Файл: Реинжиниринг бизнес-процессов (Понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
Перейдем к организационной структуре ООО «ПЭК». Транспортно-экспедиторская компания «ПЭК» представляет собой холдинг с главным офисом в Санкт-Петербурге, который состоит из нескольких отделов:
- финансовый отдел;
- отдел персонала;
- отдел автоматизированных систем управления (АСУ);
- отдел продаж;
- клиентский отдел;
-отдел грузовых перевозок (ОГП);
-региональный отдел (по работе с филиалами);
-доставочный отдел.
Рисунок 4 – Организационная структура компании «ПЭК»
Также предприятие имеет ряд крупных филиалов, включая такие города, как Москва, Ростов-на-Дону, Архангельск, Екатеринбург, Самара и Челябинск.
Весь холдинг имеет дивизиональную организационную структуру управления. Но вСанкт-Петербургском филиале компании функционирует линейнаяструктура управления, в которой распределение должностных обязанностей осуществляется так, чтобы каждый сотрудник был максимально ориентирован на выполнение производственных задач компании.
Все полномочия в организации прямые и исходят от высшего звена к низшему. Преимуществами такого принципа управления выступают: существование четкого распределения обязанностей, возможность оперативно принимать решения, простота в понимании своих функций и поддержании необходимой дисциплины. Данный тип организационной структуры формирует стабильную и прочную организацию.
2.2Финансовый анализ деятельности компании
Для успешного функционирования компании финансовый анализ является значимой процедурой, так как он позволяет не только дать оценку состоянию компании, но и спрогнозировать ее развитие в будущем. Данный анализ может применяться как самой фирмой, так и субъектами рынка для получения сведений о финансовом состоянии компании. Как правило, финансовый анализ проводится при:
- проведении реинжиниринга компании, для выделения структурных подразделений в отдельные бизнес-единицы;
- оценке стоимости бизнеса для его продажи или покупки;
- привлечении инвесторов либо для получения кредита в банке;
- выходе на фондовую биржу.
Проведение финансового анализа деятельности компании «ПЭК» в Санкт-Петербургеспособно отразить узкие места в работе организации и то, как они влияют на финансовый успех компании.
Таблица 4 - Расчет финансовых показателей деятельности подразделения
Показатели/ годы |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, % |
Суммарные активы, тыс. руб. |
105 628 |
106 784 |
107 342 |
2017 г. к 2016 г. – 101 2018 г. к 2017 г. – 100,6 |
Собственный капитал и резервы, тыс. руб. |
41 780 |
42 988 |
45 330 |
2017 г. к 2016 г. –102 2018 г. к 2017 г. – 105 |
Долгосрочные обязательства, тыс. руб. |
45 670 |
42 100 |
42 500 |
2017 г. к 2016 г. –92 2018 г. к 2017 г. – 100,9 |
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
31 672 |
32 520 |
31 450 |
2017 г. к 2016 г. –102 2018 г. к 2017 г. – 96 |
Выручка от реализации услуг, тыс. руб. |
98 617 |
110 448 |
120 419 |
2017 г. к 2016 г. – 111 2018 г. к 2017 г. – 109 |
Себестоимость услуг, тыс. руб. |
70 093 |
93 083 |
105 632 |
2017 г. к 2016 г. – 133 2018 г. к 2017 г. – 113 |
Численность персонала, чел. |
142 |
150 |
166 |
2017 г. к 2016 г. – 105 2018 г. к 2017 г. – 106 |
Прибыль от продажи, тыс. руб. |
28 524 |
17 365 |
14 787 |
2017 г. к 2016 г. – 60 2018 г. к 2017 г. –85 |
Полученные показатели финансовой активности ООО «ПЭК» характеризуют результативность деятельности компании за прошедшие 3 года. Из таблицы видно, что выручка компании с каждым годом увеличивается, однако в темпах роста наблюдается спад (109% в 2018 году по сравнению с 111% в 2017). Более того, имеет место увеличение показателя себестоимости услуг, из-за чего прибыль от продаж за последний год упала практически в полтора раза, что говорит о растущих затратах организации на реализацию транспортной деятельности.
Для оценки степени независимости фирмы от внешних займов, необходимо рассчитать коэффициент финансовой независимости за последний год (2018), который представляет собой отношение собственного капитала компании к суммарным активам. После расчета получаем, что коэффициент равен 0,42 при рекомендованных значениях от 0,5 до 0,8. Данный результат показывает, что у компании много займов и высок риск неплатежеспособности и возникновения дефицита денежных средств.
Рассчитаем еще один коэффициент финансовой независимости Totaldebttoequity, который показывает отношение кредитных и собственных источников финансирования и представляет собой отношение суммарных обязательств к собственному капиталу. В нашем случае данный коэффициент за 2018 год равен 1, 63 при норме от 0,25 до 1.
По рассчитанным коэффициентам можно сделать вывод, что компания обладает низкой способностью удовлетворять претензии держателей долговых обязательств и о нестабильном финансовом положении. Чтобы иметь возможность платить по долгам ООО «ПЭК» должно увеличить текущие активы и уменьшить долю основных средств, что приведет показатели в норму, сократит обязательства компании и поможет стать компании платежеспособной.
Таблица 5 - Грузопоток компании по основным направлениям из Санкт-Петербурга за последние 3 года
Год/направление |
Москва |
Ростов |
Екатеринбург |
Архангельск |
2016 |
1164 |
996 |
900 |
809 |
2017 |
1378 |
1070 |
960 |
904 |
2018 |
1580 |
1184 |
1050 |
1019 |
Данные таблицы говорят о постоянном развитии фирмы и о неостанавливающемся потоке новых клиентов по всей территории нашей страны.
Также необходимо рассмотреть числовые показатели от логистической деятельности компании, а именно рассчитаем затраты на реализацию бизнес-процесса транспортировки, которые формируют себестоимость транспортных услуг, просуммировав стоимость ресурсов потребляемых в процессе доставки.
В связи с тем, что у компании нет складов и распределительных центров в собственности, ПЭК берут складскую инфраструктуру в аренду, которая составляетнебольшую часть расходов компании. За 2018 год компания потратила 1 785 тыс. руб. на аренду складской площади в 1250 кв.м., что составляет лишь 1,8 % от общего объема себестоимости транспортных услуг.
На каждом складе компании также имеются погрузо-разгрузочные механизмы, затраты на которые вместе с амортизацией, затратами на энергию и на прочее складское оборудование составляют 3280 тыс. рублей в год.
Таким образом, структуру себестоимости транспортных услуг компании можно представить следующим образом:
Рисунок 5 - Структура расходов компании «ПЭК»
Что касается показателей удовлетворенности клиентов сервисом компании, здесь тоже не все хорошо. С каждым годом количество нареканий и число возмущенных сервисом клиентов все больше. Согласно статистике на сайте РБК, из 486 отзывов 65% из них негативные. Причинами негативных отзывов заказчиков выступают следующие проблемы:
Рисунок 6 – Структура причин неудовлетворенности клиентов ООО «ПЭК»
2.3 Проведение реинжиниринга бизнес-процессов в компании ООО «ПЭК»
На начальном этапе, перед осуществлением организационных изменений, руководящему комитету необходимо выделить актуальные проблемы, которые возникли в работе транспортной компании на основе характеристик описанных во второй главе.
Важными проблемами, которые напрямую влияют на эффективность бизнеса компании, являются:
- ухудшение качество сервиса, рост негативных отзывов и недовольств потребителей;
- снижение темпов роста;
- сокращение прибыли;
- высокая себестоимость реализации транспортных услуг;
Учитывая сферу деятельности предприятия и направление развития, его стратегической целью можно считать увеличение доли в сегменте грузовых перевозок с повышением уровня обслуживания, увеличением объемов валовой прибыли, снижением времени на доставку и сокращением расходов на реализацию транспортной деятельности.
Для формулировки требований к организации бизнес-процессов компании необходимо учитывать следующие факторы:
- компания ПЭК организует доставку для ряда крупнейшихритейлеров, для которых важными критериями сотрудничества является наличие выгодных предложений, скорость доставки, надежность, а также имидж компании-перевозчика, который чаще всего формируется мнением частных клиентов;
- на сегодняшний день в сфере предоставления логистических услуг и организации грузоперевозок наблюдается направленность на оттачивание четкого выполнения операций в составе бизнес-процессов и оперативного реагирования на заторы в процессе выполнения деятельности.
Таким образом, можно предложить следующие требования к организации бизнес - процессов, на достижение которых будет направлен процесс реинжиниринга:
- быстрое реагирование на возникающие проблемы в процессе организации доставки;
- устранение либо переструктурированиеэлементов нагружающих и усложняющих выполнение основной деятельности;
- минимизирование времени прохождение заявки на каждом этапе и устранение возможности ее потери.
- повышение уровня согласованности и коммуникации участников бизнес-процесса.
После того, как определены основные требования к организации бизнес процессов, выделяются те процессы, которые больше всего влияют на достижение стратегической цели.
Были выделены следующие бизнес-процессы:
- складирование и хранение;
- организация транспортировки груза;
- организация работы по привлечению новых клиентов;
- организация своевременного ТО транспортного средства;
- организация снабжения необходимыми материалами, запчастями испец.техникой.
Затем руководящий комитет осуществляет выработку критических факторов успеха (КФУ), которые могут повлиять на безубыточную работу предприятия ООО «ПЭК».
Руководящим комитетом были разработаны следующие КФУ:
- минимальные расходы на реализацию транспортировки;
- высокий уровень компетентности персонала;
- положительный имидж компании;
- высокий уровень удовлетворения потребностей клиентов
- большие объемы валовой прибыли;
- самое высокое качество услуг в отрасли грузоперевозок;
- налаженная система организация доставки.
Далее строится таблица, где отражается возможность влияния бизнес-процессов на какой - либо из КФУ, а также производится оценка их работы по шкале:
А - отличная;
В – хорошая;
С – удовлетворительная;
D–неадекватная;
E – плохая;
Таблица 7 - Список бизнес-процессов ООО «ПЭК» и их связей с КФУ [2]
Бизнес-процессы |
Критические факторы успеха |
||||||||
1.Минимальные расходы на реализацию транспортировки |
2.Высокий уровень компетентности персонала |
3.Положительный имидж компании |
4.Высокий уровень удовлетворения потребностей клиентов |
5.Большие объемы валовой прибыли |
6.Самое высокое качество услуг в отрасли грузоперевозок |
7.Налаженная система организации доставки |
Количество КФУ |
Оценка работы |
|
Р1Складирование и хранение |
Х |
X |
X |
X |
Х |
5 |
В |
||
Р2Организация транспортировки груза |
X |
Х |
X |
X |
X |
X |
X |
7 |
С |
Р3Организация работы по привлечению новых клиентов |
X |
Х |
2 |
А |
|||||
Р4Организация своевременного ТО автопарка |
Х |
Х |
2 |
В |
|||||
Р5Организация снабжения необходимыми материалами, запчастями и спец. техникой |
Х |
Х |
Х |
3 |
В |
Используя результаты таблицы можно определить взаимосвязь между процессами и КФУ. Количество КФУ, на которые оказывает влияние данный бизнес-процесс, дает приблизительную оценку его важности.
Затем комитет переходит к следующему этапу, который позволит выбрать процесс для реинжиниринга. Их решение базируется на том, какой эффект даст улучшение этого процесса для потребителя услуги, какого состояние процесса на данный момент, как его улучшение повлияет на другие процессы и поможет ли это достижению главной стратегической цели. Для этого необходимо построить трехзонную матрицу, которая позволит проранжировать рассматриваемые бизнес-процессы и выбрать бизнес-процесс для реинжиниринга.
Таблица 8 - Ранжирование бизнес - процессов ООО «ПЭК»[2]
7 |
P2 |
||||
6 |
|||||
5 |
P1 |
||||
4 |
|||||
3 |
P5 |
||||
2 |
P3 |
P4 |
|||
1 |
|||||
А |
B |
C |
D |
E |