Файл: Функции менеджмента (Понятие менеджмента и его роль в повышении эффективности организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методические аспекты менеджмента организации
1.1. Понятие менеджмента и его роль в повышении эффективности организации
1.2. Сущность и классификация функций менеджмента
1.3. Характеристика основных функций менеджмента
2. Анализ организации менеджмента в фитнес-клубе ООО «Арт-Спорт»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Арт-Спорт»
2.2. Эффективность функционирования организации
2.3. Оценка функций управления в организации
3. Направления совершенствования функций менеджмента организации
3.1. Предложения по совершенствованию функций менеджмента
Источник: рассчитано автором на основе отчетности фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт»
Из таблицы 1 следует, что организация в 2016-2018 гг. наращивает темпы оказания услуг за счет роста цен на услуги и объема услуг. Значение выручки за 2018 г. составило 477409 тыс. руб. За 3 года годовая выручка выросла (на 100431 тыс. руб., или на 26,24 %).
На рисунке 2 изображена динамика выручки от реализации услуг ООО «Арт-Спорт» в денежном выражении.
Валовая прибыль также растет с 39704 тыс. руб. в 2016 г. до 56263 тыс. руб. в 2018 г. за счет увеличения выручки от продаж. Прибыль от продаж увеличивается быстрее, чем увеличивается выручка от продаж – это может свидетельствовать о снижении уровня затрат. Чистая прибыль увеличивается в 2017 г. на 3209 тыс. руб. или 22,98 % относительно 2016 г., но в 2018 г. наблюдается снижение на 549 тыс. руб. или 3,2 % относительно 2017 г.
Рис. 2. Динамика выручки в ООО «Арт-Спорт» за период 2016-2018 гг., тыс. руб.
Источник: составлено автором на основе отчетности фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт»
Среднегодовые активы растут из года в год, что связано с расширением деятельности фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт» и свидетельствует об экономическом подъеме на предприятии.
Все три показателя рентабельности за 2016-2018 гг., приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. выручки от реализованной продукции. Таким образом, на 1000 руб. выручки от реализации чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации составляла 1,1 руб. в 2016 году и 1,2 руб. в 2018 г.
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) показывает эффективность использования всего имущества организации. 1000 руб. среднегодовых активов приносили предприятию 0,4 руб. чистой прибыли в 2016-2017 гг., а в 2018 г. этот показатель немного снизился – 0,3 руб.
Динамика всех рассчитанных коэффициентов рентабельности для фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт» в основном отрицательная, кроме рентабельности продаж только за счет увеличения выручки, т.е. уменьшается эффективность деятельности предприятия, что означает экономический спад.
Таким образом, эффективность деятельности фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт» в 2018 г. немного ухудшается.
2.2. Эффективность функционирования организации
Проведем анализ состава и структуры капитала фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт», представленный в таблице 2.
Общая стоимость имущества в 2017 г. значительно увеличивается относительно 2016 г., однако в 2018 г. происходит снижение (см. табл. 2.2) Наблюдается рост общей стоимости имущества на 67,29 % в 2017 г., а в 2018 г. - снижение на 5,56 % в сравнении с 2017 г.
В 2017 г. произошло снижение внеоборотных активов в 15,21 % , а в 2018 г. небольшое увеличение на 1,37 %. В общей сумме за три года этот показатель уменьшился на 1651 тыс. руб. с 11747 тыс. руб. в 2016 г. до 10096 тыс. руб. в 2018 г или на 14,05 %.
Доля и размер основных средств в 2018 г. увеличилась на 629 тыс. руб. или 7,06 %, так как приобреталось новое оборудование, а выбытие за счет износа практически не произошло.
Оборотные активы в течение трех лет увеличились на 69,33 % за счет роста запасов на 66,73 %, дебиторской задолженности на 69,85 % и НДС на 1,47%. Данный рост объясняется ростом объемов оказываемых услуг и количеством дебиторов, а, следовательно, и повышением счетов к оплате.
Таблица 2
Состав, структура и динамика активов фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт»
Показатели |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Темп роста, % |
|||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|
1. Внеоборотные активы |
11747 |
9960 |
10096 |
13,55 |
6,87 |
7,37 |
84,79 |
101,37 |
- основные средства |
9214 |
8904 |
9533 |
10,63 |
6,14 |
6,96 |
96,64 |
107,06 |
- финансовые вложения |
2521 |
1056 |
546 |
2,91 |
0,73 |
0,40 |
41,89 |
51,70 |
- прочие внеоборотные активы |
12 |
- |
17 |
0,01 |
- |
0,01 |
- |
- |
2. Оборотные активы |
74941 |
135060 |
126896 |
86,45 |
93,13 |
92,63 |
180,22 |
93,96 |
- запасы |
48987 |
93936 |
81678 |
56,51 |
64,77 |
59,62 |
191,76 |
86,95 |
- налог на добавленную стоимость |
204 |
204 |
207 |
0,24 |
0,14 |
0,15 |
100,00 |
101,47 |
- дебиторская задолженность |
23953 |
38624 |
40684 |
27,63 |
26,63 |
29,70 |
161,25 |
105,33 |
- финансовые вложения |
- |
400 |
2607 |
0,00 |
0,28 |
1,90 |
- |
651,75 |
- денежные средства |
1797 |
1896 |
1720 |
2,07 |
1,31 |
1,26 |
105,51 |
90,72 |
Итого активов |
86688 |
145020 |
136992 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
167,29 |
94,46 |
Источник: рассчитано автором на основе отчетности фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт»
Наибольшую долю среди всех источников формирования оборотных активов занимают запасы. Удельный вес запасов по годам соответственно составляет: 56,51 %, 64,77 % и 59,62 %.
Проведем оценку пассивов фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт». В таблице 3 представлена структура пассивов исследуемой организации.
Объем собственного капитала в денежном выражении вырос с 44618 тыс. руб. в 2016 г. до 78413 тыс. руб. в 2018 г. Доля собственного капитала в пассивах увеличивается с 51,47 % в 2016 г. до 57,24 % в 2018 г.
Таблица 3
Состав, структура и динамика пассивов фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт»
Показатели |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Темп роста, % |
|||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|
1. Капитал и резервы |
44618 |
61792 |
78413 |
51,47 |
42,61 |
57,24 |
138,49 |
126,90 |
- уставной капитал |
3800 |
3800 |
3800 |
4,38 |
2,62 |
2,77 |
100,00 |
100,00 |
-нераспределенная прибыль |
40804 |
57978 |
74599 |
47,07 |
39,98 |
54,46 |
142,09 |
128,67 |
2. Краткосрочные обязательства |
42070 |
83228 |
58579 |
48,53 |
57,39 |
42,76 |
197,83 |
70,38 |
- кредиторская задолженность |
42070 |
80743 |
58579 |
48,53 |
55,68 |
42,76 |
191,93 |
72,55 |
Итого пассивов |
86688 |
145020 |
136992 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
167,29 |
94,46 |
Источник: рассчитано автором на основе отчетности фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт»
Графически динамику изменения собственного и заемного капитала ООО «Арт-Спорт» представим на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика собственного и заемного капитала ООО «Арт-Спорт»
Источник: составлено автором на основе отчетности фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт»
Долгосрочные обязательства у фитнес-клуба ООО «Арт-Спорт» в анализируемом периоде отсутствуют.
В 2016 г. происходит рост кредиторской задолженности почти в 2 раза, а в 2018 г. наблюдается тенденция к снижению с 68711 тыс. руб. до 39594 тыс. руб. в 2018 г. Снижение кредиторской задолженности говорит, в первую очередь, об улучшении уровня платежеспособности организации. Удельный вес краткосрочных обязательств в 2016 году составляет 48,53 % всех пассивов, в 2017 году - 57,39 % и 42,76 % в 2018 году.
Указанные выше факты свидетельствуют о том, что организация для финансирования постоянной части активов использует в основном собственный капитал, что можно оценить положительно.
Проведем подробный анализ факторов конкурентоспособности предприятия. Для этого используем анализ составляющих маркетинг-микс ООО «Арт-Спорт» и определим преимущества и недостатки в товарной, ценовой, сбытовой политики. Проведем общую оценку конкурентоспособности (табл. 4).
Таблица 4
Оценка конкурентоспособности предприятия
Наименование критерия |
Важность критерия |
Мультиспорт |
La Salute sports&relax club |
Арт-Спорт |
Геркулес |
||||
очки |
баллы |
очки |
баллы |
очки |
баллы |
очки |
баллы |
||
Длина ассортимента |
5 |
3 |
15 |
4 |
20 |
5 |
25 |
2 |
10 |
Самая низкая цена |
6 |
2 |
12 |
5 |
30 |
3 |
18 |
4 |
24 |
Размер скидок |
1 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Выгодное месторасположение |
2 |
5 |
10 |
5 |
10 |
5 |
10 |
5 |
10 |
Наличие рекламы |
4 |
4 |
16 |
2 |
8 |
5 |
20 |
3 |
12 |
Известность торговой марки |
3 |
3 |
9 |
4 |
12 |
5 |
15 |
2 |
6 |
ИТОГО: |
- |
- |
66 |
- |
85 |
- |
91 |
- |
64 |
Источник: составлено автором
Фитнес-клуб ООО «Арт-Спорт» в настоящее время является одним из лидеров рынка фитнес-услуг, причём соотношение цена-ассортимент исследуемого предприятия является оптимальным для потребителя. В этой связи предприятию необходимо стараться удерживать свои позиции на рынке в конкурентной борьбе.
Таким образом, по приведённым выше критериям, самым крупным конкурентом является «La Salute sports&relax club» (85 баллов). У предприятия значительный ассортиментный перечень, средний уровень цен на услуги. К недостаткам следует отнести отсутствие скидок и пассивную рекламную кампанию в течение последнего года. Тем не менее, известность торговой марки значительна, она могла бы стимулировать дополнительных покупателей.
Третье место среди конкурентов занимает «Мультиспорт», что является достаточно положительным показателем, если учитывать уровень конкуренции в отрасли. Четвертое место у «Геркулес». У предприятия небольшое количество ассортиментных позиций фитнес-услуг, отсутствуют скидки, отсутствует активная рекламная кампания, и известность торговой марки находится на низком уровне.
В результате проведенного исследования можно отметить, что ООО «Арт-Спорт» находится на первом месте практически по всем критериям конкуренции и является лидером рынка в своем сегменте в сфере фитнес-услуг.
2.3. Оценка функций управления в организации
В ходе анализа функций управления было выявлено, что общие и конкретные функции управления фитнес-клубом ООО «Арт-Спорт» повсеместно реализуются каждым членом системы управления, в зависимости от его компетенции.
Целеполагание. Цели фитнес-клуба разрабатываются менеджерами высшего звена управления в ходе планирования деятельности клуба и доводятся ее членам. Этот процесс является эффективным механизмом определения (формулирования) возможного желаемого результата и координирования работ в сети для его достижения. Цели организации дают возможность ее сотрудникам (администрации и персоналу в целом) знать, к чему они должны стремиться в настоящем и будущем. Такая сложная организация как фитнес-клуб ООО «Арт-Спорт» имеет определенное множество целей.
Процесс управления по целям в ООО «Арт-Спорт» включает четыре основные стадии, реализуемые последовательно: постановка целей, разработка планов действий по достижению этих целей, контроль работ по продвижению к целям (достижению запланированного результата деятельности конкретных руководителей и руководимых ими подразделений), оценка результатов деятельности по достижению целей и корректировка конкретных действий и ресурсов.