Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суть хозяйственных связей в розничной торговле составляют материальные, организационные и финансовые действия предприятий в направлении продаж товаров, предоставлению услуг, выполнению работ. В рамках этого осуществляется взаимообмен результатами деятельности предприятий производственно-хозяйственного направления.

В розничной торговле при обмене ресурсами между потребителями и поставщиками появляются некие хозяйственные связи, представляющие собой набор экономических, организационных и правовых отношений. Такие отношения возникают между конечными потребителями и поставщиками материалов, сырья, топлива и др. Оптимальная структура хозяйственных связей в большинстве случаев как раз и определяет эффективность деятельности предприятия[23].

Хозяйственные связи на поставку товаров различаются по своей структуре, числу участников, сроком действия, ведомственной подчиненности, нормативной типизации.

Организации и предприятия материально-технического обеспечения превратились в торговых и коммерческих агентов, оказывающих услуги предприятиям на хозрасчетных и взаимовыгодных условиях. Все они имеют готовую сеть складов, баз, магазинов, производственных участков. В сочетании с разнообразием выполняемых ими функций (универсальная, оптовая и розничная торговля) это в итоге снижает производственные и товарные запасы на обслуживаемых ими предприятиях, способствуя экономии на издержках обращения, ускоряя оборачиваемость средств и поддерживая ритмичность производства[24].

В целом общее представление о действующей системе сбыта дает схема, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1 - Система сбыта продукции в розничной торговле[25]

Вместе с тем при решении вопроса о том, выходить ли производителю в сбыте своих товаров непосредственно на покупателя или действовать с помощью посредников, необходимо учитывать, что более половины конечной цены товаров, приобретаемых покупателями через посредников, представляют собой торговые наценки, оплачивающие стоимость услуг последних. Иными словами, значительная часть конечной стоимости товара образуется за счет посредников[26].

Итак, коммерческая деятельность – это деятельность на рынке товаров и услуг в условиях полной экономической свободы, которая определяется пропорциями между спросом и предложением и регулируется государством с помощью экономических рычагов.


Торговое предприятие – является имущественным комплексом, используемым организацией для купли и продажи продукции и предоставления услуг торговли. Предприятиями торговли осуществляются такие функции: планирование, прогнозирование, организация торгового и технологического процессов, контроль и анализ.

Специфика осуществления функций предприятий розничной торговли связана со такими направлениями:

- поиск товарной продукции, включая обладающей уникальными характеристиками, которые в наибольшей мере соответствуют запросам потребительского рынка;

- поиск тенденций по улучшению имеющихся форм обслуживания и введению новых;

- поиск идей для усовершенствования торгового и технологического процессов.

Суть современных хозяйственных связей составляют материальные, организационные и финансовые действия предприятий в направлении продаж товаров, предоставлению услуг, выполнению работ. В рамках этого осуществляется взаимообмен результатами деятельности предприятий розничной торговли.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЯСОКОМБИНАТ «ЗВЕНИГОВСКИЙ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика  ООО «Мясокомбинат «Звениговский»

ООО «Мясокомбинат «Звениговский» зарегистрировано по адресу: РМЭ, Звениговский район, п. Шелангер, ул.60-летия Победы, д. 2а.

ООО «Мясокомбинат «Звениговский» - элемент агрохолдинга «Звениговский». Это динамично развивающееся предприятие, представляющее собой предприятие по производству мясной продукции и розничную торговую сеть.

Миссия компании - удовлетворять запросы потребителя на высоком профессиональном уровне, применяя для этого самые передовые технологии бизнеса и потенциал накопленного ранее опыта. Постоянно изучать текущую рыночную ситуацию и самосовершенствоваться на благо покупателей, сотрудников и деловых партнеров.

ООО «Мясокомбинат «Звениговский» оснащен современным, высокопроизводительным оборудованием известных мировых брендов «Laska», «Handmann», «Mauting», «Vemag», «Bizerba», позволяющим выпускать продукцию высокого качества.


В настоящее время весь ассортимент составляет несколько десятков видов колбас и мясных деликатесов, полуфабрикатов, которые изготавливаются из собственного охлажденного мяса с соблюдением всех технологических требований. Большая их часть поступает в торговые точки Республики Марий Эл, Чувашии и Татарстана, а также Нижегородской, Кировской, Костромской и Ульяновской областей. Для реализации продукции имеется около 350 фирменных торговых точек мясокомбината «Звениговский», и их количество постоянно растет.

Поскольку, основными клиентами ООО «Мясокомбинат «Звениговский» являются розничные предприятия и население, то организационная структура выглядит следующим образом - рисунок 2.

Организационная структура ООО «Мясокомбинат «Звениговский» является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее сотрудника. Права и обязанности руководства определяются, исходя из потребности удовлетворения желаний клиентов через имеющиеся возможности и ресурсы.

Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Мясокомбинат «Звениговский»

Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности работников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

Структура персонала ООО «Мясокомбинат «Звениговский»

Показатель

2017г.

Удель-ный вес, %

2018 г.

Удель-ный вес, %

2019 г.

Удель-ный вес, %

Абсолют-ное отклонение 2019 к 2017, чел.

Измене-ние в структуре 2019 к 2018, %

Среднеспис. численность персонала, чел.

В том числе:

580

100

640

100

700

100

60

120

- руководители

100

17,24

100

15,63

100

14,29

0

-2,96

- специалисты

40

6,90

40

6,25

60

8,57

20

1,67

- продавцы

140

24,14

140

21,88

160

22,86

20

-1,28

- рабочие и вспомогатель-ный персонал

300

51,72

360

56,25

380

54,29

80

2,56


Среднесписочная численность персонала ООО «Мясокомбинат «Звениговский» в 2019 г. по сравнению с 2017 годом увеличилась на 120 человек, в частности это произошло за счет увеличения числа специалистов на 20 человек, продавцов на 20 человек и рабочих на 80 человек.

За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло. Наибольший удельный вес занимают рабочие с удельным весом в 2019 г. 54,29%, далее наибольший вес в структуре персонала, как и в 2018 году занимают продавцы с удельным весом 22,86%, третье место в структуре принадлежит, аналогично к 2018 г., руководителям с удельным весом в 2019 г. 14,29% и последнее место в структуре персонала занимают специалисты с удельным весом 8,57%.

Анализ финансового результата за 2017-2019гг. и представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ финансовых результатов в 2017-2019гг.

Показатели

2017, тыс. руб.

2018, тыс. руб.

2019, тыс. руб.

Абс. изм. 2018-2017

Абс. изм. 2019-2018

Темп роста 2018,%

Темп при-роста 2018,%

Темп роста 2019,%

Темп при-роста 2019,%

Выручка

233826

316828

323627

83002

7201

178

78

92,0

-8,0

Себестои-мость

(150930)

(216631)

(244058)

-65701

-27427

143

43

112,7

12,7

Валовая прибыль

82896

100197

79569

17301

-21628

241

141

69,7

-30,3

Коммерческие расходы

(24601)

(24607)

(34294)

6

9687

100

0

106,9

6,9

Управленческие расходы

(38620)

(79712)

(45610)

41092

-34102

206

106

57,2

-42,8

Прибыль (убыток) от продаж

19675

-4122

-610

-23787

3512

487

387

70,6

-29,4

Прочие доходы

1265

15869

10178

14604

-5691

1254

1154

64,1

-35,9

Прочие расходы

(10333)

(11335)

(9081)

1002

-3254

110

-10

71,3

-28,7

Прибыль (убыток) до налогообложения

10607

412

487

-10195

75

947

847

69,5

-30,5

Текущий налог на прибыль

(2121,4)

(82,4)

(97,4)

-4662,6

15

(426)

-326

70,9

-29,1

Чистая прибыль (убыток)

8485,6

329,6

389,6

-8156

60

1364

1264

69,6

-30,4


Из таблицы наблюдается нестабильная динамика валовой прибыли, которая в целом за исследуемый период снизилась на 3327 тыс. руб.

Рост выручки в 2018-2019гг. объясняется эффективной политикой в управлении затратами и заключенным ранее договорам о поставках мясной продукции. Снижение темпов роста выручки в 2019г. по сравнению с 2018г. на 8% объясняемся тем, что часть клиентов-юридических лиц приостановили сотрудничество вследствие кризисных явлений в экономике. В связи с инфляцией, ростом заработной платы и тарифов возросли издержки (себестоимость) предприятия. Рост составил 50% в исследуемом периоде.

В связи с колебаниями выручки и себестоимости, а также управленческих и коммерческих издержек, наблюдается тенденция снижения прибыли от продаж и чистой прибыли ООО «Мясокомбинат «Звениговский». В то же время, анализ финансовых результатов выявил положительные итоги в исследуемых периодах, что подтверждает рентабельность работы предприятия.

Выявленные тенденции экономических показателей и финансовых результатов предприятия позволяют сделать вывод о необходимости приложения усилий для снижения затрат, роста объема продаж и совершенствования системы сбыта на предприятии.

2.2. Анализ организации и управления коммерческой деятельностью в условиях конкуренции

Анализ коммерческой деятельности в данном параграфе построен на исследовании следующих направлений и моментов:

- анализ закупочной политики;

- оценка ассортимента продукции;

- выявление конкурентов предприятия;

- определение целевых сегментов потребителей;

- общий анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Закупочная политика включает следующие базовые требования к потенциальным поставщикам:

- наличие специального транспорта (например, авто-рефрижераторы);

- санитарно-гигиенические условия производства и хранения;

- своевременные ежедневные поставки товара.

В своей деятельности компания ставит акцент на работу с поставщиками - местными фермерскими хозяйствами области, это касается не только мясной продукции, но и остального ассортимента присутствующего в магазинах.

При компании создана собственная Школа обучения торгового персонала. Потенциальные кандидаты на должности: директор магазина, товаровед, продавец-кассир, продавец, обвальщик проходят обучение по уникальной программе, включающей в себя двухнедельный теоретический курс, двухнедельную стажировку и месяц работы под наблюдением куратора. В процессе обучения формируются навыки процесса продажи товара «лицом к лицу» - ведение активного диалога с покупателем, в процессе которого предлагаются рецепты готовых блюд и сопутствующие товары. Такой подход к подготовке персонала позволяет получить не только высококвалифицированных профессиональных сотрудников, но сформировать единый стиль продаж во всех торговых точках ООО «Мясокомбинат «Звениговский». Высокая клиентоориентированность выражается в удовлетворении потребностей покупателей в процессе совершения им покупки, например, порезать/замариновать/пожарить на гриле/ переработать в фарш понравившийся покупателю мясной отруб, а также заказать доставку «до дома».