Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и характерные особенности решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По результатам оценки внутриотраслевой конкуренции было выявлено, что ее уровень высок, поэтому существует необходимость составить карту конкурентов, чтобы определится, какие конкретно компании ими являются. Данные для составления карты приведены в таблице 5

Таблица 5 – Доля рынка, приходящаяся определенному предприятию и темп его роста

Конкуренты

Доля рынка

Темп роста

ОАО «Лакт»

8,2%

-1,7%

ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»

14,5%

7,0%

ООО «Алтайская буренка»

2,1%

-1,3%

ОАО «Кулундаконсервмолоко»

5,0%

5,3%

ООО «Холод»

6,8%

-5,0%

ЗАО «Рубцовский молочный комбинат»

10,4%

11,0%

Исходя из имеющихся данных построим карту конкурентов, представленную на рисунке 3.

Рисунок 3 – Карта конкурентов ОАО «Лакт»

По результатам карты конкурентов видно, что наиболее конкурирующими с ОАО «Лакт» являются ЗАО «Рубцовский молочный комбинат» и ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».

Проведем анализ между этими предприятиями по ключевым факторам успеха, которые оговаривались выше. Каждому фактору присваивается балл от 0-5, где 0 – отсутствие фактора у компании, а 5 – лучший фактор. Наглядно оценка приведена в таблице 6.

Таблица 6 – Оценка ключевых факторов успеха для компании

Ключевые факторы успеха

ОАО «Лакт»

ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»

ЗАО «Рубцовский молочный комбинат»

1. Уровень цен

5

4

4

2. Качество продукции

5

5

4

3. Реклама

2

5

0

4. Развитость сбытовой сети

5

4

3

5. Известность марки

5

5

1

6. Доля рынка

4

5

3

7. Ассортимент продукции

4

5

3

На основе данной таблицы построим лепестковую диаграмму, которая представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 – Ключевые факторы успеха компаний

Данная диаграмма показывает сильные и слабые стороны анализируемых предприятий.

Из диаграммы видно, что самой успешной компанией, из трех имеющих, является ЗАО «Барнаульский молочный комбинат». Проведенный выше анализ позволяет оценить текущую стратегию ОАО «Лакт» как недостаточно эффективную по следующим причинам:

  1. Проанализировав цену молочных изделий каждого предприятия, можно заметить, что они практически не отличаются.
  2. Качество не является выраженным у конкурентов, поскольку продукция рассматриваемых предприятий стандартна и выпускается в соответствии с ГОСТами.
  3. В области рекламы, безусловно, выигрывает ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», поскольку он шире использует этот метод, чем ОАО «Лакт». ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» активно использует различные виды наружной рекламы, рекламу на радио и телевидении, регулярно спонсирует спортивные мероприятия, проводит акции, в том числе и совместные. ОАО «Лакт», напротив, предпочитает не злоупотреблять рекламой. ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» периодически проводит маркетинговые исследования, которые касаются, прежде всего, упаковки, расфасовки и внедрения новых товаров, регулярно выставляет свои товары на соискание различного рода премий.
  4. Сбытовая сеть ОАО «Лакт» гораздо шире, чем у основных конкурентов. ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» придерживается одноуровневого канала распространения, его продукция достаточно широко распространена в Барнауле в таких сетях магазинов как «Мария-Ра», «Холидей Классик», «Мир продуктов», супермаркете «28 апельсинов» и других магазинах города. В свою очередь, продукция ОАО «Лакт», помимо продуктовых магазинов, присутствует также в сети фирменных киосков «Лакт». В этом случае использование нулевого канала позволяет, снижать хоть и незначительно цены на продукцию и поставлять ее в свежем виде.
  5. И ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», и ОАО «Лакт» производят выпуск молочных продуктов под запоминающимися торговыми марками.
  6. При высоком качестве продукции и производстве ее из натурального сырья, доля компании на рынке очень мала.

Основываясь на результатах предыдущих методик анализа, составим для ОАО «Лакт» матрицу SWOT-анализа, где будут выявлены слабые и сильные стороны компании, ее возможности и угрозы. Кроме того в матрице будут представлены рекомендации в сложившихся условиях. Результаты представлены в Приложении 1.


Угрозы для предприятия являются сходными с угрозами для всех предприятия на рынке молочной продукции.

2.3 Рекомендации по принятию решения по конкурентоспособности ОАО «Лакта»

Таким образом, по результатам комплексного анализа текущей стратегии предприятия, можно выделить следующие основные направления его развития, направленные на усиление конкурентной позиции предприятия на рынке и, соответственно, на увеличение доли рынка ОАО «Лакт»: максимальное покрытие рынка; расширение ассортимента; проведение рекламной кампании; формирование лояльности потребителей; улучшение финансового состояния.

Генеральной целью предприятия должно стать укрепление своего положения в сегменте традиционных молочных продуктов в регионе (увеличение доли рынка на 5% в течение года).

Цели ОАО «Лакт» по элементам 4Р следующие:

  • product (продукт) – расширение ассортимента предприятия до полного ассортимента молочной продукции, который существует на рынке в настоящее время путем добавления новых ассортиментных позиций;
  • price (цена) – формирование цены на основе закупочных цен на коровье молоко и другие виды сырья, а также цен конкурентов;
  • place (место продажи) – приобретение новых производственных площадей; становление развитой сбытовой сети; выход на новые рынки СФО (Сибирский федеральный округ);
  • promotion (продвижение) - комплексное продвижение молочной продукции предприятия на рынке Алтайского края.

Корректирующими мероприятиями для минимизации рисков, которые были выявлены, являются: формирование лояльности покупателей к продукции завода, разработку линейки продукции премиум-класса, постоянное подтверждение натуральности и качества своей продукции, снижение издержек производства, максимальное покрытие рынка, расширение ассортимента, рекламная компания.

Результатом 3 главы послужило составление матрицы SWOT-анализа при помощи PEST-анализа, метода 5 сил Портера и анализа ключевых факторов успеха компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать вывод, что анализ и разработка схемы принятия решений не такой уж и легкий процесс, для составления такой схемы необходимо изучить все подробности теории разработки управленческих решений, включая понятие управленческих решений, методы, классификация, структуру разработки управленческих решений, и многое другое.

Непостоянная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в нашей стране, заставляет предприятия тщательней и взвешенно принимать различные решения, составлять планы развития, оценивая существующую реальность. Неоклассическая концепция экономической организации исходит из необходимости принятия субъектами рациональных решений.


Однако приходится констатировать, что в действительности рациональные решения для предприятий маловероятны. Прежде всего, из-за соглашательства и непродуманной политики экономических субъектов.

1.Проведенный анализ теоретических основ организации процесса принятия управленческих решений на предприятии позволил выявить, что повышение качества решений, принимаемых руководителями, является важнейшим условием повышения эффективности всего общественного производства.

2.Анализ механизма и методов принятия управленческих решений в менеджменте позволил сделать вывод о том, что необходимо и особенно важно уделять особое внимание процессу принятия управленческих решений на любом предприятии.

3. В результате SWOT-анализа, сильными сторонами ОАО «Лакта» оказались отсутствие консервантов в производимой продукции, спользование только натуральных ингредиентов, доступная цена, высокое качество продукции, наличие своей сеть фирменных магазинов. Все это основало хорошую репутацию фирмы у постоянных клиентов.

Слабые стороны ОАО «Лакта» характеризует то, что все производственные здания и сооружения не только не соответствуют требованиям действующих правил и нормативов, находятся в аварийном состоянии. Все это является прямой угрозой безопасности не только сотрудников предприятия, но и находящихся рядом жилых домов. Производственные мощности ОАО «Лакта» уже полностью выработали свой ресурс. Для проведения модернизации и выполнения всех требований надзорных органов необходимых средств у завода нет. Кроме всего этого у ОАО «Лакт» отмечена нестабильность финансового состояния отраслевым объединением «Алтайсоюзмолоко».

Подготовлен маркетинговый план, развивающий ключевые компетенции ОАО «Лакта», а именно:

  • по продукту – расширение ассортимента предприятия до полного ассортимента молочной продукции, который существует на рынке в настоящее время путем добавления новых ассортиментных позиций;
  • по цене - формирование ее на основе закупочных цен на коровье молоко и другие виды сырья, а также цен конкурентов;
  • по местам продаж – приобретение новых производственных площадей, становление развитой сбытовой сети и выход на новые рынки СФО (Сибирский федеральный округ);
  • по продвижению - комплексное продвижение молочной продукции предприятия на рынке Алтайского края.

А также разработаны корректирующие мероприятия для минимизации рисков, которые предполагают формирование лояльности покупателей к продукции завода, разработку линейки продукции премиум-класса, постоянное подтверждение натуральности и качества своей продукции, снижение издержек производства, максимальное покрытие рынка, расширение ассортимента, рекламная компания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 192 с.
  2. Вяткин В.Н., Дж. Хэмптон, Казак А. Ю. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации. – Москва-Екатеринбург: Ява, 2014. – 256с.
  3. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. //Менеджмент в России и за рубежом, 2013. № 12. – с. 39-42
  4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 2016.
  5. Гуджоян О.Л. и др. Методы принятия управленческих решений. – М.: Экономика, 2015. – 215 с.
  6. Евланов А. Г. Теория и практика принятия решений. – М.: Экономика, 2018. – 175 с.
  7. Ильин Н. П., Лукмапова И. Г. и др. Управление проектами /Под ред. В. Д. Шапиро. – СПб.: ДваТри, 2015. – 610 с.
  8. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 256 с.
  9. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. – СПб: Издательский дом МиМ, 2018.
  10. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебник. – М.: 2015.
  11. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. – М.: ФИНПРЕСС, 2014
  12. Менеджмент организации. Учебное пособие. /Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 2013.
  13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2014
  14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 496 с.
  15. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.: Юнити, 2013.
  16. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев, 2013.
  17. Управление организацией: Учебник. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 669 с.
  18. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-синтез, 2018.
  19. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: Интел-Синтез, 2016.
  20. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. /Пер. с англ. Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2018.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Матрица SWOT-анализа ОАО «Лакта»

Возможности

1. Расширение дистрибуторской сети

2. Расширение сырьевой базы

3.Техническая модернизация

4.Расширение ассортимента

5.Продвижение на региональных рынках

6.Увеличение своей доли на рынке Алтайского края

7.Увеличение производственных мощностей

Угрозы

1. Снижение платежеспособного спроса со стороны населения на продукцию

2. Рост конкуренции в отрасли

3.Высокий уровень инфляции может привести к снижению рентабельности деятельности компаний

4.Смещение спроса в сторону более дорогих продуктовых групп в связи с улучшением финансово-экономического положения населения

Сильные стороны

1. Отсутствие консервантов в производимой продукции

2. Использование только натуральных ингредиентов

3.Доступная цена

4.Обеспеченность сырьевой базой

5.Высокое качество продукции

6.Своя сеть фирменных магазинов

7. Хорошая репутация фирмы у постоянных клиентов

S/O

Выход на региональные рынки, расширение ассортимента и увеличение продаж (реклама, покрытие рынка и др.)

S/T

Формирование лояльности покупателей к продукции завода, разработка линейки продукции премиум-класса, постоянное подтверждение натуральности и качества своей продукции

Слабые стороны

1. Наличие устаревшего оборудования

2. Аварийность производственных зданий и сооружений

3.Относительно небольшой ассортимент продукции

4. Низкая рекламная активность

5.Производство в основном традиционной молочной продукции

6. Нестабильность финансового состояния

W/O

Снижение издержек производства, максимальное покрытие рынка, расширение ассортимента, рекламная компания

W/T

Диверсификация производства, снижение издержек, формирование лояльности покупателей, которые не уйдут к конкурентам