Файл: правовое положение конституционного суда российской федерации (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и основные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
1.2 Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
2. ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В итоге Конституционный Суд, в частности, указал, что, если в ходе конституционного судопроизводства рассматриваемые законоположения будут признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд, имея в виду, что для суда общей юрисдикции в любом случае исключается отказ от пересмотра, вступившего в законную силу судебного постановления как процессуальной стадии, обусловленной, в частности, вынесением постановления Европейского Суда по правам человека, в рамках своей компетенции определяет возможные конституционные способы реализации постановления Европейского Суда по правам человека.
Ранее председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин предлагал наделить Конституционный Суд полномочием по запросам парламента, высших судов определять необходимость принятия мер общего характера по результатам вынесения постановления Европейского Суда по правам человека и формулировать конкретное содержание таких мер. [27]
8. Решения Конституционного Суда выступают средством объективации и легализации иных источников права. Выше уже шла речь о том, что Конституционный Суд вывел из Конституции необходимость включения в иерархию законов особого их вида - закона о поправке к Конституции. Конституционно-судебная практика знает и иные примеры такого рода.
В Определении от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р Конституционный Суд, указав, что в России на основе Конституции и конкретизирующих ее правовых актов смертная казнь как наказание уже длительное время не назначается и не исполняется, пришел к тому выводу, что в результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода.
Приведенную позицию Конституционного Суда вполне можно оценить как легализующую сложившееся в стране обыкновение конституционной практики.
9. Решения Конституционного Суда имеют значение не только правовых, но и предправовых источников, побуждающих законодателя, иные правотворческие органы внести требуемые изменения в действующее законодательство и дающих им определенные ориентиры для этого. Думается, что для Конституционного Суда Российской Федерации это более подходящий способ инициирования законодательных изменений, чем осуществление им своего права законодательной инициативы. [28]
В Постановлении от 28 февраля 2008 г. № 3-П Конституционный Суд в качестве одной из возможных гарантий обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти назвал создание в стране специальных дисциплинарных судов для судей. Федеральный законодатель, откликнувшись на данную рекомендацию, принял в 2009 г. Федеральный конституционный закон «О Дисциплинарном судебном присутствии». Хотя в ближайшее время он уступит место Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд обладает и иными возможностями инициирования изменений нормативного пространства страны. К примеру, он регулярно информирует иные высшие органы государственной власти страны о своей деятельности, состоянии исполнения его решений, выявленных им проблемах правового регулирования. Так, решением Конституционного Суда от 7 ноября 2012 г. была утверждена Информация «О конституционно-правовых аспектах совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан» (на основе решений Конституционного Суда 2009 - 2011 гг.). Заметим, что определенным нормативно-ориентирующим содержанием для законодателя, иных правотворческих органов могут обладать и особые мнения (мнения) судей Конституционного Суда.
Итак, решения данного органа власти обязательны к исполнению федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданами, организациями и общественными объединениями, включая и главу государства. Таким образом, никто из субъектов общественно-политических процессов не вправе издавать указания в отношении Конституционного суда. Поскольку полномочия Конституционного суда Российской Федерации подразумевают затрагивание непосредственных интересов государства, то в отношении данного органа власти существуют определенные гарантии независимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работе необходимо выделить следующие аспекты. Конституционные суды играют важную роль в деле обеспечения верховенства конституционных положений и выполнения международно-правовых обязательств, включая обязательства в области прав человека. Конституционное суды также являются неотъемлемой частью системы сдержек и противовесов, гарантирующей, что государственная власть распределена между исполнительной ветвью, представительным парламентом и независимой судебной властью. Конституционные суды способны толковать и уточнять границы полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, обеспечивать подотчетность государственных органов и содействовать стабильности конституционного порядка.
Конституционный Суд Российской Федерации, самостоятельно и независимо осуществляя судебную власть посредством конституционного судопроизводства, участвует в пределах своих полномочий в корректировке нормативно-правового пространства страны. Принимаемые им в процессе отправления конституционного правосудия итоговые решения, обладающие свойствами обязательности и окончательности, выступают в качестве своеобразных источников права, заключая в себе наряду с индивидуальными предписаниями нормативные веления.
Конституционный суд разрешает споры по вопросам компетенции между органами государственной и региональной власти, по жалобам о нарушении конституционных свобод и прав граждан. По запросу других органов осуществляет проверку закона, примененного в конкретном деле. Суд также дает разъяснения конституционных положений, заключение о соблюдении предусмотренного порядка предъявления обвинений Президенту в государственной измене либо совершении другого тяжкого преступления. Орган наделен правом законодательной инициативы по вопросам своей компетенции.
Решения данного органа власти обязательны к исполнению федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданами, организациями и общественными объединениями, включая и главу государства. Таким образом, никто из субъектов общественно-политических процессов не вправе издавать указания в отношении Конституционного суда. Поскольку полномочия Конституционного суда Российской Федерации подразумевают затрагивание непосредственных интересов государства, то в отношении данного органа власти существуют определенные гарантии независимости.
В завершение отметим, что в настоящее время в области исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации на первый план выходит проблема качества такого исполнения. Для ее решения необходима основательная проработка вопроса о критериях эффективного исполнения конституционно-судебных решений, прежде всего таких, которые позволяют оценить качество вводимых в действие нормативных правовых актов и качество работы отдельных субъектов, отвечающих как за непосредственное исполнение решений Конституционного суда Российской Федерации, так и за поддержание в рабочем состоянии механизма такого исполнения.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Согласно существующему в Российской Федерации законодательству: Постановление Конституционного Суда окончательно и не подлежит обжалованию. Решения начинают действовать немедленно после обнародования. Реализация постановлений осуществляется непосредственно и не требует дополнительного подтверждения иными должностными лицами и инстанциями.
Юридическое действие решений о признании неконституционности актов не может преодолеваться повторным утверждением этого же акта. Постановления судов и прочих органов, которые основываются на актах, противоречащих Конституции, не подлежат исполнению. Они должны быть пересмотрены в случаях, установленных федеральным законодательством. Неисполнение или выполнение ненадлежащим образом, а также создание препятствий для реализации решений Конституционного Суда предполагает ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты и судебная практика
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - № 61.
3. Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый квартал 2015 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015 г. - № 47.
Специальная, научная и учебная литература
4. Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2015.
5. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие. Учебное пособие. М.:2014.
6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Конституционное право Российской Федерации. – СПб.: Проспект, 2011.
7. Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: Учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
8. Овчинников И.И. Конституционное право России. – М.: ЭКСМО, 2011.
9. Под редакцией Постникова А. Е. Конституционное право России; Проспект - Москва, 2013.
10. Прудников А.А., Чепурной А.М., Антонова Н.Ю. Конституционное право России. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Закон и право, 2014.
11. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко - Москва, 2012.
12. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013.
13. Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ; Юрайт - Москва, 2015.
14. Шестакова К. Д. Конституционное право Российской Федерации; РИОР, Инфра-М - Москва, 2013.
Интернет-ресурсы
15. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http: // www. pravo. gov.ru. , свободный (дата обращения 09.04. 2016 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура Конституционного Суда Российской Федерации
-
См.: Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. – С.448. ↑
-
См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Конституционное право Российской Федерации. – СПб.: Проспект, 2011. – С.344. ↑
-
См.: Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко - Москва, 2012. – С.310. ↑
-
См.: Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: Учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С.257-258. ↑
-
См.: Шестакова К. Д. Конституционное право Российской Федерации; РИОР, Инфра-М - Москва, 2013. – С.366. ↑
-
См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - № 61. – Ст. 3. ↑
-
См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие. Учебное пособие. М.:2014. – С. 258. ↑
-
См.: Под редакцией Постникова А. Е. Конституционное право России; Проспект - Москва, 2013. – С.269. ↑
-
См.: Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ; Юрайт - Москва, 2015. – С.224. ↑
-
См.: Овчинников И.И. Конституционное право России. – М.: ЭКСМО, 2011. – С.421. ↑
-
См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - № 61. – Ст. 8. ↑
-
См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - № 61. – Ст.9. ↑
-
См.: Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2015. – С. 193. ↑
-
См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - № 61. – Ст.21. ↑
-
См.: Овчинников И.И. Конституционное право России. – М.: ЭКСМО, 2011. – С.424. ↑
-
См.: Прудников А.А., Чепурной А.М., Антонова Н.Ю. Конституционное право России. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Закон и право, 2014. – С. 214. ↑
-
См.:Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: Учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С.198. ↑
-
См.: Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ; Юрайт - Москва, 2015. – С.355. ↑
-
См.: Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. – С.297. ↑
-
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http: // www. pravo. gov.ru. , свободный (дата обращения 09.04. 2016 г.). ↑
-
См.: Прудников А.А., Чепурной А.М., Антонова Н.Ю. Конституционное право России. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Закон и право, 2014. – С.253. ↑
-
См.: Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ; Юрайт - Москва, 2015. – С.236. ↑
-
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http: // www. pravo. gov.ru. , свободный (дата обращения 09.04. 2016 г.). ↑
-
См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие. Учебное пособие. М.:2014. – С.265. ↑
-
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http: // www. pravo. gov.ru. , свободный (дата обращения 09.04. 2016 г.). ↑
-
См.: Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый квартал 2015 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015 г. - № 47. ↑
-
См.: Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2015. – С. 225. ↑
-
См.:Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ; Юрайт - Москва, 2015. – С.2432. ↑