Файл: Определение рыночных возможностей предприятия (Общая характеристика отдела маркетинга организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
Стремясь более полно удовлетворить растущие требования потребителей к качеству продукции, предприятие определило для себя стратегию дальнейшего повышения качества как приоритетную стратегию развития. Планируется расширить ассортимент кондитерских изделий, которые имеют высокие качественные характеристики вкуса
Для удержания и укрепления приоритетных позиций на рынке кондитерской продукции отделом сбыта предприятия проводится постоянный мониторинг цен, качества и потребительских свойств продукции.
Для внешнего оформления завертки кондитерских изделий используются следующие виды этикеточной продукции: каурекс, флоу-пак, каурекс турецкий, бумага парафинированная, фольга, метапак.
Таким образом, можно сделать вывод, что товар СП ОАО «Спартак» пользуется спросом и фирма делает всё возможное для того, чтобы их продукция всегда пользовалась спросом.
В последние годы наблюдается рост импорта кондитерских изделий в Республику Беларусь, причем основная часть импортируемой продукции поступает из стран СНГ. Основными импортерами кроме Российской Федерации, являются Германия, Польша, Литва и Украина. Техническая оснащенность кондитерских предприятий республики отстает сегодня не только от уровня западноевропейских, но и предприятий стран ближнего зарубежья.
Предприятия кондитерской отрасли России, Украины, стран Балтии за счет привлечения частного капитала иностранных и частично отечественных компаний значительно обновили свой производственный потенциал.
Таким образом, основным конкурентом СП ОАО «Спартак» среди отечественных производителей на белорусском рынке является кондитерская фабрика «Коммунарка», выпускающая идентичную продукцию и по более низким ценам.
Таблица 1 - Показатели оценки привлекательности отрасли
№ п/п |
Показатели оценки привлекательности отрасли |
Коэффициент значимости |
СП ОАО «Спартак» |
ОАО «Коммунарка» |
ОАО «Красный пищевик» |
|||
Оценка |
Итоговая оценка |
Оценка |
Итоговая оценка |
Оценка |
Итоговая оценка |
|||
1. |
Емкость рынка |
15 |
8 |
120 |
7 |
105 |
6 |
90 |
2. |
Темпы роста рынка |
9 |
6 |
54 |
6 |
54 |
6 |
54 |
3. |
Рентабельность отрасли |
7 |
8 |
56 |
8 |
56 |
8 |
56 |
4. |
Уровень конкуренции |
8 |
8 |
64 |
6 |
48 |
6 |
48 |
5. |
Стабильность спроса |
9 |
8 |
72 |
8 |
72 |
7 |
63 |
6. |
Уровень насыщения спроса |
9 |
8 |
72 |
7 |
63 |
7 |
63 |
7. |
Размеры необходимых инвестиций |
10 |
6 |
60 |
6 |
60 |
6 |
60 |
8. |
Риск рынка |
8 |
8 |
64 |
8 |
64 |
8 |
64 |
9. |
Доступность сырья, материалов |
15 |
10 |
150 |
10 |
150 |
10 |
150 |
10. |
Госрегулирование |
10 |
5 |
50 |
5 |
50 |
5 |
50 |
Итого |
100 |
762 |
722 |
698 |
При оценке привлекательности отрасли видно, что СП ОАО "Спартак" и ОАО «Коммунарка» разделили соперничество между собой. Это связанно со стабильностью спроса на выпускаемую ими продукцию и достаточно высокий уровень конкуренции. Проанализировав таблицу 4, построим матрицу "привлекательности рынка - сила СДЕ для СП ОАО "Спартак"
Привлекательность рынка |
||||
Низкая |
Средняя |
Высокая |
||
конкурентоспособность |
Высокая |
|||
Средняя |
||||
Низкая |
- СП ОАО "Спартак"
- ОАО «Коммунарка»
- ОАО «Красный пищевик»
- ОАО «Красный пищевик»
Рисунок 1 «Привлекательность рынка – сила СДЕ» для СП ОАО «Спартак»
На основании рисунка 1 можно определить стратегию развития СП ОАО «Спартак» в долгосрочном периоде:
-Упрочнение положения предприятия и повышение прибыльности за счет предложения качественной продукции, которая позволит отечественному товару занять прочное положение на рынке;
-Сохранение и увеличение доли рынка в долгосрочном периоде на 10-12% за счет постоянного обновления ассортимента, увеличить объем выпускаемой продукции в долгосрочном периоде, гибкое реагирование на изменения внешней среды (технология, система продвижения, информация и др.).
2.3.2 Сбор первичной информации
Таблица 2 – количество опрашиваемых потребителей
Структура группы наблюдаемых при опросе |
||
Численность группы: |
Взрослых: 40 человек |
|
Пол |
Взрослые: мужской |
женский |
Дети: мужской |
женский |
После проведения опроса конечных потребителей в местах приобретения товара. Опрос потребителей во время проведения сбора первичной информации показал: 70% предпочитают продукцию СП ОАО Спартак, 10% другие отечественные производители, 20% другие зарубежные производители. Эти данный так же представлены в виде диаграммы:
Рис. 1- процентное соотношение конкурентоспособности
Таблица 3 -Регистрация поведения в магазине «Евроопт»
Поведение |
Батончики мюсли |
Конфеты |
Шоколад |
Проход мимо товара |
12 |
21 |
14 |
Сравнение разных типов товара |
3 |
15 |
25 |
Выбор определенной марки |
26 |
8 |
10 |
Внимательное рассмотрение выбранной марки |
0 |
3 |
6 |
Обсуждение с другими участниками группы |
0 |
0 |
0 |
Наблюдение было проведено в течении дня. Можно сделать вывод о том, что продукция фабрики «Спартак» занимает достаточно конкурентоспособную позицию на рынке.
2.3.3 Анализ и интерпретация полученной в ходе исследования информации
После проведения анализа мы можем сделать вывод о том, что продукция СП ОАО «Спартак» занимает одну из лидирующих позиций. Несмотря на высокое место среди конкурентов, предприятие проводит множество рекламных мероприятий, предоставляя для потребителей новую продукцию.
Ниже перечислены мероприятия, которые «Спартак» использует для продвижения своей продукции .
1. Телевидение: прокат рекламного ролика «Спартак Нуга», «Спартак Мюсли», «Спартак имиджевый 90 лет», «Новогодний ролик» на каналах «ОНТ», «Беларусь-1», «НТВ-Беларусь».
2. Реклама на радио: размещение рекламных роликов на двух радиостанциях Радиус FM и Радио Рокс.
3. Наружная рекламы: размещение рекламы на биллбордах и арках по РБ (включая разработку, фотосессии, монтаж и демонтаж), реклама на световых коробах в г. Могилев и г. Минск, реклама на видеоэкранах, реклама в ж/д переездах.
4. Пресса: журнал «Гермес», газета «Экспорт-Импорт», «Я люблю шопинг Гомель», газета «Советская Белоруссия», «Гомельские ведомости», журнал «Продукт.BY»
5. Полиграфия и печать: Были изготовлены брошюры, открытки, конверты, флажки, блокноты, квартальные календари, новогодние буклеты, листовки, плакаты.
6. Выставочная деятельность:
1. Международная выставка «Зеленая неделя», Берлин, ФРГ, 16-25 января;
- Международная специализированная выставка кондитерских изделий «ISM-2015», г. Кельн, Германия, 1-4 февраля
- 22-я Международная выставка продовольственных товаров и сырья для их производства «Продэкспо-2015», г. Москва, 9-13 февраля
- Международная выставка продуктов питания «Sial-2015», Шанхай, КНР, 6-8 мая
- XXI Азербайджанская международная выставка «World Food», г. Баку, 21-23 мая
- XVI Международная универсальная выставка-ярмарка «Весна в Гомеле», г. Гомель, 21-24 мая
- 25-я Международная специализированная выставка «Белагро-2015», г. Минск, 2-6 июня
- Международная выставка «Saitex-2015», г. Йоханнесбург, ЮАР, 21-23 июня
- Международная выставка «Riga Food 2015», г. Рига, Латвийская Республика, 2-5 сентября
- Международная выставка World Food Moscow /Весь Мир Питания-2015, 14-17 сентября
- Ярмарка-продажа белорусских товаров в рамках второго Форума регионов Беларуси и России, г. Сочи, 14-18 сентября
- Национальная выставка-ярмарка «Продэкспо-2015», Минск, 10-13 ноября
- Национальная выставка-ярмарка белорусских товарок г. Ашхабад Туркменистан,11-13 декабря
Сумма затраченных средств: 2995,68 млн. руб.
7. Организация и проведение дегустаций: За 2015 год было проведено 217 дегустаций на сумму 700,7 млн. руб.
СП ОАО «Спартак» активно участвует в выставках и конкурсах повышающих имидж предприятия и престиж торговой марки – как в республиканских, так и в международных, в том числе в самых престижных:
- Международная специализированная выставка кондитерских изделий «ISM-2015», г. Кельн, Германия;
- Международная выставка «Зеленая неделя», г. Берлин, Гремания;
- 22-я Международная выставка продовольственных товаров и сырья для их производства «Продэкспо-2015», г. Москва, в рамках этой выставки был проведен Международный конкурс «Лучший продукт-2015». Фабрика получила серебряную медаль и диплом за конфеты шоколадные пралине + дробленый фундук и конфеты шоколадные пралине + фундук.
- Международная выставка продуктов питания «Sial-2015», Шанхай, КНР;
- XXI Международная универсальная выставка-ярмарка «Весна в Гомеле»;
- 25-я Международная специализированная выставка «Белагро-2015», г. Минск;
- Международная выставка «Saitex-2015», г. Йоханнесбург, ЮАР;
- Международная выставка «Riga Food 2015», г. Рига, Латвийская Республика;
- Международная выставка World Food Moscow /Весь Мир Питания-2015. В рамках 24-й международной выставки "WORD FOOD MOSCOW", за продукцию: Печенье сдобное «Московские хлебцы» и набор подарочный «IMPRESSO» кондитерская фабрика "Спартак" награждена серебряной медалью и диплом международного профессионального дегустационного конкурса продуктов питания и напитков «Продукт года 2015».
Участие в выставках и конкурсах обеспечило увеличение потока потребителей; продвижение брэнда «Спартак» на международном рынке; увеличение узнаваемости торговой марки; подтверждение высокого качества продукции и статуса предприятия; доверие потребителя продукции, что в конечном итоге повлияло на конечный выбор потребителя.
По результатам XVII Республиканского конкурса потребительских предпочтений «Продукт Года 2015» кондитерская фабрика СП ОАО «Спартак» получила диплом II степени в номинации "Шоколадные изделия" за широкий ассортимент и качество продукции, а также стала обладателем специальной премии конкурса «Продукт года-2015» - Гран При.
Кондитерская фабрика "Спартак" удостоена диплома победителя в рамках профессионального конкурса "БРЭНД ГОДА 2015" в потребительской номинации "БРЭНД-ЛИДЕР" в товарной группе "Шоколад и шоколадные батончики".
По итогам Республиканского социологического исследования «Молодежный бренд» кондитерская фабрика "Спартак" удостоена диплома "Молодёжный бренд 2015", за разработку и продвижение бренда, популярного среди молодёжи Республики Беларусь в категории "Производство мучных и кондитерских изделий".
В рамках проведения Национальной выставки-ярмарки «Продэкспо-2015» фабрика Спартак стала лучшей и отмечена дипломами в четырёх номинациях «Лучшая продукция года – 2015». В номинации "Кондитерские изделия" награждена продукция: Батончик-мюсли "Злаки с вишней", Злаки с персиком", "Злаки с клюквой". В номинации "Конфеты": набор конфет "Импрессо", конфеты шоколадные "Ореховый твист" с фундуком, конфеты шоколадные пралине+фундук. По итогам 21-й Международной специализированной оптовой выставки-ярмарке, кондитерская фабрика "Спартак" награждена дипломами: "За активное продвижение продукции предприятия на белорусский рынок" и "За лучшую организацию работы выставочного стенда".
Отделом рекламы и маркетинга были проведены дегустации продукции СП ОАО «Спартак» по всем областям республики для конечных потребителей, был составлен график дегустаций по магазинам.
Для дегустации были использованы: батончик «Мюсли» с персиком, с клюквой, с вишней, шоколад «Импрессо» с начинкой пралине, «Импрессо» с кофейной начинкой, «Импрессо» с трюфельной начинкой, «Импрессо» темный и белый, конфеты «Тоффи» с дробленым арахисом, конфеты «Нуга» с мягкой карамелью, конфеты «Нуга» с мягкой карамелью и арахисом, батончики «Нуга» с фундуком, батончики «Нуга» с мягкой карамелью, батончики «Нуга» с мягкой карамелью и арахисом.
Проведены опросы конечных потребителей в местах проведения дегустаций. Опрос потребителей во время проведения дегустации продукции СП ОАО "Спартак" показал: 70 % предпочитают продукцию СП ОАО Спартак, 10 % - другие отечественные производители, 20 % другие зарубежные производители.
Основная цель маркетинговых дегустаций - ознакомление оптовых и конечных покупателей с новыми видами продукции, повышение объемов продаж, расширения географии сбыта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выпускать новый продукт на внешний и внутренний рынок достаточно целесообразно. Хорошим тому подтверждением будут результаты проведенного опроса и наблюдения. Потребителей удовлетворяет товар, выпускаемый СП ОАО»Спартак». Потому риски того, что потребители не примут товар-новинку предприятия минимальны.
2.4 Предоставление результатов исследования
На основе проведения исследований продукции, конкурентов, позиции на рынке СА ОАО «Спартак» представлены следующие данные: