по представлениям философа, возможность выступать в суде в качестве истца или ответчика, поскольку этим правом могут воспользоваться и иностранцы на основании заключенных с ними соглашений. Мыслитель указывал, что нельзя называть гражданами в полном смысле этого понятия детей и пожилых лиц, освобожденных от исполнения гражданских обязанностей в силу того, что первые из-за своего незрелого возраста еще не могут в полной мере выполнять гражданские обязанности, а вторые, в силу преклонного возраста, уже не способны принимать полноценное участие в государственной жизни полиса. Поэтому наиболее точно понятие «гражданин» может быть определено благодаря участию физического лица в работе суда (но не в качестве ответчика или истца), и народных собраний[5]. Итак, государством, по Аристотелю, следует называть совокупность физических лиц, которые принимают участие в работе законодательной или судебной власти. Достаточное количество данных граждан и обеспечивает территориальному образованию самодостаточное существование (Политика, 1275, 20)[6]. Государство философ понимал как определенную системную сферу организации государственных должностей вообще, но в первую очередь – верховной власти, так как она всегда связана с порядком государственного управления (Политика, 1278 b, 10)[7].

В целом Аристотель все формы государства разделял на две группы: правильные и неправильные. В частности он отмечал, что неважно, правит в полисе один человек, меньшинство или большинство. Если они руководствуются, в первую очередь, общей общественной полезностью, – то такие формы государственного правления, бесспорно, будут правильными, а если первоочередное значение приобретают выгоды одного лица, меньшинства или даже большинства, – они искажены, то есть неправильные (Политика, 1279 а, 30)[8]. Монархическое правление, направленное на достижение пользы обще-социального характера, Аристотель называл царской властью; правление немногих – аристократией, а к правлению большинства философ применял термин «полития». Но строй, который в «Политике» именовался «политией», в «Этике» назывался «тимократией».Данный термин не следует отождествлять сплатоновскойтимократией, поскольку учитель Аристотеля выводил его из корня «time», то есть – «честь», «достоинство», а Аристотель – из корня «timema» («разряд» или «ценз»). Итак, полития (тимократия) определялась им как разновидность государственного правления, основанного на основе цензовых особенностей, причем по признаку вооружения граждан, а не по их богатству[9].


Отклонения от обще-социальных ценностных ориентаций идеальной царской власти Аристотель называл тиранией, если же эти же признаки были присущи аристократии, то такую форму государственного правления мыслитель называл олигархией, а искаженную политию – демократией (Политика, 1279 а, 30-40; 1279 b, 5-10)[10]. Тирания, по убеждению философа, – это монархическая власть, основной целью деятельности которой является получение выгод только для одного правителя; олигархия – преследует выгоды только для состоятельных граждан; демократия – малоимущих, но обще-социальной пользы ни одна из этих властей не приносит. То есть в неправильных, искаженных, по определению Аристотеля, государственных образованиях, основной целью функционирования органов власти было обеспечение корыстных интересов лишь части граждан полиса.

Положительные формы государственного правления философ определял, исходя из всеобъемлющей цели функционирования власти, которая заключалась в достижении наивысшего обще-социального идеала, то есть блага, которое бы охватывало все гражданское население государства. Отсюда следует, что философ, исходя из принципа двух ипостасях форм государственного правления, наделял признаками идеальности лишь те формы, при которых провозглашалось верховенство общегражданских интересов над индивидуально-личностными или групповыми.

Аристотель не обращал внимания на количество индивидов, которые входили в ту или иную правящею социальную группу, – или это была власть меньшинства – олигархия, или большинства – демократия. Они обеспечивали реализацию интересов лишь части гражданского населения, а потому были ложными или искаженными. Идеальные формы государственного правления, наоборот, – целью своей деятельности определяли достижения общегражданских интересов, то есть всеобщего счастья. Поэтому, исследуя проблематику, связанную с определением наилучшего государственного строя, Аристотель отмечал, что его организация должна предоставлять возможность «...любому человеку жить в достатке и быть счастливым...» (Политика, 1324 а, 25)[11]. Но он также указывал на то, что элементами государства являются богатые и бедные (индивиды), и в зависимости от преобладания тех или других устанавливается и соответствующая форма государственного правления[12]. Основной задачей государства наилучшего вида, по убеждению Аристотеля, является построение социально ориентированной системы власти и управления, а интересы рядового гражданина краеугольным камнем должны проходить через ее идеологию.


Характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие и новое воплощение в трактовке Цицероном государства как публично-правовой общности. Использование им идей своих предшественников происходит с учетом римских традиций в сфере государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, что и позволило ему развить и сформулировать новые оригинальные положения теории государства и права. Основными в учении Цицерона о государстве является вопрос о его природе, сущности, форме, о лучшем государственном строе, лучшего государственного деятеля и идеального гражданина. Разделяя позицию Аристотеля, главную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. «...Причиной объединения был не страх быть растерзанными дикими зверями, но скорее сама человеческая природа; и что объединились они потому, что человеческая природа избегает одиночества и стремится к общению и союзу». Другой причиной образования государства является необходимость охраны собственности. Само же государство вырастает из семьи. «Первоначальные узы состоят в браке, затем - в появлении детей, далее - в единстве дома и общности имущества, а это уже начало и как бы рассадник государства». По Цицерону, государство (respublica) есть достояние, делом народа (respopuli), «а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким-то образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Следовательно, государство в понимании Цицерона является выразителем общих интересов всех его свободных членов, сплоченных юридическим статусом, общим правопорядком». Здесь происходит юридизация понятие государства, ведь связь с правом рассматривается как один из его существенных признаков. Несущей конструкцией государственности у Цицерона выступает «согласие сословий» (сoncordiaordinum). По мнению мыслителя, достижение такого согласия является главным для сохранения государства. Власть в государстве должна осуществляться на основании закона. Надо, считал Цицерон, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». Но и государство, и его законы неизменно подвластные Божьему, или моральному или естественному закону. Государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе является справедливым и правовым.