Файл: Функции менеджмента (Понятие менеджмента и его роль в повышении эффективности организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методические аспекты менеджмента организации
1.1. Понятие менеджмента и его роль в повышении эффективности организации
1.2. Сущность и классификация функций менеджмента
1.3. Характеристика основных функций менеджмента
2. Анализ организации менеджмента в фитнес-клубе ООО «Арт-Спорт»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Арт-Спорт»
2.2. Эффективность функционирования организации
2.3. Оценка функций управления в организации
3. Направления совершенствования функций менеджмента организации
3.1. Предложения по совершенствованию функций менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в условиях нестабильной экономической ситуации, активных изменений как рыночной, так и правовой среды, менеджменту компаний приходится быстро и гибко адаптироваться к новым условиям, понимая, что методики управления, успешно используемые еще вчера, на данный момент уже не актуальны. Рассматривая компанию как сложную развивающуюся систему нельзя не прийти к выводу, что именно от эффективного руководства во многом зависит не только текущий финансовый результат, но и будущие перспективы.
Менеджмент – современная система управления предприятиями, которая действует в условиях рыночной экономики. Особенностью современного менеджмента является объективная необходимость ориентации организации на запросы потребителей, рационального ведения хозяйства в условиях ограниченности ресурсов, адаптации к условиям рынка и внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций.
Одна из важных характеристик процесса управления – функции управления, которые представляют собой сочетание решений и действий, являющихся основой организационно-производственного процесса. Сущность и конкретное содержание этих функций за последние сто лет рассматривались множеством специалистов, каждый из которых предлагает свои варианты и трактовки этих основополагающих понятий. Эффективная реализация основных функций менеджмента является источником успеха организации.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что функции менеджмента обеспечивает единство всех процессов в организации и создает условия для ее эффективного функционирования.
Целью данной работы является изучение функций менеджмента на примере фитнес-центра ООО «Арт-Спорт».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие менеджмента и его роль в повышении эффективности организации;
- описать сущность и классификация функций менеджмента;
- привести основные функции в системе менеджмента;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику организации;
- определить эффективность функционирования организации;
- провести оценку функций управления в организации;
- внести предложения по совершенствованию основных функций в системе менеджмента фитнес-центра ООО «Арт-Спорт».
Объектом курсовой работы является фитнес-центр ООО «Арт-Спорт».
Предмет исследования – особенности и оценка функций менеджмента исследуемой организации.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, статистический анализ, расчетно-конструктивный, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Исследованию менеджмента и его функций посвящены труды таких отечественных ученых, как О.С. Виханский, Э.М. Коротков, А.И. Наумов, А.Н. Цветков и др., а также ряда зарубежных ученых – И. Адизеса, М. Армстронга, П. Друкера, А. Файоля.
Информационная база курсовой работы включает: труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, посвященные теоретическим и методологическим аспектам оценки общих функций менеджмента.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические и методические аспекты менеджмента организации
1.1. Понятие менеджмента и его роль в повышении эффективности организации
Слово «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык буквально. Часто его отождествляют с понятием «управление», но стоит отметить, что такое сравнение некорректно. Понятие «управление» намного шире, поскольку применяется в разных сферах деятельности. Например, говорят «управление автомобилем», «управление экосистемой», «управление государством» [10, с. 5].
Менеджмент – это управление социально-экономическими процессами на уровне организации, включающее управление производственной деятельностью и персоналом.
Менеджмент может рассматриваться как [11, с. 7]:
- процесс управления организацией в условиях рыночной экономики;
- группа людей, их социальное и должностное положение (аппарат управления);
- учебная дисциплина;
- область научного познания.
Цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности и организации производства, а также реализации товаров и услуг с учетом запросов потребителей путем рационального сочетания имеющихся материальных и людских ресурсов [1, с. 247].
Прибыльность организации свидетельствует об эффективности производственно-сбытовой деятельности, достигнутой путем максимизации доходов от результатов производства и минимизации затрат.
Задачи менеджмента сводятся к следующему [6, с. 57]:
- определение конкретных и приоритетных целей организации;
- постоянный поиск и освоение новых рынков;
- определение хозяйственных задач и путей их решения;
- установление контроля за выполнением поставленных задач;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- привлечение работников соответствующей квалификации;
- координация работы всех подразделений;
- автоматизация производства;
- постоянный контроль за эффективностью деятельности организации.
К принципам управления современными организациями относят [10, с. 7]:
- видение организации в будущем;
- развитие вертикальных и горизонтальных коммуникаций;
- социальную ответственность;
- лояльность к сотрудникам;
- создание творческой атмосферы;
- развитие заинтересованности каждого сотрудника в общем результате;
- непосредственное участие менеджера в работе;
- умение слушать подчиненных;
- честность и доверие к сотрудникам;
- повышение качества личной работы и ее совершенствование.
Менеджмент можно рассматривать с экономической, социально-психологической, правовой и организационно-технической точек зрения. С экономической точки зрения менеджмент обеспечивает организацию процессов достижения целей предприятия путем оптимального сочетания материальных и трудовых ресурсов [14, с. 17]. Социально-психологическая составляющая реализуется через совместную координируемую деятельность сотрудников организации. С правовой точки зрения менеджмент основывается на сложившихся в стране экономических нормах и законодательстве. Организационно-технический аспект менеджмента включает разработку целей и задач организации, определение стратегии ее развития, необходимых ресурсов и их оптимального сочетания в условиях технологического процесса, мотивацию и вознаграждение персонала, выполняющего работу, контроль и оценку результата деятельности.
Таким образом, сущность менеджмента – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.
1.2. Сущность и классификация функций менеджмента
Менеджмент – эффективное и производительное достижение поставленных целей компанией при помощи основных управленческих функций. Выполнение функций подразумевает собой исполнение менеджерами специальных навыков и умений. Каждая функция управления – особая сфера деятельности какого-нибудь определенного процесса управления. Система управления складывается из совокупности связанных между собой функций [9, с. 16].
В современной литературе существует множество определений функций менеджмента, отражающих различные стороны и характеристики управленческой деятельности. Рассмотрим некоторые наиболее характерные из них.
«Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами» [16, с. 265].
«Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления» [12, с. 56].
«Функции управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления» [14, с. 71].
Обобщая приведенные выше и другие имеющиеся определения и не претендуя на полный охват всех характеристик и сторон этого сложного многопланового явления, можно сказать, что функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.
Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем (Henry Fayol, 1841-1925 гг.). В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 году, А. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия: технические, коммерческие, финансовые операции, охрану, счетные операции и административные. Таким образом, администрирование или управление было впервые выделено как самостоятельное направление деятельности. Управлять – значит обеспечивать правильный ход всех направлений деятельности. Для этого администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать [3, с. 75].
Почти столетие назад А. Файоль сформулировал не только основные функции управления, но и основные принципы администрирования, общие правила, задачи, обязанности и требования к управленческому персоналу, которые легли в основу многих направлений современного менеджмента. Понимание функций менеджмента развивалось и углублялось вместе с развитием науки и практики управления.
Функции менеджмента классифицируются по двум группам [11, с. 13]:
- общие, те, которые выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;
- специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.
Общие функции управления рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на следующие: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.
Сегодня в литературе можно встретить различные перечни и классификации функций управления персонала. К функциям управления персоналом, кроме выделенных Файолем планирования, организации, распорядительства, координации, и контроля, некоторыми авторами относятся установление целей (целеполагание), регулирование, активизация, разработка стратегии, обратная связь, руководство, коммуникация, исследование, учет и оценка, принятие решений, подбор персонала, и другие [16, с. 269].
Классифицируя функции менеджмента, также выделяют функции дифференциации и функции интеграции.
Функции дифференциации управления обеспечивают организацию управленческого взаимодействия, распределение обязанностей и полномочий различных звеньев управленческой системы. Функция интеграции управления призвана обеспечить согласованную деятельность всех звеньев для достижения общих целей. Некоторые авторы выделяют три группы функций: общие функции, социально-психологические и технологические [8, с. 1309].
Существуют и другие группировки функций. Например, С.С. Скобкин считает, что управление в туризме может быть разделено на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах [16, с. 271]:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, инновации, производство, кадры, финансы, основные фонды).