Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и характерные особенности решений).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы процесса принятия управленческих решений
1.1 Сущность и характерные особенности решений
1.2 Классификация управленческих решений
1.3 Стадии и этапы процесса принятия управленческого решения
2.1 Краткая характеристика ОАО «Лакт»
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Лакт» на рынке молочной продукции
-
Рациональный подход предусматривает принятие рациональных решений, обоснованных систематическим анализом проблем [16].
Рациональные решения не зависят от прошлого опыта, их принятие базируется на систематических процедурах, когда проблемы, цели, альтернативы являются четко определенными, что более характерно для запрограммированных решений [7].
Рациональное решение проблем представляет собой принятие решений как процесс, который состоит из нескольких этапов принятия решений, основными из которых являются: диагноз проблемы, выявление ограничений и критериев, выявление альтернатив, оценка альтернатив, окончательный выбор, реализация и обратная связь. Рациональный подход способствует повышению вероятности принятия эффективных решений в новой сложной ситуации. Процесс принятия решения является завершенным, если через систему обратной связи будет засвидетельствован факт реального решения проблемы на основе сделанного выбора, после чего снова начинается процесс изучения внешней и внутренней среды организации, оценка фактического состояния объекта управления, выявление проблем, т.к. процесс принятия решения для менеджера – процесс непрерывный, с ежедневно принимаемыми решениями, основанных на изменениях внешней и внутренней среды и выявлении новых возможностей [14].
Данный подход применяется, если проблемы трудно идентифицированные с неясными целями, а решения являются незапрограммированными, так как систематический анализ оказывается фактически невозможным. Сложные решения сталкиваются со многими ограничениями, приводя к компромиссам при принятии незапрограммированных решений [17].
1.2 Классификация управленческих решений
Классификация УР необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, позволяя повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения классифицируют по самым разнообразным критериям. Наиболее распространены следующие принципы классификации [10]:
- по функциональному содержанию;
- по характеру решаемых задач (сфере действия);
- по иерархии управления;
- по характеру организации разработки;
- по характеру целей;
- по причинам возникновения;
- по исходным методам разработки;
- по организационному оформлению.
УР можно классифицировать по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления [15]:
- решения плановые;
- организационные;
- контролирующие;
- прогнозирующие.
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, которое связанно с какой-то основной функцией.
Также УР классифицируют по характеру решаемых задач [2]:
- экономических;
- организационных;
- технологических;
- технических;
- экологических и прочих.
Чаще всего УР связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения [17]:
- на уровне БС;
- на уровне подсистем;
- на уровне отдельных элементов системы.
Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений управленческие решения бывают [20]:
- единоличные;
- коллегиальные;
- коллективные.
Выбор способа организации выработки УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.
По характеру целей принимаемые решения делятся на [11]:
- текущие (оперативные);
- тактические;
- стратегические.
По причинам возникновения УР бывают [8]:
- ситуационные, которые связаны с характером возникающих обстоятельств;
- по распоряжению вышестоящих органов;
- программные, которые связаны с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
- инициативные, которые связаны с проявлением инициативы системы;
- эпизодические и периодические, которые вытекают из периодичности воспроизводственных процессов в системе.
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки УР. К их числу можно отнести [15]:
- графические, которые используют графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
- математические методы, которые предполагают формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
- эвристические, которые связаны с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
По организационному оформлению УР делятся на [17]:
- жесткие, которые однозначно задают дальнейший путь их воплощения;
- ориентирующие, которые определяют направление развития системы;
- гибкие, которые изменяются в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
- нормативные, которые задают параметры протекания процессов в системе.
Так как решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, который причастен к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимаются менеджерами, которые внимательно и критически относятся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно перед принятием решения, менеджеры имеют сформулированную исходную идею [16].
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками» [16].
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство [8].
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей [17].
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью [7].
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
1.3 Стадии и этапы процесса принятия управленческого решения
В каждой организации имеются особенности принятия УР, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, системой внутрифирменной коммуникации. Тем не менее, процесс разработки УР имеет нечто общее для организации.
Процесс принятия решения можно представить в виде нескольких стадий, состоящих из этапов и операций. Отдельные авторы по-разному подходят к выявлению стадий, этапов, операций процесса принятия УР.
Например, по Пироговой Е.В. процесс разработки УР представлен в виде трех этапов, представленных на рисунке 1: подготовка, принятие и реализация.
1 этап включает подготовку управленческого решения или по-другому постановку задач. Этот этап состоит из семи задач [16]:
- Выявление и анализ проблемной ситуации. Эта задача состоит в анализе исходной информации о состоянии объекта исследования и внешней среды, его места и роли среди смежных объектов и объектов более высокого порядка, а также осуществляется выявление, структуризация и ранжирование проблем. В результате на этом этапе определяют базовые, кардинальные проблемы, пути их решения и ресурсы для их решения.
Рисунок 1 – Процесс разработки управленческого решения по Пироговой Е.В.
- Формирование целей для решения проблемной ситуации. Этот этап вытекает из предыдущего. Составляется перечень целей или дерево целей (т. е. выясняются их приоритеты). Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.
- Сбор необходимой информации. Это один из ключевых этапов. Информация проверяется на необходимость, достоверность, надежность и т. д.
- Анализ информации. Здесь проводится анализ уже отобранной информации и затем раскладываем ее по степени важности для решаемой проблемы, по динамике использования и т. д.
- Выявление или выработка полного перечня альтернатив достижения цели. Ключевые слова в этом этапе «полный перечень», так как если в списке нет лучшего варианта, то, значит, его и не выберут. Здесь необходимо учитывать результаты многочисленных исследований, которые показывают, что люди, как в экспериментах, так и в реальных ситуациях, стремятся исключить альтернативы, связанные с риском. Они соглашаются на средние (и хуже средних) альтернативы, только чтобы не возникли ситуации, где хотя бы с малой долей вероятности возможны большие потери.
- Выбор допустимых альтернатив. Все альтернативы пропускаются через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических и др.), поэтому их число уменьшится.
- Предварительный выбор лучшей альтернативы. Детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям. Возможно выделение группы альтернатив. Конечным результатом на этом этапе является вынесения суждения о предпочтительности альтернатив, затем эти данные предоставляются ЛПР на данной проблеме. Другое название этого этапа: экономическое обоснование выбранного решения.
2 этап процесса принятия решений – принятие решения, включает 5 задач [6]:
- Оценка альтернатив со стороны ЛПР. Предыдущие семь этапов как результат анализа есть по сути один из видов информации, необходимой руководителю для принятия решения. ЛПР учитывает дополнительные факторы и моменты, которые не учтены на предыдущих этапах. То есть ЛПР окончательно решает, какой вариант самый наилучший.
- Экспериментальная проверка альтернатив. Это производится в тех случаях, когда ЛПР затрудняется с окончательным выбором наилучшей альтернатив и имеются возможности экспериментальной проверки 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив. Как правило, такие проверки бывают в области научно-технической деятельности. Результат этого этапа – в данных апробации (т. е. практической проверки).
- Выбор единственного решения. С учетом данных экспериментальной проверки и любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение. Если экспериментальной проверки нет, то 9–10 этапы выпадают.
- Согласование решения с органами управления и исполнителями.
- Окончательное оформление и утверждение решения. Решение материализуется в виде проекта, плана, приказа и т. д. и вступает в юридическую силу, когда ЛПР его принимает.
Заключительный этап – реализация решения. Состоит из трех задач [10]:
- Организация выполнения решения, т. е. происходит выполнение сроков, этапов и исполнителей принятого решения.
- Определение работ по выполнению решения. Задания доводятся до исполнителей, которых обеспечивают всем необходимым; выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, стимулирование исполнителей к эффективному выполнению решения.
- Выполнение решения. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, внесение (если необходимо) корректив, установление обратной связи с ЛПР, анализ результатов реализации решения. Конечный итог – это полное достижение целей решения в установленные сроки и в рамках отпущенных ресурсов.
Решения могут приниматься в обычном режиме или в режиме дефицита времени (в данном режиме некоторые из этапов могут пропускаться). Классическая схема применяется при стратегическом управлении. При тактическом управлении некоторые из этапов пропускаются, при оперативном – схема может иметь 5-6 этапов.
М. Мескон и Ф. Хедоури представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс, представленный на рисунке 2 [14].