Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и характерные особенности решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2 – Этапы процесса принятия управленческих решений по М. Мескон и Ф. Хедоури

За этим процессом следует реализация решений и обратная связь, и авторы отмечают, что фактическое число этапов определяется самой проблемой.

По Г. Саймону основные стадии процесса принятия решения следующие [9]:

  1. разведывательная (осознание необходимости принятия решения);
  2. проектная (проектирование альтернатив);
  3. выбора и реализации (принятие и реализацию управленческого решения).

Каждая из приведенных стадий предполагает выполнение определенных этапов, процедур и операций. В таблице 1 представлен перечень, включающий стадии, этапы и операции разработки управленческого решения.

Стадия 1. Разведывательная. Проблемы или проблемные ситуации (ПС) возникают в организациях либо вследствие несовпадения фактических значений параметров управляемого объекта с целевыми (нормативными, плановыми параметрами), либо возможности появления таких отклонений в будущем в случае неприятия упреждающих мер; либо изменения целей управления. Если проблемная ситуация не очевидна, то ее решение неоднозначно и процесс принятия решения требует структуризации. Структуризация позволяет определить этапы и процедуры, направленные на решение проблемы для конкретной ситуации. Данный процесс сводится к построению с помощью алгоритмов либо блок-схем, так называемых, оперограмм разработки управленческих решений [13].

После выявления причины возникновения проблемы ее формализуют – определяют ее характер: «угроза» существующему положению или «новые возможности», а также определяют сильные и слабые стороны организации, т. е. на основе имеющейся информации проводят SWOT- анализ [4].

Постановка цели для задач принятия решений заключается в осознании ЛПР проблемы, для решения которой возможно использование различных альтернатив (вариантов действия), а принятие решения заключается в выборе одной из них. В качестве ограничений для задач принятия решений выступают: время решения, средства решения, информация, финансы, материалы и др. Формализация проблемы предполагает создание модели проблемной ситуации (математической или информационной модели, где варианты действий представлены как совокупности характеристик) [11] .

Таблица 1 – Стадии, этапы и операции разработки управленческого решения

Стадии

Этапы

Операции

1.Разведывательная

1.1. Возникновение проблемы

Установление причины возникно­вения ПС

Определение характера ПС

1.2. Формализация про­блемы

Постановка цели для задач приня­тия решений

Выявление ограничений для задач принятия решений

Создание и формализация модели принятия решения

2. Проектная

2.1. Определение и вы­бор критериев для при­нятия решения

 Установление критериев выбора

2.2. Разработка и фор­мулирование множест­ва альтернатив

Проектирование альтернатив (дей­ствий по устранению ПС)

 Оценка возможных последствий

3. Выбора и реализации УР

3.1. Выбор наилучшего решения

Описание методов выбора альтер­натив

Сравнение альтернатив

Определение и оценка риска

Принятие решений (выбор альтер­натив)

3.2. Организация работ по выполнению реше­ния

Организация выполнения решения

3.3. Оценка последст­вий принятого решения (мониторинг)

Контроль и анализ процесса вы­полнения решения


Стадия 2. Проектная. Проектирование альтернатив начинается с этапа выбора критерия принятия решения и представляет собой требования, отражающие систему предпочтений или одну из ее сторон. При выборе критериев для принятия решений ЛПР руководствуется системой нормативов, по которой и сравнивают альтернативное решение. Назначение критериев – обеспечить эффективность принимаемых решений. Критерии при принятии решений служат стандартом ограничения, так как сужают деятельность менеджера в принятии решения [14].

Проектирование альтернатив сводится к разработке вариантов действий, удовлетворяющих выявленным ограничениям и установленным критериям на основе сбора необходимой информации. Для этого могут быть использованы различные методы, например, «мозгового штурма», Дельфи и др. Оценка возможных последствий проектируемых альтернатив (стратегий действий) проводится на основе выбранной модели по принципу, что произойдет в системе, если будут приняты какие-то альтернативы.

Стадия 3. Выбор и реализация УР. Выбор УР включает методы выбора альтернатив и зависит от степени структурированности проблемы. В соответствии с классификацией проблем, предложенной Г. Саймоном, все проблемы подразделяются на три класса [12]:

  1. хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих численные оценки; для таких проблем используют методы количественного анализа, позволяющего выбирать оптимальные решения на основе экономико-математических методов. В качестве критериев оптимизации выбирают размеры прибыли или затрат, объемы продаж, доходов и др.
  2. неструктурированные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;
  3. слабоструктурированные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать.

Для выбора решения слабоструктурированных или неструктурированных проблем используют взвешенные критерии на основе экспертных оценок. В этом случае выбирают удовлетворительное решение, т.е. решение, выбранное в соответствии с заданными критериями, удовлетворяющее поставленным ограничениям и способствующее устранению проблемы [6].


Результатом сравнения альтернатив является выбор такой альтернативы, которая устраняет имеющуюся проблему. Сравнение альтернатив может выполняться несколькими методами. Идентификация возможных отрицательных последствий выбранной стратегии осуществляется с помощью риска и включает также и методы компенсирования данного вида риска. Выбор альтернатив может выполняться (и чаще всего выполняется) единолично лицом, принимающим решения, группой менеджеров, либо согласованием.

Хотя эта классификация проблем не является устоявшейся, и некоторые проблемы могут со временем изменить свою принадлежность к определенному классу, она является достаточно популярной. Следует подчеркнуть, что между перечисленными классами проблем не существует четкого различия. Многие новые проблемы первоначально выступают как неструктурированные и слабоструктурированные, но по мере их анализа, превращаются в проблемы хорошо структурированные. Каждая организация постоянно имеет дело с различными классами проблем, соотношение которых может различаться в зависимости от объективных условий ее деятельности и других факторов, определяющих степень неопределенности, с которой она сталкивается. В организации, которая является саморазвивающейся системой, возникают новые потребности, видоизменяются старые требования, появляются новые возможности удовлетворения потребностей, т.е. так или иначе появляются новые проблемы, которые требуют новых творческих решений. Эти творческие решения (инновационные) особенно характерны для слабоструктурированных проблем, примером которых могут быть проблемы выбора в уникальных ситуациях [17].

Организация выполнения решения заключается в составлении плана реализации данного решения, доведения его до конкретных исполнителей в виде указаний, распоряжений, приказов и организации контроля выполнения управленческих решений.

Основное назначение контроля заключается в создании системы гарантий выполнения решений, системы обеспечения максимально возможного качества решения. Содержание контроля – выявление отклонений в осуществлении плана выполнения решения, требующих дополнительных решений. Контроль осуществляется путем организации мониторинга за процессом выполнения управленческих решений [4].

Мониторинг выполнения решения проводится на основе обратной связи, через анализ поступающей информации о ходе реализации решения, оценке решения проблемы и возникновении новой ситуации. Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и описание методов принятия решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность выполнения ряда процедур, что позволяет значительно снизить время принятия решений. Осуществление управленческих решений и контроля над их выполнением зависят от компетенции и целеустремленности людей, от целесообразности их деятельности в организации.


2 Анализ организации процесса принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Лакт» по определению конкурентоспособности

2.1 Краткая характеристика ОАО «Лакт»

ОАО «Лакт» занимается производством молочной продукции. Зарегистрировано общество 03.12.1992г. постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула. Было расположено по адресу: 656002, Алтайский край г. Барнаул, улица 1905 года, 25.

Количество выпущенных акций общества 7207 штук, номинальной стоимостью 1000 рублей оплачены в полном объёме. Количество акционеров составляло 100.

Величина уставного капитала общества составляла 7207000 рублей.

За 2018 год выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 556256 тыс. руб., что на 65413 тыс. руб. выше уровня 2017 года.

Сумма дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2018года составила75157 тыс. руб. Просроченная дебиторская задолженность отсутствовала.

Сумма кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2018 года составила 34953 тыс. руб. Просроченной кредиторской задолженности не присутствовало.

Резервный капитал на 31.12.2018 год составлял 900 тыс. руб.

Среднесписочная численность на предприятии в 2018 году составила 229 человек.

Целью общества являлось извлечение прибыли.

ОАО «Лакт» осуществляеь следующие виды деятельности:

  • заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство и реализация продуктов питания;
  • производство и реализация товаров народного потребления и продукции материально-технического назначения;
  • посредническая деятельность в сфере материально-технического обеспечения, торговли и оказания услуг;
  • и другие виды деятельности.

Завод ОАО «Лакт» является преемником старейшего на Алтае гормолзавода.


2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Лакт» на рынке молочной продукции

На рынке молока и молочной продукции наблюдается обострение конкуренции. В связи с этим предприятия молочной промышленности вынуждены заниматься вопросами обеспечения конкурентоспособности своей продукции под давлением рынка с одной стороны и соответствия ее нормативным документам (стандартам, инструкциям, техническим условиям и т.д.) под давлением государства, регулирующего данный рынок, - с другой.

В целом рынок молочной продукции Алтайского края оценивается как перспективный и стабильно развивающийся благодаря отечественным производителям и иностранным инвесторам. Потенциальная емкость рынка молочных продуктов в крае, рассчитанная исходя из медицинских норм и традиций потребления, далека от насыщения, следовательно, в условиях повышения социального уровня в крае производителям необходимо наращивать производственные мощности.

Руководству каждого предприятия необходимо уметь прогнозировать будущее для его развития, адекватно оценивать финансовое состояние, причем не только своего предприятия, но и существующих конкурентов. Необходимо помнить, что оценку финансово-хозяйственной деятельности недостаточно проводить лишь посредством анализа финансовой отчетности, так как он показывает фактически сложившееся состояние источников финансирования и имущества, а также финансовые результаты за определенные периоды времени. Чтобы сделать прогноз на будущее, потребуется изучение не только внутренних факторов деятельности предприятия, но и оказываемого на него влияния внешним рыночным окружением. Для этого требуется разрабатывать стратегии, которые учитывают специфику производства и меняющиеся условия рынка, способствуют оперативному реагированию на эти условия.

В разработке таких стратегий помогает SWOT-анализ.

После проведения SWOT-анализа у руководства появляется более ясное представление о преимуществах и недостатках своего предприятия, что помогает в разработке компенсационных мер, направленных на предотвращение убытков, и в выборе оптимального пути развития. SWOT-анализ является наиболее подходящим для анализа относительно статичных событий, которым свойственна некоторая стабильность и долговременность тенденций, или при динамичных изменениях, в которых прослеживается длительная закономерность [16].

Успешные результаты SWOT-анализа обусловлены широтой охвата изучаемых в нем факторов и тщательности их проработки. С этой целью перед проведением SWOT-анализа используют специальные маркетинговые модели [14]: