Файл: Понятие и классификация функций государства (ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Относительная самостоятельность предполагает наличие не менее двух компонентов, которые находятся в причинном или функциональном взаимодействии. Относительная самостоятельность государства, права и экономики указывает на их главенствующую роль в регулировании общественной жизни, первенство относительно других явлений действительности. При этом, абсолютной самостоятельности, обособленности от внешних или внутренних факторов в сложных социальных системах быть не может. Например, исходя только из экономической структуры общества, невозможно воссоздать систему правового регулирования в целом, ее отдельные структурные элементы, характер ее обратного влияния на экономические отношения. Поэтому государство, право и экономика находятся в постоянном соотношении друг с другом.

Так, экономика определенным образом определяет, детерминирует потребность в появлении, существовании и изменении правовых форм. В свою очередь правовая форма является способом существования, выражения, развития и преобразования экономического содержания. Взаимодействие между этими двумя сложными системами происходит таким образом, что изменения в одной из них влекут за собой нарушение стабильности в другой[23].

Каждая из систем представляет собой целостное образование с самостоятельной логикой своего развития. Право не просто оформляет экономическое содержание, а является его важнейшим элементом, своего рода опорной конструкцией. Порядок экономических отношений, которые повторяются и поддерживаются государством, - одно из важнейших проявлений права.

В обществе не существует абсолютного противоборства и абсолютной гармонии между правом и экономикой, но имеют место частичные противоречия и приспособления экономической и правовой сторон друг к другу. Право активно воздействует на регулируемые отношения: ускоряет, тормозит и даже блокирует) развитие экономики или же обеспечивает ее обычное воспроизведение. Такое воздействие осуществляется через законодательство - систему нормативно-правовых актов, которые существуют в государстве.

Например, деятельность субъектов малого предпринимательства в РФ сдерживалась достаточно сложной системой налогообложения, учета и отчетности. К субъектам малого предпринимательства относятся физические и юридические лица с небольшим количеством наемных работников и объемом реализации продукции (товаров, услуг). После введения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства только за первые два года их количество выросло в семь раз и достигло более миллиона человек, а уплата единого налога увеличилась в 6,1 раза по сравнению с предыдущими годами. То есть экономические отношения получили дополнительный импульс в результате устранения причин их искусственного сдерживания. Введение же дополнительных форм финансовой отчетности, новых средств учета расчетных операций, наоборот, для таких субъектов малого бизнеса повлечет за собой прекращение указанной тенденции.


Возможности предвидения развития социально-экономических явлений с целью их правового оформления имеют довольно узкие пределы. Экономические явления находятся под воздействием не только стихийных социально-экономических процессов, но и рациональных факторов, как, например, влияние государственной власти через законодательство и тому подобное. Когда определенные тенденции, которые стали заметны в экономике, находят свое адекватное отражение в правовой форме, процесс функционирования экономики происходит нормально, что свидетельствует об эффективности действующих в этой сфере правовых норм. Со временем экономические отношения и правовая форма, которая их обеспечивает, устаревают, что, в свою очередь, требует реформирования всей экономики или ее отдельных сторон и нового законодательного обеспечения этих экономических отношений. При этом выделяют абсолютные тенденции, долгосрочные и краткосрочные, такие, которые появляются и исчезают при определенных условиях, и универсальные, необходимые, неизбежные, вытекающие из экономической жизни и которые не могут быть устранены никаким вмешательством в социальную сферу. Чтобы познать экономические тенденции, выявить и учесть их в соответствующей правовой форме, необходимо как можно точнее определить условия, при которых они исчезают. Дело в том, что этих условий можно просто не заметить. Например, существует экономическая тенденция к накоплению средств производства. Но вряд ли можно надеяться на то, что она сохранится там, где быстро уменьшается количество населения. Уменьшение средств производства, в свою очередь, может зависеть от неэкономических факторов. Это означает, что если в основу законодательных решений будут положены недостаточно изученные экономические тенденции, то не будет никаких оснований ссылаться на право как основную причину недостатков, которые есть в экономике.

Законодательство выступает фактором, который направляет развитие экономики не куда-нибудь, а соответственно потенциальных ее возможностей в данный период. Причем взаимодействие между этими двумя системами осуществляется не просто, так сказать, линейно: нормативное предписание - ожидаемый экономический результат. Правовое предписание предполагает в заданных пределах множество возможных способов организации экономического содержания. Правовая форма придает экономическим отношениям новых качеств, в чем и заключается ее регулятивная роль.

Достаточно весомым фактором, обусловливающим границы принятия экономических и правовых решений, является в настоящее время «экологический императив», что ставит под вопрос само существование человека. Рассматривая процесс взаимодействия права и экономики, следует учитывать не только фактическое состояние экономики, но и экономическую политику, которую проводят органы власти, а также и влияние научных школ, теорий на содержание решений, которые эти органы принимают. Так, идеи «свободы рынка», бесконтрольной рыночной экономики со временем сменились на более взвешенные подходы «социально ориентированной экономики», связанной с активным вмешательством государства в ее регулирование. Неприкосновенность частной собственности, как выяснилось, должна согласовываться с общественными интересами. Весьма полезной оказалась идея планирования экономики и правовых решений, которые ее регламентируют.


Право призвано обеспечить оптимизацию государственного вмешательства в экономику. Это задача не имеет количественной оценки. Оно направлено на увеличение эффективности производства, занятости населения, выравнивание деструктивных явлений рынка (безработица, колебания цен, снижение жизненного уровня), на усиление охраны интересов потребителя и, наконец, социальной стабильности в обществе.

Влиятельным условием функционирования рыночных отношений является также последовательное претворение в жизнь принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Наличие в обществе различных социальных групп с противоположными интересами делает актуальной задачу установления правовых гарантий различных способов решения социальных конфликтов. Рыночная экономика имеет не только плюсы. Она социально противоречива и в связи с этим влечет за собой негативные явления. Известно, что свобода более криминогенна, чем тоталитаризм. При тоталитаризме есть возможность контролировать любые поступки человека в экономической сфере, таким образом сдерживая экономическую преступность на допустимом уровне. В развитых демократических государствах уровень экономической преступности более высокий (с постепенной динамикой прироста), чем в государствах с недемократическими политическими режимами. В связи с этим для эффективной борьбы с экономической преступностью необходимо формирование надлежащей правовой базы, необходимого количества квалифицированных кадров, финансового и материально-технического обеспечения, которые бы существовали в пределах соответствующего правового режима.

ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

2.1. Основные внутренние функции государства

Процесс возникновения и становления понятия «социальное государство» имеет долгую и сложную историю. В современный период он развивается в трех основных направлениях и, соответственно, его можно анализировать с учетом трех соответствующих уровней: - научным - как идею и ее развитие в целом ряде концепций; - нормативным - как конституционный принцип, который закреплен в основных законах стран; - эмпирическим - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.


Идейная основа социального государства берет свое начало еще в представлениях античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан.

Научный приоритет в разработке первой теоретической концепции социального государства, содержащей новаторские для своего времени идеи, принадлежит известному немецкому государственному деятелю, экономисту и историку Л. фон Штейну[24], которым, собственно, впервые было определено понятие «социальное государство». Его теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Л.. фон Штейн считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших классов до уровня богатых и сильных. С теоретической точки зрения концепция социального государства стала идейной квинтэссенцией всего предыдущего развития западноевропейской мысли по вопросам, которые касаются таких понятий как «государство», «общество», «личность», «право», «свобода», «равенство». А с практической точки зрения – теория социального государства стала ответом на запрос реальности государственного управления.

Социальное государство согласно Штейну, должна не только узаконивать и охранять господствующие классы, но и сознательно служить интересам народа. Необходимо также подчеркнуть, что в идеологическом плане первая концепция социального государства была порождением консервативной мысли, а сам Л. фон Штейн был ярким представителем консервативного направления в науке и политике. Один из основных принципов консерватизма – это опора на существующую реальность. В отличие от либерализма, который базируется на том, каким его представляют, консерватизм базируется на существующем, именно поэтому он является более чувствительным к общественным изменениям. После революционных выступлений 1848 г. безальтернативность политики социальных реформ стала очевидной. Теория социального государства в виде провозглашенной новой миссии государства стала ответом немецкой консервативной мысли на угрозы революционных преобразований. Справедливо мнение американского исследователя Дж. Уилла, который утверждает, что именно консерваторы заложили основу государства всеобщего благосостояния. Целью концепции Л. фон Штейна стал поиск путей для устранения противоречий, создаваемых в капиталистическом обществе средствами самого государства. При этом первоочередное значение имело решение так называемого «социального вопроса», обострение которого виделось как главная угроза стабильности общества. Согласно Штейну, миссия социального государства на уровне управления реализуется в конкретных управленческих функциях государства, в частности: устранение юридических преград, свободному межклассовому переходу посредством предоставления всем гражданам равных прав, прежде всего, прав собственности; заботы об общественных потребностях, обеспечивающих каждой личности физические условия самостоятельности; содействие труду, в достижении хозяйственной самостоятельности, например, через страховые дела, самопомощь в виде различных союзов и тому подобное.


Определяя сущность социального государства Л. фон Штейн писал: государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной личности, самоопределяется, благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, потому что по конечному счету развитие одного становится условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»[25]. Как единственный гарант равенства и социальной справедливости, государство, в понимании Л. фон Штейна, безусловно, стоящий над всеми остальными общественными институтами и интересами. Исследования социального государства Л. фон Штейна, смогли преодолеть подход к государству как арене классовой борьбы и впервые утвердить приоритет соотношения «личность – государство» в противовес предыдущему «общество – государство», а главной целью государства был провозглашен экономический и социальный прогресс.

Концептуальное обоснование сущности социального государства требует рассмотрения его системообразующих элементов. Элементы социального государства - это совокупность признаков, которые определяют его внутреннюю структуру, обеспечивают комплексное функционирование и отличают его от других форм и укладов. Составными элементами модели социального государства выступают ее цель, принципы, субъекты, критерии, функции, приоритеты и направления их реализации.

Все указанные элементы объединяются целью социального государства. В свою очередь, реализация главной цели предусматривает выполнение социальным государством определенных функций.

Анализ доступной нам современной научной литературы по проблематике социального государства приводит к мысли о возможности выделить три основных, системно взаимосвязанных между собой «блока» задач такого государства. Первый «блок» задач - это создание юридических и фактических условий для самостоятельного обеспечения работоспособным человеком для себя и для своих близких достойной жизни, а также осуществления государством мероприятий по поддержке нетрудоспособных групп населения, «социальных аутсайдеров», хотя бы на уровне прожиточного минимума. Второй «блок» задач - обеспечение реальных гарантий реализации экономических, социальных и культурных прав всех граждан. И третий - это меры, направленные на минимизацию неоправданных социально-экономических различий между членами общества, на сдерживание чрезмерного имущественного расслоения населения, укрепления социального согласия и единства народа. А следовательно, эта «триада» признаков и должна быть, по нашему мнению, отражена в общей дефиниции социального государства как отражающая его основные элементы.