Файл: Понятие и классификация функций государства (ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая вышесказанное, понятие социального государства можно определить следующим образом: социальное государство - это государство, которое, имея экономическую основу социально ориентированное рыночное хозяйство, создает все возможные условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, для самостоятельного обеспечения инициативной и социально ответственным лицом необходимого уровня материального благосостояния себе и членам своей семьи; гарантирует каждому прожиточный минимум для достойного существования человека и способствует укреплению социального согласия в обществе.

Одна из первых попыток классификации различных форм построения социального государства принадлежит американским исследователям Г. Виленскому и Ч. Лебо, которые выделили «институциональную» и «остаточную» модели рассматриваемого государства. При первой модели перераспределение материальных благ считается функцией, которая органически присуща государству всеобщего благосостояния. При второй же – такое перераспределение является чрезвычайной мерой. Это означает, что «остаточная» модель предусматривает предоставление государственной поддержки лицу лишь в случае, когда индивидуальные потребности не могут быть удовлетворены другими социальными институтами, в частности, семьей, общиной, благотворительными фондами. При таком подходе финансовая помощь и социальные услуги возлагают на их получателей определенные обязательства в виде, например, привлечения их к исполнению общественных работ» (в случае получения пособия в связи с безработицей). Кроме того, государственная поддержка в этом случае осуществляться на краткосрочной основе (только в критической ситуации) и прекращаться, когда человек или семья снова смогут заботиться о себе самостоятельно[26].

В социальном государстве «институциональной» модели реализация программ социального благосостояния рассматривается как естественная, узаконенная функция современного индустриального общества, направленная на предоставление человеку возможности самореализоваться. При этом на получателей социального обеспечения не наклеивается ярлык неудачников, что характерно для «остаточной» модели. Сторонники «институциональной» модели социального благосостояния считают, что трудности, возникающие в жизни отдельного человека, порождаются обществом и государством. А следовательно, последние должны взять на себя ответственность за совершенствование социальных институтов, имеющих важное значение для всестороннего развития каждой личности[27].


Итак, принципиальное различие между двумя описанными моделями социального государства заключается в основном в различных масштабах государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Так, в «остаточной» модели меры «государства благосостояния» направлены выборочно, на наиболее бедные слои населения, при наличии довольно слабо выраженной прогрессии налогов, в то время как в государстве «институциональной» модели государственные меры помощи охватывают значительно более широкий круг людей и осуществляются за счет налогов, которые взимаются на основе достаточно высокой прогрессии[28]. Существование определенной формы государства всеобщего благосостояния в развитых странах признается в современных условиях большинством существующих политических сил. В корне отрицают ее возможность лишь сторонники доктрины свободы воли - либертарианцы, для которых такое государство олицетворяет нарушение прав тех, кто должен платить налоги для обеспечения ее функционирования.

Характерными особенностями другой «скандинавской» («шведской») модели, обычно, считают: создание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание условий самой развитой в мире системы социального обеспечения; достижение высокого уровня образования и культуры. Основу смешанной экономики в этой модели составляют органическое сочетание частно-капиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта с целью обеспечения большей социальной справедливости. Политика государства направлена на то, чтобы повысить уровень жизни бедных слоев населения, обеспечить условия для полной занятости, поддерживать развитую систему социального обеспечения. Идеал усматривается в том, чтобы сократить существующее социальное неравенство путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К таким услугам относятся: система выплат на детей; бесплатное школьное образование; обеспечение в старости; выплата пособий при безработице; обеспечение жильем и тому подобное[29].

Шведский вариант социальной политики характеризуется универсальностью социального обеспечения и страхования. Этот вариант имеет ряд общих черт с системой социальных гарантий в Советском Союзе, которая также охватывала все население. Их однотипность заключается, в частности, во внерыночном характере предоставления социальных услуг и в отсутствии непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на его получение. При этом социальные расходы шведского государства благосостояния превышают половину валового внутреннего продукта - противв среднем менее трети для стран Западной Европы и четверти для всех развитых стран, - а работники государственно-муниципального сектора социальных услуг составляют около трети от общего количества занятых[30].


В свою очередь, в России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года[31], которая определяет РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, и свободное развитие человека (ст. 7). Социальные, экономические права призваны гарантировать индивиду свободу в экономической, социальной сферах, а также обеспечивать ему достойный уровень жизни. Существующая на данное время экономическая и социальная роль государства модифицировала характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не понизила его ответственность за формирование системы подобных гарантий. Обязанность по увеличению социальной роли государства возложена на Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. К числу таких проектов отнесены, главным образом те, которые касаются образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства.

Все социально-экономические права условно можно распределить на следующие подгруппы[32]: права и свободы, обеспечивающие свободу экономической деятельности: право на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34); право частной собственности и ее наследования (ч. 1 и 4 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).Права, гарантирующие человеку свободу выбора профессии и достойные условия осуществления трудовой деятельности[33]: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на гарантированный минимальный размер оплаты труда и вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37); право на достойные условия труда (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право создавать профессиональные союзы (ч. 1 ст. 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Права, гарантирующие человеку достойный уровень жизни и защиту от негативного воздействия рыночной экономики[34]: право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище, включая право на получение жилища малоимущим гражданам бесплатно или за доступную плату (ч. 1 и 3 ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).


При этом, резкое ухудшение состояния окружающей среды в течение ХХ века, привело к тому, что об экологических проблемах массово заговорили не только ученые-экологи, но и политики, юристы, журналисты, активисты общественных движений. Как следствие, начинает формироваться экологическая функция государства[35], которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Экологическая функция государства тесно связана с социальной функцией государства, в частности с проблемой построения социального государства и справедливого распределения материальных ресурсов.

При этом, охрана природы, окружающей среды является конституционной обязанностью государства и всех граждан практически во всех государствах современности. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. На сегодняшний день, проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они касаются интересов всех народов и государств. Охрана природы ставится в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы, в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы[36]: - природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, введены ли они в хозяйственный оборот или нет; - использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства; - неукоснительное соблюдение природоохранного законодательства и ответственность за его нарушение.

В сфере обеспечения охраны природы важное значение приобретает деятельность государственных органов, которые призваны обеспечивать его природоохранную функцию. Среди них важное место отведено органам исполнительной власти[37].

Функции органов государства осуществляются исключительно в рамках четко определенных для них полномочий, в соответствующих отраслях государственной деятельности и на конкретный вид общественных отношений, то есть структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает влияние через уполномоченные органы, применяя при этом разнообразные формы и методы управления[38].


Природоохранная деятельность в РФ, как и в подавляющем большинстве стран мира, является предметом государственного регулирования - государственной охране и регулированию использования на территории РФ подлежат[39]: окружающая природная среда как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов; природные ресурсы, как привлеченные в хозяйственный оборот, так и те, что не используются в народном хозяйстве в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и иная растительность, животный мир); ландшафты и другие природные комплексы. Это дает основания утверждать, что природоохранная деятельность – это государственная деятельность, которая заключается в активных действиях взаимодействующих органов государства, направленные на охрану окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека.

Государственное управление в отрасли охраны окружающей природной среды, по нашему мнению, является видом деятельности органов исполнительной власти по реализации внутренней и внешней экологической политики государства, ее внутренней и внешней экологических функций.

От эффективности административной деятельности органов исполнительной власти в сфере обеспечения природоохранной функции государства зависит состояние сохранения природной среды существования человека, гармонизация взаимовлияний общества и окружающей среды, что является неотъемлемым условием устойчивого экономического и социального развития РФ.

Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды основывается на принципах, которые отражают исходные положения по организации государственного управления в этой сфере, которые определены в законах и других нормативно-правовых актах, которые регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ единственным органом правосудия в РФ является суд, а ст. 49 Конституции, закрепляющая принцип презумпции невиновности, гласит, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Эти и другие конституционные положения получили своё развитие в рассмотренном нами ранее федеральном законодательстве и др. нормативно-правовых актах (НПА).