Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Модели, виды и стадии стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

31

21.

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидают дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание обучения в учебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

36.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15'

40.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

11


«Подсчет набранных баллов позволяет определить степень сопротивляемости стрессу каждого испытуемого»[42]. «Одно важное значение подсчитанной суммы – она выражает степень стрессовой нагрузки (в цифрах) на каждого менеджера, участвующего в эксперименте»[43].

Таблица 3 – Сравнительная таблица стрессовых характеристик

Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу

150-199

Высокая

200-299

Пороговая

300 и более

Низкая (ранимость)

Если сумма баллов выше 300, то проявляется реальная опасность, т.е. угрозу психосоматического заболевания, поскольку у вас близость к фазам нервного истощения.

«Возможность воссоздания картины своего стресса дает вам подсчет суммы баллов»[44]. Тогда вы понимаете, что причиной возникновения стрессовой ситуации явились не отдельные, незначительные вроде бы события из вашей жизни, а их воздействие в комплексе.

2.2 Анализ результатов исследования

В нашем исследовании принимали участие управленцы различных отраслей деятельности Пограничного района, всего 30 человек, из которых 12 мужчин и 18 женщин в возрасте 30-60 лет. Респонденты от 30 до 40 лет составили первую группу, от 40 до 50 лет – вторую группу и от 50 до 60 лет – третью группу.

«Методика определения социальной адаптации и стрессоустойчивости» Раге и Холмса нами используется для диагностики определения стрессоустойчивости[45]. Результаты исследования приводятся в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге[46]

Степень сопротивляемости

Респонденты от 30 до 40 лет

Респонденты от 40 до 50 лет

Респонденты от 50 до 60 лет

высокая

2

3

2

пороговая

4

5

4

Низкая (ранимая)

4

2

4

всего

10

10

10


Результаты исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге[47]

Результаты исследования акцентуаций характера приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты исследования акцентуаций характера

Типы акцентуаций характера по Леонгардту

Кол-во испытуемых

Гипертимический тип

3

Тревожно-боязливый тип

4

Дистимический тип

3

Педантичный тип

5

Возбудимый тип

4

Эмотивный тип

4

«Застревающий» тип

2

Демонстративный тип

2

Циклотимический тип

2

Аффективно-экзальтированный тип

1

Анализ полученных результатов от проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

- «Самооценка собственного типа личности каждого испытуемого имеет отклонения от полученных данных по результатам опроса теста Леонгардта»[48];

- «Респонденты разных возрастов, разного возраста, опыта и стажа работы не различаются по степени сопротивляемости стрессу»[49];

- «В соответствии с результатами теста Леонгардта в группу испытуемых респондентов вошли менеджеры-представители всех типов личности»[50];

- полученные данные различных типов личности руководителей связаны с показателями шкалы высокая-низкая сопротивляемость стрессу (методика определения социальной адаптации и стрессоустойчивости Раге и Холмса).

- менеджеры, которые имеют выраженные черты характера по гипертимическому, дистимическому, педантичному типам, обладают более устойчивой психикой по отношению к стрессу..

3. Особенности преодоления профессионального стресса


3.1. Факторы преодоления профессионального стресса и регулирование их

Жизнь современного человека неотделимо связана со стрессом. В первую очередь это связано с «технологическим прорывом», который осуществило человечество. «Тем самым темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился»[51]. Мы не успеваем за огромным потоком информации, поступающей к нам из различных средств массовой информации. Работа, семья, финансы, отношения с людьми – всё это требует высокой степени сосредоточенности и большого количество времени, которого катастрофически не хватает человеку.

«Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека»[52]. Стресс давно и прочно вошёл в наш повседневный обиход. Часто в нашей жизни что-то изменяется. Эти перемены могут быть как к худшему, так и к лучшему. Но в любом случае нам приходится приспосабливаться к чему-то новому. «Нарушение стабильности изменяет и наше состояние (физическое, психическое)»[53]. То есть неожиданные, непредвиденные ситуации в нашей жизни способны ввести нас в стрессовое состояние.

Очевидно, что последствия стресса способны отрицательно повлиять на наше здоровье, семью, карьеру, судьбу. Следовательно, от негативного влияния стресса необходимо защититься. Так как практически каждый человек входит в зону риска, способы профилактики стресса должен знать каждый.

К физическим признакам стресса относят частое или затруднённое дыхание; усиленное сердцебиение; общее напряжение мышц и связанные с ним боли в шее, груди, спине, животе; дрожь или нервный тик; спазмы и связанные с ними кишечные, почечные, печёночные колики, запоры, понос; затруднённое глотание; частое мочеиспускание; головные боли; головокружение; высокое кровяное давление; речевые затруднения (невнятная речь или заикание); вегетативные проявления в виде сухости во рту или горле, повышенной потливости, сексуальных расстройств; плохой, беспокойный сон.

«К эмоциональным признакам стресса относят раздражительность; беспокойство или повышенную возбудимость; гнев и враждебность; необычную агрессивность; путаницу в мыслях; невозможность сосредоточиться; чувство беспомощности, вины или безнадёжности; ощущение потери контроля над собой и ситуацией; страз и чувство паники»[54].

К поведенческим признакам стресса относят снижение аппетита или, наоборот, судорожную еду; усиленное курение; злоупотребление алкоголем; потерю интереса к внешнему облику; постоянную спешку в стремлении куда-то успеть; резкое изменение социального поведения; сверхурочную работу; поиск виноватых.


«Полностью избавиться от стресса невозможно, нецелесообразно и пытаться его устранить, так как это невозможно»[55]. Поэтому необходимо научиться управлять стрессом.

«Стресс как психологическое состояние является продуктом сознания человека, его образа мыслей, оценки ситуации, наличием навыков и умений адекватно вести себя в экстремальных ситуациях»[56]. Принято делить все стрессоры (факторы, вызывающие у нас стресс) на две группы: те, на которые мы можем оказывать влияние, и те, которые нам неподвластны.

К факторам, на которые мы можем и должны влиять, относятся лежащие в области межличностных отношений или обусловленные особенностями нашего характера, наших ошибочных и неадекватных убеждений или отсутствием каких-либо навыков. Избежать многих стрессовых ситуаций в данном случае помогут навыки организации своего времени без перегрузок и цейтнотов, навыки психологической устойчивости к давлению со стороны других людей, разрешения конфликтов.

«Бывают случаи, когда мы не можем изменить ситуацию»[57]. В данном случае необходимо изменить отношение к ней. Различные техники эмоциональной регуляции помогут взять контроль над нашими переживаниями. Часто, взяв себя в руки, мы начинаем эффективно и быстро управлять и самой ситуацией.

Таким образом, при всём многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался. То есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

«Факторами, которые уменьшают стрессогенность среды, а также ее отрицательное воздействие на организм, являются возможность заранее подготовиться и предсказуемость всех внешних событий, возможность их контролировать, что снижает существенно силу воздействия внешних неблагоприятных факторов»[58]. «Но еще более важное значение имеют внутренние факторы, объясняющие почему различным образом реагируют на внешние раздражители-стрессоры испытуемые различных типов личности»[59]. По отзывам руководителей, принимающих участие в исследовании, знание собственных особенностей личности значительно помогает понять субъективные причины стрессоустойчивости, помогают выстроить правильную и понятную собственную стратегию развития, направленную на преодоление негативных последствий стрессов в профессиональной деятельности руководителя.