Файл: Понятие и классификация функций государства (ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право лица на справедливое и гласное рассмотрение его дела без неоправданной задержки на основе полного равенства компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона, относится также к числу общепризнанных международно-правовых норм[40], обязанность исполнять которые взяла на себя и Россия. Данная обязанность обретает функциональную определенность через реализацию судебной системой правозащитной функции государства, которая отличается рядом признаков[41]: 1. она является одним из основных социально значимых направлений его внутренней или внешней деятельности. Понятие «основное направление деятельности» позволяет выделить функции из множества различных проявлений государственной деятельности как наиболее широкие и общие по объему. Правозащитная функция такое направление деятельности, которое имеет своим объектом широкий круг похожих общественных отношений в отдельной сфере социальной жизни – защита прав и свобод, она является комплексной по своему содержанию и структуре, и представляет собой одно из решающих направлений воздействия государства на общественные отношения внутри страны или за ее пределами, осуществляется всеми звеньями государственного аппарата. 2. в правозащитной функции государства находит свое выражение и конкретизацию его историческая сущность и социальное назначение. Изменение сущности и социального назначения закономерно отражаются на содержании его правозащитной деятельности. 3. в правозащитной функции государства проявляются и объективизируются присущие государству особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества. 4. правозащитная функция государства - это стойкая, сложившаяся предметная деятельность, что означает ее постоянный характер в течении длительного периода существования государства. 5. реализация правозащитной функции государства осуществляется присущими ей методами и в присущих ей формах – путем осуществления правосудия. 6. правозащитная функция государства характеризуется преемственностью, которая обусловливается тем, что она подвергается мощному воздействию этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, который появляется в развитии конкретного государственного организационного общества, в откровенной или скрытой форме может сохранять и даже развивать отдельные старые правозащитные функции государства[42].


Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина, наряду с их признанием и соблюдением, является единственной обязанностью Российского государства, прямо закрепленной в Конституции. Ст. 45 Конституции гарантирует гражданам государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ. Указанная обязанность государства реализуется путем отправления правосудия какформыосуществлениясудебнойвласти.

Судебная система РФ является двухуровневой и состоит из федеральных судов и региональных судов – судов субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд; суды первой и второй инстанций субъектов РФ, военные и специализированные суды, федеральные арбитражные кассационные суды, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи.

В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации»[43], судебную систему составляют все суды РФ, а именно федеральные суды и региональные суды (далее - суды субъектов РФ). Таким образом, судебная система РФ состоит из: - судов общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные, административные, гражданские и иные подсудные им дела. Верховный Суд является высшим органом судов общей юрисдикции. Военные суды являются отдельной ветвью судебной системы, подчиненные Верховному Суду. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции. За исключением мировых судей, все суды общей юрисдикции в РФ являются федеральными судами. - конституционных судов, которые разрешают дела о соответствии законов РФ Конституции РФ, а также о соответствии законов субъектов РФ их конституциям (уставам). Конституционные суды субъектов РФ не подчиняются Конституционному Суду РФ. - арбитражных судов, которые разрешают экономические споры. ВС РФ является высшим органом в системе арбитражных судов.

Итак, судебная система РФ – система специализированных органов судебной власти построенная на основах специализации (юрисдикции), состоящая из судов двух уровней: суды субъектов и федеральные суды, деятельность которых направлена на осуществление в рамках своих полномочий правосудия и регламентирована нормами материального судебного права. При этом, судебная система РФ, строится на началах единства системы органов государственной власти, основанное на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, установлении перечня предметов совместного и исключительного ведения, а также о самостоятельном построении субъектами РФ системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя.


2.2. Основные внешние функции государства

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Оборонная функция - одно из важных направлений деятельности государства, имеющее своим содержанием постоянное выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности.

Оборонная функция любого государства составляет важное направление его деятельности. Она носит комплексный и системный характер. Осуществляется посредством применения различных форм и методов: экономическими, политическими, военными, дипломатическими, идеологическими и иными средствами.

Следует отметить, что нормами международного права в зависимости от преследуемых государствами целей по-разному трактуют ведущиеся войны. Например, войны, направленные на защиту Отечества, за освобождение территории своего государства признаются законными и справедливыми, а другие - захватническими и несправедливыми.

Что же касается функции сотрудничества с другими государствами, необходимо отметить, что в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:

  1. Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия.
  2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве.
  3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития.
  4. Международная охрана окружающей среды. Интенсивная экономическая и промышленная деятельность негативным образом сказывается на экологии. Поэтому эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной науке нет единого подхода к выявлению причин возникновения государства, что объясняется сложностью и многообразием этих явлений. Поскольку в целом предпосылки возникновения государства можно разделить на: экономические предпосылки, политические предпосылки, идеологические предпосылки, психологические предпосылки. Таким образом, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов.

Анализ основных факторов способствовавших появлению государства а также положений основных теорий образования и сущности государства, позволяют сформулировать следующее определение государства. Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных функций.

Функции государства это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов направленная на политическое, экономическое и социальное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетные значение приобретают разные цели и задачи, а соответственно и различные функции.

Функции государства обладают признаками, позволяющие выделить их среди всех прочих.

  1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни.
  2. Функции государства всегда направлены на решения наиболее важных задач, стоящих перед государством.
  3. При реализации функций могут быть использованы особые властно-принудительные средства и методы воздействия.

Наиболее распространенными и широко признанными являются такие классификации, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач. Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства.


Государство также характеризуют следующие признаки: наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны; система налогов, податей, займов; территориальное деление населения; право; монополия на правотворчество; монополия на легальное применение силы, физического принуждения; устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (Начало действия документа - 24.10.1945.Данный документ вступил в силу для СССР 24 октября 1945 года.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
  2. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета/ Принята Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г.// Действующее международное право. Т. 2. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
  3. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств/ Принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1981 г.// Действующее международное право. Т. 2. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
  5. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
  6. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.