Файл: правовое положение конституционного суда российской федерации (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъектами, которые могут образовать юридических факт с последующим рассмотрением дела в Конституционном суде, если речь идет о государственных органах, могут быть Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, Верховный, а также Высший Арбитражный Суды и политические институты в субъектах Российской Федерации.

В рамках процесса рассмотрения запросов и жалоб, связанных с определением Судом конституционности правовых актов, часто изучаются прецеденты, связанные с возможным нарушением гарантированных законами Российской Федерации прав и свобод. Обратиться в рассматриваемую инстанцию могут граждане, которые считают, что их интересы были нарушены в силу некоторых формулировок в законах. Конституционный Суд при этом не должен изучать обстоятельства, которые подтверждают факт нарушения прав и свобод человека. Его полномочие может быть связано только с тем, чтобы изучить нормативный акт на предмет соответствия основному закону государства. [8]

Выше мы отметили, что институты конституционного права в России представлены наряду со структурами высших судебных органов, но, как считают некоторые эксперты, также и всеми остальными государственными органами власти Российской Федерации. Вместе с тем соответствующие политические институты могут обладать не только правами в аспекте участия в конституционном процессе, но и обязанностями и ответственностью.

Реагирование на соответствующие нарушения - также в числе полномочий рассматриваемой нами инстанции. Конституционный Суд может участвовать в процессе импичмента Президента - процедуры, связанной с выявлением факта государственной измены или иного правонарушения, допущенного главой государства. Данного рода полномочие подразумевает, что рассматриваемый нами орган власти дает заключение, касающееся корректности механизма, по которому Президент Российской Федерации в чем-либо обвиняется.

Конституционный Суд не определяет, насколько серьезно нарушение, допущенное Президентом, рассматривая, скорее, процессуальный аспект. Изучается то, насколько корректно Государственная Дума и Верховный Суд Российской Федерации обвиняют главу государства. Соответствующий запрос в Конституционном Суде Российской Федерации может сформировать Совет Федерации.

Изучая полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, кратко рассматривая их, можно обратить также внимание на следующий аспект деятельности данного органа власти - решение споров, связанных с определением компетенции тех или иных политических институтов. Дело в том, что в ряде случаев между органами на федеральном или региональном уровне могут возникать разногласия. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации позволяет соответствующей инстанции содействовать в разрешении подобного рода споров. Правом ходатайствовать в Конституционном Суде Российской Федерации обладает любой орган власти. Полный перечень политических институтов указан в 125-й статье Конституции Российской Федерации. [9]


Перечисленные основные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, конечно, дополняются многими другими. Например, поводом для возможного обращения в Конституционный Суд Российской Федерации может стать вопрос, связанный с соответствием основному закону государства некоторого международного договора, который не вступил в законную силу.

С соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации могут обратиться Президент, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство России, Верховный Суд или же политические структуры субъектов Российской Федерации. Рассмотрение дела подобного типа возможно, если международный договор должен быть ратифицирован Госдумой или же у заявителя есть подозрение на то, что положения в документе не могут быть реализованы в Российской Федерации в силу несоответствия положениям Конституции России.

Конституционный Суд Российской Федерации уполномочен также рассматривать запросы судов любых инстанций, связанных с предполагаемым несоответствием правовых актов, применяемых в рамках тех или иных дел, основному закону Российской Федерации. В полномочия Конституционного Суда Российской Федерации входит и рассмотрение дел, связанных с исследованием на предмет конституционности источников права, принятых органами государственной власти, а также договоров, заключаемых между различными политическими структурами.

1.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Рассматриваемая инстанция осуществляет свою деятельность в рамках двух палат. В первой работают десять судей, во второй - девять. Комплектация каждой осуществляется согласно жребию и регламенту. В среде юристов есть мнение: срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации в аспекте функционирования палат в неизменном составе - три года.

Однако нет такого требования, что судьи должны меняться одновременно. Более того, ни в одном из законов не отражено условий, по которым данный орган власти может прекратить деятельность. Поэтому можно сказать, что срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации законом не ограничен. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Верхней Палатой Федерального Собрания по представлению главы государства. [10]


Статья 8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», гласит: «Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права».[11]

Деятельность они могут вести до достижения ими возраста 70 лет. Правда, это правило не касается Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Данное должностное лицо также утверждается по представлению Президента Российской Федерации Советом Федерации и выбирается из числа действующих судей. Срок полномочий на этой должности - 6 лет.

Статья 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», гласит: «Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии».[12]

При аналогичных условиях назначаются Заместители председателя Конституционного Суда Российской Федерации. В Конституционном Суде работают также и рядовые сотрудники. Они формируют аппарат данного суда, главной структурой которого является Секретариат. Сотрудники Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют обеспечение работы Суда в аспекте организационных нюансов, научно-аналитических направлений, информационной и справочной поддержки, а также помогают судьям в их работе.


Свои функции Конституционный Суд осуществляет в Санкт-Петербурге. При этом заседания могут проводиться, если данный орган власти сочтет нужным, в любом другом городе. Представительство Конституционного Суда Российской Федерации открыто также и в Москве. Оно отвечает, в частности, за взаимодействие Конституционного Суда с другими органами власти в столице.

Рассмотрим аспект, связанный с назначением, а также работой судей в Конституционном Суде Российской Федерации, более подробно. Соответствующую должность в изучаемом органе власти может занять гражданин России, которому исполнилось 40 лет, имеющий диплом об окончании вуза по юридической специальности. Минимальный стаж по профессии - 15 лет.

Назначаются судьи Конституционного Суда Российской Федерации, как мы уже отметили выше, Советом Федерации. Это происходит посредством тайного голосования сенаторов. Для того чтобы человек был назначен судьей Конституционного Суда, ему достаточно набрать простое большинство голосов. По факту выборов Председатель Совета Федерации приводит избранного судью к присяге. Деятельность граждан Российской Федерации на соответствующей должности в Конституционном Суде несовместима с рядом других активностей - таких, как, например, работа в качестве депутата Федерального Собрания и других органов законодательной власти.

Нельзя занимать государственные или связанные с общественной деятельностью должности, заниматься бизнесом и иной работой, которая может чем-то помешать выполнению основных трудовых функций. Вместе с тем, судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут преподавать, заниматься наукой или творчеством. [13]

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных законодательством, также без проведения слушаний.

Статья 21 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», гласит: «Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства;


4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом». [14]

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся под руководством Председателя данного органа власти. Данное должностное лицо вносит на обсуждение судьями релевантные вопросы. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации также включают взаимодействие рассматриваемого органа власти с другими политическими структурами и общественными организациями. Данное должностное лицо осуществляет деятельность, издавая приказы, а также распоряжения. В пленарном заседании 1 марта 1995 г. Конституционным Судом Российской Федерации был принят Регламент № 2-1/6, в соответствии с которым организуется вся работа Конституционного Суда.

Рассмотрение обращений после их регистрации осуществляется специалистами подразделений Секретариата Конституционного Суда. Затем обращения передаются Председателю Конституционного Суда либо его заместителю для направления их судьям. В случае необходимости предварительного изучения специальных вопросов обращение направляется в соответствующие отделы, после чего с краткой справкой отдела по изученному вопросу оно возвращается начальнику Секретариата.

В случае повторного обращения заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда, либо состоялось решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по основаниям, предусмотренным статьей 43 Закона о Конституционном Суде (то есть разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;

обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым; по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу) и статьи 68 этого же Закона, либо вынесено решение в соответствии с частью 2 параграфа 10 Регламента, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения Конституционного Суда с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию Конституционного Суда на хранение.