ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 1394

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в: 

  • макроэкономической сбалансированности;

  • профиците бюджета;

  • отсутствии государственного долга;

  • твердости национальной валюты;

  • сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Субъекты управления

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

  • Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

  • Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);

  • Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Основными задачами Министерства финансов РФ является:

  1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

  2. Составление проекта и исполнение федерального бюджета.

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ. 

  1. Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.

  2. Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

  3. Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов выполняет следующие функции:

  1. Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах.

  2. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов; размеры дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации.

  3. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных внебюджетных фондов.

  4. Разрабатывает, с участием Министерства по налогам и сборам, предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.

  5. Принимает участие в определении ценовой политики.

  6. Принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.

  7. Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ. 

  8. Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка.

  9. Осуществляет, по поручению правительства, сотрудничество с международными финансовыми организациями.

  10. Разрабатывает программы внешних заимствований РФ. 


Важнейшими департаментами Министерства финансов являются:

  • бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;

  • Главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;

  • департамент налоговых реформ;

  • департамент ценных бумаг и финансового рынка;

  • департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

  • отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);

  • департамент валютно-экономического регулирования.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством;

  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды;

  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

  • проводить проверки налогоплательщиков;

  • ежемесячно предоставлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

  • информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

  • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

14. Происхождение и функции денег

Официально признаны две теории образования платежных средств: Рационалистическая, в большей степени основанная на истории. Эволюционная, исследованная с научной точки зрения, созданная и подробно описанная Карлом Марксом. Согласно первой, деньги появились в качестве платежного инструмента в итоге соглашения между людьми. С их помощью было гораздо проще обмениваться товарами разного назначения. Основателем второй теории является К. Маркс, представивший свой научный труд «Капитал», где он подробно изложил собственную теорию эволюции платежных средств. Товар – материальное богатство человека, он оценивается качеством, временем и трудовыми затратами при его изготовлении. Получается, что каждый продукт имеет меновую стоимость. Возникающие разногласия в процессе товарообмена стали катализатором выделения особой категории эквивалента. Именно в нем начали выражать оценочную стоимость продуктов производства. Этой особой категорией и стали деньги, происхождение которых неотрывно связано с развитием бартерного обмена и общества в целом. Эволюционная теория идет вразрез с рационалистической и доказывает, что государство и сознательная договоренность людей не оказали должного влияния на происхождение денег. Кратко говоря, созданный товар уже имеет цену, которая формируется на основе вчерашнего критерия спроса. До этого момента любая вещь не несет в себе денежных функций.



Функции платежных средств. Стоимость товаров выражают деньги. Задачи платежных средств сводятся к следующим пунктам:

    1. Мера стоимости. Основная функция, подтверждающая значение денег в качестве всемирного стоимостного эквивалента, что выражается в цене товаров.

    2. Средство обращения. Отвечает за процесс движения продуктов на рынке согласно схеме: товар-деньги-товар.

    3. Средство платежа. Деньги представляют собой посредника в случае обмена товаров, поскольку в результате сделки расчет не всегда производится наличными. Часто фирмы пользуются заемными средствами или кредитами, а также отсрочкой платежа. Средства, выплаченные через определенный срок, служат завершающим этапом сделки.

    4. Средство накоплений, инвестиций и сбережений. Деньги, происхождение которых связано с товарообменом, являются средством для приобретения дополнительных благ и улучшения качества жизни. Поэтому приумножением богатства сегодня заняты многие.

    5. Мировые деньги. Они служат в качестве международного платежного средства и выражения общественного богатства. Раньше эту роль исполняли золотые монеты, но сегодня еще и иностранная валюта, и резервная доля в МВФ, и специальные права заимствования.

  • 15 Финансовое планирование и прогнозирование социально-экономических процессов

  • Прогнозирование – разработка прогноза, т. е. специальное научное исследование перспектив (прошлых тенденций) развития каких-либо явлений (технических, социально-экономических).

  • Чаще всего прогнозирование связано со временем. Виды прогнозирования во времени:1) краткосрочное – до 1 года;2) среднесрочное – 2-5 лет;3) долгосрочное – 5-10 лет;4) сверхдолгосрочное – более 10 лет. Время на которое делается прогноз называют шагом прогнозирования. Шаг прогнозирования – постоянный/переменный. 

  • Цели прогнозирования:– по виду объекта; (технические, экологические, социальные, биологические и др.)– по масштабу объекта; (мега, макро, микро, локальные, глобальные)– по затратам ресурсов;– по времени; (short-term и т.д.)– по числу факторов; (однофакторные, многофакторные)– по применяемым методам; 

  • Особенностью прогнозирования является тот факт, что статистические данные (доступные к моменту времени t) об изучаемых явлениях или процессах используются для предварительного анализа и выдвижения гипотез о характере применяемых методов прогнозирования.

    1. Любая цель прогнозного исследования, отраженная в классификации, имеет тенденцию к обособлению, т. е. развиваются специальные отрасли знания, ориентированные на углубленное изучение конкретных проблем. Например, желание сравнительного анализа разнородных объектов прогнозирования привело к возникновению теории комплексного показателя оценки эффективности.


  • 16 Государственные финансы и их роль в российской государственной системе

  • Государственные финансы - денежные отно­шения, возникающие в процессе распределения и перераспределе­ния стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фон­дов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.

  • Задачи государственных финансов:
- распределение и перераспределение национального дохода между секторами экономики
- организация и осуществление контроля при таком распределении;
- финансирование выполнения функций, возложенных на государство.

  • С точки зрения структуры государственной власти можно выделить 2 сферы государственных финансов: финансы федеральных органов государственной власти (федеральные финансы); финансы органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации (региональные финансы).

  • Федеральными финансами распоряжаются государственные органы власти федерального значения, определяющие стратегические на­правления расходования государственных финансов и осуществ­ляющие контроль за целевым и эффективным использованием го­сударственных финансов.

  • В структуру федеральных финансов включены следующие звенья: Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов (ПФ РФ, ФОМС, ФСС); Государственный кредит; Финансы государственных унитарных предпри­ятий и государственных корпораций.

    В структуру региональных финансов включаются: Бюджеты субъектов РФ; Территориальные фонды медицинского страхования.


    17.Государственный бюджет:сущность, функции ирольв макроэкономическом регулировании

    Государственный бюджет - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления.

    Функции бюджета:

    1. распределительная (распределении и перераспределении ВВП)

    2. контрольная

    3. регулирующая (с помощью налогов)

    4. стимулирующая (предоставление льгот, снижение налоговых ставок и др.)

    5. фискальная (мобилизация доходов бюджета)

    6. обеспечивающая (обеспечение финансирования задач и функций государства)

    7. воспроизводственная (нацелена на расширенное воспроизводства)

    Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях:

    1. образование бюджетного фонда (доходы бюджета: налоги с доходов хозяйствующих субъектов,займы, доходы от государственной собственности и др.)

    2. распределительная функция ( перераспределение финансовых ресурсов)

    3. контрольная функция (бюджет показывает, какие отрасли народного хозяйства прибыльны, а какие убыточны)


    Роль в макроэкономическом регулировании - через гос. финансы, в том числе через гос. бюджет перераспределяется до 50% ВВП стран.

    18.Бюджетная система РФ

    Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

    Она состоит из бюджетов трех уровней:

    I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

    III уровень - местные бюджеты.


    Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

    1. Принцип единства бюджетной системы (обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы и т.п.)

    2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

    3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (наличие у каждого бюджета своих источников доходов и расходов).

    4. Принцип сбалансированности бюджета (объем расходов должен быть равен объему доходов)

    5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств

    6. Принцип достоверности бюджета (надежность показателей бюджетов, их адекватность)

    7. Принцип полноты отражения доходов и расходов

    8. Принцип гласности (публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении)

    9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования)

    10. Принцип единства кассы (деньги зачисляются на единый счет и расходуются с единого счета).

    19 доходы и расходы гос. бюджета


    Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

    Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

    Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

    Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

    Неналоговые доходы составляют:

    1. доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

    2. доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

    3. доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

    4. штрафы, компенсации;

    5. доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

    Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

    Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.