Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и характерные особенности решений).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы процесса принятия управленческих решений
1.1 Сущность и характерные особенности решений
1.2 Классификация управленческих решений
1.3 Стадии и этапы процесса принятия управленческого решения
2.1 Краткая характеристика ОАО «Лакт»
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Лакт» на рынке молочной продукции
- для анализа внутренней среды – цепочка создания ценности, 7S, 4P;
- для анализа внешней среды – метод пяти сил Портера, PEST-анализ.
По отношению к данным методам SWOT-анализ является комплексным анализом внутренней и внешней среды, позволяющим согласовать все их элементы.
В условиях усиления конкуренции на рынке основными конкурентными преимуществами крупных российских производителей молочной продукции могут стать:
- большая доля рынка;
- качество продукции;
- широкий ассортимент;
- уровень цен;
- использование марочных названий, начинающееся, как правило, с молока, и постепенное распространяется на ассортиментную линию. Потребители в городах при выборе продукции ориентируются, в первую очередь, на марку. На рынке присутствует много марочной продукции производителей таких как ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Алтайская Буренка», ООО «Алтайхолод», ОАО «Кипринский МСЗ», ОАО «Кулундаконсервмолоко», ЗАО «Славгородский Молочный Комбинат», ООО «Холод», ЗАО «Рубцовский молочный завод» . В этих условиях репутация фирмы и известность ее марок - один из ключевых компонентов конкурентоспособности;
- обратная вертикальная интеграция с производителями сырого молока;
- прямая вертикальная интеграция производителя и посредников;
- грамотная рекламная политика.
Начнем анализ эффективности ОАО «Лакт» с PEST-анализа.
Проведем анализ внешней среды для ОАО «Лакт» с помощью PEST-анализа. Данные по анализу будут отражены в таблице 2.
Таблица 2 – PEST-анализ для ОАО «Лакт»
Группа факторов |
Факторы |
Способствующие достижению целей |
Препятствующие достижению целей |
1.Политические |
1. Введение квот на ввоз продукции зарубежных производителей |
+ |
- |
2.Экономические |
1. Нормы налогообложения. |
+ |
- |
2. Темпы инфляции. |
+ |
- |
|
3. Уровень безработицы. |
+ |
- |
|
4. Оборот розничной торговли. |
|||
5. Уровень конкуренции. |
- |
||
6. Ситуация в сельском хозяйстве |
- |
||
3.Социально-культурные |
1. Установки, жизненные ценности и традиции. |
+ |
- |
2. Уровень образования. |
+ |
- |
|
3. Демографические условия. |
+ |
- |
|
4. Уровень доходов населения. |
+ |
- |
|
4.Технологические |
1. Совершенствование средств доставки товаров. |
+ |
|
2. Совершенствование сбыта продукции. |
+ |
||
3. Совершенствование и модернизации технологии производства |
+ |
||
4. Совершенствование и модернизации технологии упаковки |
+ |
Проанализируем влияние каждого из этих факторов на ОАО «Лакт».
1. Политические факторы.
Введение квот на ввоз продукции зарубежных производителей (+). Введение квот на ввоз молочной продукции из-за рубежа приводит к подъему российского производства и росту объемов производства внутри страны (как российских, так и зарубежных производителей).
2. Экономические факторы
Налоги (-). В данный момент в России очень несовершенная налоговая база, самым ярким свидетельством тому является стремление многих фирм «обойти» налоги и каким-либо образом уклониться от их уплаты. Налоги оказывают исключительно негативное влияние на всю фирму в целом, которая обязана отдавать очень большую часть своих денежных поступлений государству в виде налогов. До тех пор, пока налогообложение в России не будет соответствовать общемировому уровню, оно будет оказывать исключительно негативное влияние на развитие фирмы.
Темпы инфляции (-). За последние несколько лет темпы инфляции в нашей стране, безусловно, снизились, но, все равно, остаются довольно высокими. Фирмы теряют часть потенциальной прибыли из-за инфляции, соответственно это крайне негативным образом сказывается на них.
Уровень безработицы (+/-). Данная категория экономики может оказывать как положительное, так и негативное влияние на темпы развития фирмы. Увеличение безработицы может свидетельствовать и о недостатке необходимых кадров для предприятия, что негативным образом будет сказываться на темпах производства и развития фирмы в целом. Уменьшение безработицы может свидетельствовать о том, что большая часть населения получает необходимую работу на предприятии и все потребности в кадрах у фирмы удовлетворены, и она развивается за счет увеличения качества выпускаемой продукции или за счет наращивания объемов производства.
Оборот розничной торговли (+/-). Приводит к росту (падению) объемов продаж и потребления товаров народного потребления.
Уровень конкуренции (+/-). Конкуренция может оказывать как негативное, так и положительное влияние на предприятие. Увеличение конкуренции свидетельствует о появлении на рынке нового игрока или усилении позиций старых. В любом случае фирма теряет часть доли рынка, а, следовательно, несет материальные потери. При уменьшении конкуренции предприятию будет намного проще занять лидирующие позиции на рынке данной отрасли и увеличить долю рынка.
Оборот розничной торговли (+). Приводит к росту объемов продаж и потребления товаров народного потребления.
Ситуация в сельском хозяйстве (+/-). Ситуация в сельском хозяйстве может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на предприятие, т.к. именно сельское хозяйство является источником сырья на производства молочных продуктов. Соответственно, поголовье крупного рогатого скота, состояние кормовой базы, количество сельхозпроизводителей - ключевые факторы влияния на производителя молочной продукции.
3. Социальные факторы
Установки, жизненные ценности и традиции потребления (+/-). Отношение людей к производимой продукции оказывает существенное влияние на все производство предприятия. Некоторые религии очень негативно относятся к производству консервов из мяса различных животных, поэтому данный факт будет оказывать положительное или отрицательное влияние на фирму.
Уровень образования (+/-). Чем выше образованность кадров, тем выше качество их труда и наоборот. Кроме того, чем выше уровень образования населения, тем, как правило, больше тяга населения к новинкам.
Демографические условия (+/-). Чем больше население конкретной территории, которая является рынком сбыта для предприятия, тем выше прибыль. Соответственно уменьшение населения влечет за собой резкое снижение уровня продаж.
Уровень доходов населения (+/-). Большая покупательская способность влечет за собой увеличение продаж продукции предприятия, что исключительно положительно влияет на ее развитие. Уменьшение уровня доходов негативно скажется на уровне продаж предприятия.
4. Технологические факторы
Совершенствование средств доставки товаров (+). Любое совершенствование средств доставки повышает быстроту доставки готовой продукции и необходимого для ее производства сырья. Также повышается качество доставленной продукции.
Совершенствование сбыта продукции (+) несомненно, положительно повлияет на развитие предприятия, на совершенствование его логистических систем.
Совершенствование и модернизация технологий производства (+) положительно влияет на предприятие, приводя к появлению производства новых видов продукцию, модернизации производственных линий и снижению себестоимости производства.
Совершенствование и модернизация технологий упаковки (+) также положительно влияет на предприятие, позволяя расширять ассортимент путем производства продукции в разного объема упаковке, а также привлечения потребителей за счет новых упаковочных технологий.
Таким образом, видно, что наибольшее влияние на успешное развитие предприятия оказывают экономические факторы: рост благосостояния населения и рост оборота розничной торговли. Также крайне важно использование современных технологий не только производства, но и упаковки (для привлечения покупателей).
Наибольшие угрозы – со стороны изменения покупательских привычек (изменение традиций потребления) и со стороны сырьевого обеспечения производства. Кроме того, большую роль играет уровень конкуренции на рынке и политика государства в вопросе поддержки российского производства.
Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке [13]. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:
- рыночная власть покупателей;
- рыночная власть поставщиков;
- угроза вторжения новых участников;
- опасность появления товаров-заменителей;
- уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.
Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели – модель пяти сил конкуренции по Портеру.
Рассмотрим только две составляющие этой матрицы («Товары-заменители» и «Уровень конкуренции») с целью выявления конкурентов для ОАО «Лакт».
Составим таблицы, каждая из которых будет оценивать уровень угрозы одной из пяти сил конкуренции по Майклу Портеру. В каждой таблице приводятся параметры для оценки конкуренции и дано их краткое описание. Оценка параметров проводится по 3-х балльной шкале. Для того, чтобы оценить влияние каждой конкурентной силы из модели конкуренции Майкла Портера достаточно выбрать одно из трех утверждений в таблице и проставить соответствующий балл от 1 до 3. Проставленные баллы суммируются в конце каждой таблицы, и предоставляется расшифровка их значений.
Итак, первый критерий – товары-заменители, способные обеспечить то же самое качество по более низким ценам.
Исходя из того, что молочная продукция из-за своего срока хранения является скоропортящейся, многие предприятия стали использовать заменитель сырого молока – сухое молоко, в связи, с чем цена на продукцию стала ниже.
По результатам таблицы 3 видно, что на рынке наблюдается высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей, следовательно, на рынке есть компании, которые составляют при помощи товаров-заменителей конкуренцию.
Таблица 3 – Товары-заменители
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Товары-заменители «цена-качество» |
существуют и занимают высокую долю на рынке |
существуют, но только вошли на рынок и их доля мала |
не существуют |
3 |
|||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
3 |
||
1 балл |
низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
||
2 балла |
средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
||
3 балла |
высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
Второе, что будет проанализировано, является оценка уровня внутриотраслевой конкуренции по количеству игроков, темпу роста рынка, уровню дифференциации продукта на рынке и ограничения в повышении цен.
Чем больше игроков на рынке, тем выше уровень конкуренции и риск потери доли рынка, кроме того чем ниже темп роста рынка, тем выше риск постоянного передела рынка. Также чем ниже дифференциация продукта, чем выше стандартизация продукта – тем выше риск переключения потребителя между различными компаниями рынка. Чем меньше возможностей в повышении цен, тем выше риск потери прибыли при постоянном росте затрат.
Проанализировав оговоренные параметры оценки в таблице 4, можно сделать вывод, что в молочной отрасли присутствует высокий уровень внутриотраслевой конкуренции.
Таблица 4 – Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
1. Количество игроков |
Высокий уровень насыщения рынка |
Средний уровень насыщения рынка (3-10) |
Небольшое количество игроков (1-3) |
3 |
|||
2. Темп роста рынка |
Стагнация или снижение объема рынка |
Замедляющийся, но растущий |
Высокий |
2 |
|||
3. Уровень дифференциации продукта на рынке |
Компании продают стандартизированный товар |
Товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным преимуществам |
Продукты компаний значимо отличаются между собой |
3 |
|||
4. Ограничение в повышении цен |
Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствуют возможности в повышении цен |
Есть возможность к повышению цен только в рамках покрытия роста затрат |
Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения прибыли |
2 |
|||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
10 |
||
4 балла |
Низкий уровень внутриотраслевой конкуренции |
||
5-8 баллов |
Средний уровень внутриотраслевой конкуренции |
||
9-12 баллов |
Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции |