Файл: Возникновение права (Основные подходы к пониманию права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

глубинные причины несовместимости социализма (отрицание частной собственности, ее обобществление и т.д.) с правом и свободой. Этой же логикой определяется исходное значение индивидуализации собственности во всем процессе перехода от тоталитарного общества к демократическому правовому обществу.

Отсюда, по их мнению, обществу с цивилитарным правом и гражданской собственностью нужно и цивилитарное государство. А это значит, что не общество должно приноровляться к государству, а государство – к обществу и потребностям всех людей. При этом основное значение и главная функция цивилитарного государства – защита цивилитарного общества, охрана гражданской собственности и обеспечение ее нормального функционирования вместе с самими собственниками и избранными ими руководителями.

Обосновано, что правовому принципу формального равенства коммунизм (социализм) противопоставляет требование фактического равенства. Но равенство в социальной жизни возможно лишь как формальное (как правовое) равенство. А «фактическое равенство» – это смешение понятий

«фактическое» и «нефактическое» (формальное) и противоречие в самом понятии «равенство».

Прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

развитие свободной личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений гражданской собственности, собственником конкретных материальных благ. В рамках таких взаимосвязей собственности, свободы и права, доказывают разработчики цивилитарного права, коренятся глубинные причины несовместимости социализма (отрицание частной собственности, ее обобществление и т.д.) с правом и свободой. Этой же логикой определяется исходное значение индивидуализации собственности во всем процессе перехода от тоталитарного общества к демократическому правовому обществу.

Отсюда, по их мнению, обществу с цивилитарным правом и гражданской собственностью нужно и цивилитарное государство. А это значит, что не общество должно приноровляться к государству, а государство – к обществу и потребностям всех людей. При этом основное значение и главная функция цивилитарного государства – защита цивилитарного общества, охрана гражданской собственности и обеспечение ее нормального функционирования вместе с самими собственниками и избранными ими руководителями.

Сторонники цивилитарного права обосновывают, что в своем измерении гражданская собственность – это определенная доля каждого собственника в общей собственности всех граждан. Каково действительное содержание такой доли, покажет лишь рынок, считают они. Однако реально каждый отдельный владелец материальных благ будет получать лишь соответствующую его доле часть денежных доходов от использования объектов общей гражданской собственности. Эти денежные поступления на специальные счета каждого гражданина можно обозначить как реальную долю владельца материальных благ, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Сама же гражданская собственность в виде конкретной Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011


доли по природе своей не может быть изъята из общей собственности и не может быть предметом какой-либо сделки. Она, по утверждению разработчиков цивилитарного права, носит персонально определенный, неотчуждаемый характер и принадлежит гражданину от рождения до смерти. Будущие новые граждане (из числа тех, кто родился или получит гражданство), как и все прежние граждане, будут иметь одинаковое право на равную гражданскую собственность. Признание каждого гражданина настоящим собственником породит в обществе мощные центростремительные силы и станет фундаментом стабильного правопорядка. Справедливое решение проблемы собственности на уровне каждого человека существенно ослабит силу и всех остальных конфликтов в обществе. Следовательно, по их мнению, цивилитарное право по своему содержанию и развитости стоит выше предшествующих типов права и, следовательно, в правовой форме воплощает большую меру свободы людей и выражает более высокую ступень в историческом прогрессе свободы в общественных отношениях.

Становится очевидным, что в науке теории государства и права имеется множество подходов к пониманию права: нормативистский, с позиций школы естественного права, с позиций исторической школы, психологический, социологический, классовый и т.д. (они рассмотрены выше). И, казалось бы, столько же должно быть определений права, сколько и подходов к его пониманию. Однако на самом деле – нет. Например, О.В. Мартышин выделяет и характеризует только три определения права, основывая их на разных концепциях правопонимания. Среди них с точки зрения позитивизма рассматривается нормативисткое определение (т.е.

утверждается, что право есть совокупность норм) и социологическое определение (т.е. утверждается, что право – совокупность конкретных Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

решений уполномоченных государственных органов и реальных правоотношений). С точки зрения идеальных типов правопонимания право вообще выводится через критерии оценки позитивного права, оно есть «свобода», «право справедливости», «судов справедливости», «советных судов» и др.4. Л.А. Морозова говорит о нормативисткой, нравственной (философской) и социологической концепции правопонимания. И отсюда выводятся соответствующие определения права. В частности, при нормативистском подходе право рассматривается как система регулирующих поведение людей норм, исходящих от государства и охраняемых им. При нравственном (философском) подходе право толкуется как идеологическое явление (мировоззрение, идеалы, принципы и др.), отражающие идеи справедливости, свободы человека, равенство людей и т.д. При социологическом подходе право – это не нормативное установление


государства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и

обязанности, воплощаясь в правоотношениях.

На наш взгляд, сегодня следует все же при характеристике научных подходов к пониманию права придерживаться уже устоявшихся теоретических конструкций и, соответственно, трактовать право с узконормативных позиций, с точки зрения широкого понимания и с позиций цивилитарного права (они проанализированы выше). Такая трактовка права будет учитывать не только требования исторической справедливости, но и требования современного рыночного общества и строящегося правового государства в России.

А для того чтобы выработать более или менее приемлемое определение (либо определения) права, необходимо сначала, по нашему мнению, более обстоятельно разобраться с сущностью и признаками права.

Тема «права» актуальна в наше время потому, что для Российской Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

Федерации как государства по существу нового, рожденного из совершенно другого политического и правового режима, необходимо обновленное понимание права не только в виде признанных и направленных государством населению на выполнение правовых предписаний, но и на осознание населением всей сложности и неоднозначности, а также исторической преемственности именно понимания права и осознания его социальной необходимости.

1.2 Причины, условия и закономерности возникновения права

Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов


Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и Файловый архив студентов . 1061 вуз, 2367 предмет.

обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида, со своеобразной социальной и личной автономией. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельные субъекты.

Таким образом, возникновение права было связано с:

- качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

-обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

- формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя -- нормам-обычаям. Эту роль должна была взять на себя другая форма организации людей и другая регулятивная система, какими явились государство и право. По нашему мнению, все же главной причиной, по которой право выделилось из всех социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства. Файловый архив студентов . 1061 вуз, 2367 предмет.

Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции «своих» народов.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.


В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и Файловый архив студентов . 1061 вуз, 2367 предмет.

охраняемые государством. Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов («законы ХII таблиц», «варварские правды», «законы Хаммурапи», «Русская правда» и др.). Но со временем, и они перестают успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. А это уже организованная система права. И, как видно из выше изложенного, государство явилось купелью права.

Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

-необходимость установления единого порядка;

-необходимость его поддержания;

-оформление товарно-денежных отношений;

Файловый архив студентов . 1061 вуз, 2367 предмет.

-смягчение противоречий между различными слоями общества;

-оформление товарно-денежных отношений.

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения. А этим средством принуждения стало государство.