Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические и методические основы регулирования миграционными процессами).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации. Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:
- защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
- защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;
- сочетание интересов личности, общества и государства;
- дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов.
Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:
1. Создание единой системы миграционного контроля на территории России совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих миграционного контроля на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
2. Усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
3. Предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным
Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации.
4. Реализация мер по выдворению незаконных мигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.
Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах.
На сегодняшний день построение эффективной миграционной политики - приоритет национальных проектов большинства современных государств, поскольку миграционные процессы в XX веке оказывают значительное влияние на экономические, политические и культурные институты как государств исхода мигрантов, так и принимающих государств.
Зарубежный опыт в миграционной политике стран Европейского Союза, несмотря на некоторые различия и национальные особенности, характеризуется в настоящее время следующими принципами:
- проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы;
- борьба с нелегальной миграцией; проведение политики реэмиграции. В современной Европе осознают политику миграции как политику будущего, и дальнейшее ужесточение законов касается только нелегальной миграции.
Совет ЕС принял План глобальных действий против нелегальной миграции и торговли людьми. Основные пункты плана - усовершенствование визовой политики, обмен информацией и ее анализ, меры, регулирующие порядок пересечения границ и репатриацию были учтены при разработке стратегии Евросоюза по борьбе с нелегальной миграцией. Затем Комиссия ЕС представила Предложения содержат проект общей директивы, прописывающей основополагающие права всех легально работающих в ЕС мигрантов, а также четырех директив по критериям принятия иностранных рабочих и получения ими права на проживание и работу в ЕС.
Важным шагом в сфере защиты прав нелегальных мигрантов на территории ЕС и противодействия нелегальной миграции стало решение о введении единых на территории всего Евросоюза уголовных санкций в отношении работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов.
Миграционная политика стран характеризуется в настоящее время следующими принципами:
- проведение политики по ограничению въезда в страну низкоквалифицированной рабочей силы;
- борьба с нелегальной миграцией;
Положительный опыт Европейского союза в управлении миграционными процессами может послужить примером. Поскольку Россия в настоящее время также сталкивается с проблемой миграции и ищет пути ее эффективного регулирования, то уже достигнутые наработки Европейского союза в этой сфере могут быть полезны и для российской государственной политики.
2.2. Разработка мероприятий по совершенствованию миграционной политики с целью предотвращения нелегальной миграции в России.
Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;
б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;
в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;
г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;
д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;
е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;
з) развитие научных исследований в сфере миграции.
2.3. Этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.
Первый этап (2012 - 2015 годы):
а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
Второй этап (2016 - 2020 годы):
а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.
Третий этап (2021 - 2025 годы):
а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.
По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.
2.4 Региональные Программы, действующие на территории области и проблемы их реализации
Ивановская область входит в группу регионов Центрального федерального округа, которые имеют однотипные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли, старение населения, значительные диспропорции в численности сельского и городского населения, отток трудоспособного населения в другие регионы.
Необходимость разработки и реализации подпрограммы обусловлена потребностью предприятий реального сектора экономики и бюджетной сферы Ивановской области в трудовых ресурсах.
Экономика Ивановской области на протяжении последних лет развивалась относительно стабильно. В целом в течение 2016 года наблюдался рост промышленного производства. Индекс промышленного производства за январь - декабрь 2016 года составил 106,6%. Рост произошел в основном за счет роста производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 12,5%, а также за счет роста в обрабатывающих отраслях в целом на 4,7%, в том числе по следующим видам экономической деятельности: производство транспортных средств и оборудования (на 38,7%); производство резиновых и пластмассовых изделий (на 14,5%); текстильное и швейное производство (на 9,2%); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 8,6%); производство пищевых продуктов (на 2,4%); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (на 1,2%).
Замещение естественной и миграционной убыли населения за счет привлечения и использования иностранных работников имеет ряд негативных последствий, таких как:
- отток финансовых ресурсов из области, что сдерживает увеличение платежеспособного спроса;
- увеличение в структуре занятого населения доли низкоквалифицированных работников;
- рост социальной напряженности в связи с языковой, культурной и религиозной составляющими.
В Ивановской области существует реальная необходимость пополнения трудовых ресурсов за счет привлечения дополнительной рабочей силы через оказание содействия добровольному переселению соотечественников.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, ответственный за реализацию подпрограммы (далее - уполномоченный орган), его полномочия определены указом Губернатора Ивановской области от 18.01.2007 N 3-уг "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ивановской области, ответственном за реализацию областной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Основные понятия, используемые в подпрограмме, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 (далее - Государственная программа).