Файл: Формы государственного устройства(Общая характеристика государства и форм государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТоммасГобс, является представителем истории Нового времени. Во взглядах Т. Гоббса просматривается неприязнь к английским дореволюционнымфеодально-монархическим порядкам. О каких бы разновидностях и формахгосударства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т. Гоббсу, всегдаабсолютна, т.е. она безгранична. Государство гарантирует своим подданнымсвободу, которая является правом делать все то, что не запрещеногражданским законом. Главная мысль: благо народа – высший закон.Для настоящего времени характерно следующие представлениесущности и элементов форм государства и одними из представителейсовременной политической мысли являются Баранов П.А. и Шевченко С.В.Форма государства, по их мнению, это совокупность существенных способоворганизации, устройства и осуществления государственной власти,выражающих его сущность. Она включает в себя три института: формаправления, форма государственно-территориальное устройства и политический режим.[14]

Форма правления – представляет собой структуру высших органовгосударственной власти, порядок их образование и распределениекомпетенции между ними. В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления, а так же их видовуюклассификацию.[15]

Форма государственно-территориального устройства – это национальноеадминистративно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями,между центральными и местными органами государственного управления,власти. Существуют следующие формы государственно-территориальногоустройства:

  • унитарное государство;
  • федеративное государство;
  • конфедеративное государство.[16]

Конфедеративное государство многие ученые не относят к формегосударственно-территориального устройства, так как это союз несколькихсамостоятельных государств, сохраняющих свой суверенитет, созданный дляреализации совместных целей, при котором государства отказываются отчасти своих полномочий в пользу конфедерации в целом. Поэтому мы небудем подробно останавливаться на этой форме государственно-территориального устройства. А остальные две формы рассмотрим далее вработе.[17]

Политический режим – представляет собой совокупность способов иметодов осуществления политической власти государством.[18]


Выделяют демократические и антидемократические политические режимы. Кантидемократическим политическим режимам относят: авторитарный итоталитарный. Так же ученые выделяют новый вид политического режима – переходный. Переходный политический режим – в некоторых странахсуществуют промежуточные, полудемократические режимы, в других –режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму, от тоталитаризма иавторитаризма к демократии.[19]

Подводя итог первой главе можно сделать вывод о том, что государство – это политико-территориальная организация публичной власти интегрированного общества, располагающая специальным аппаратом управления, который издает общеобязательные веления обязательные для всех граждан (подданных).

Сущности и содержанию государства соответствует определенная формагосударства. Форма государства – это устройство политической организацииобщества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальноефункционирование. Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и«содержания». Содержание – упорядоченная совокупность элементов ипроцессов, образующих предмет или явление. Форма – внешнее выражениесодержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.

Устройство государственной власти и ее организация, состоит из: формыправления, политического режима и государственно-территориальногоустройства.

Форма правления является ведущим звеном в форме государства. Форма правления – это организация верховной государственной власти особенности высших и центральных ее органов, структура компетенция, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия граждан (поданных) в их формировании.

Суть форм правления состоит в определении:

  • способа организации верховной государственной власти;
  • порядок формирования органов государственной власти их взаимодействие с населением и между собой;
  • степени участия населения в формировании органов государственной власти;
  • компетенции институтов указных органов государственной власти.

Прежде чем приступить к описанию форм правления, необходимовыделить критерии, при помощи которых они определяются. Основныеформы правления представлены двумя видами: республикой и монархией.Данные два вида форм правления кардинально отличаются друг от друга:

  • способом, с помощью которого передается власть. Она может быть передана в результате наследования или с помощью выбора населения;
  • ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а монарх в государстве практически безответственен перед своимиподанными;
  • спектром полномочий между властными органами: органы государственной власти при республиканской форме правления более ограничены в своих полномочиях, в отличие от органов государственной власти в монархии.

Далее рассмотрим подробнее каждую из форм правления.

2. Форма правления

2.1. Республиканская форма правления

Республика – форма правления, при которой верховная государственнаявласть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный сроклибоформируемыми представительными учреждениями из своего состава.[20]

Признаками республики являются:

  • единственный источник власти – народ. Народ реализует власть посредством референдума, проводимых выборов высших и местныхпредставительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
  • наличие высших выборных органов государственной власти;
  • возможность участия граждан в управлении делами государства;
  • правовая связь между населением и государством выражена гражданством, население именуется гражданами;[21]
  • определенная процедура принятия высшими органами власти своихрешений;
  • высокий авторитет судебной власти;
  • юридическая ответственность главы государства. Должностные лицавыборных органов государственной власти несут политическуюответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в такихформах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставкуправительства, отрешение от должности президента;
  • высшая государственная власть основана на принципе разделениягосударственной власти на основепринципа разграничения полномочий.[22]

Нужно отметить, что принцип разделение властей на ветви можетприсутствовать и в монархии (например, в Великобритании). Поэтому всепризнаки нужно рассматривать в совокупности. Республики существовали в рабовладельческих государствах в двухразновидностях: демократические (примером служат Афины) иаристократические (Спарта). В настоящее время республиканская формаправления является преобладающей, и классифицируются как:парламентские, президентские и смешанные.

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо именуемое президентом. Его роль в формированииправительства, а в том числе и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром,формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкойпарламента, перед которым несет политическую ответственность.[23]


Признаки парламентской республики:

  • верховенство власти парламента;
  • правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах;
  • члены правительства ответственны перед парламентом за своюдеятельность;
  • правительство находится у власти до тех пор, пока пользуетсяподдержкой большинства парламентариев;
  • парламент может вынести вотум недоверия правительству в целомили одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.[24]

В настоящее время парламентские республики существуют в Европе(Австрия, Албания, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша,Португалия, Мальта и др.), в Азии (Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак), в Африке (Эфиопия),в Америке (Доминика) и в Океании (Вануату).

Президентская республика – это республика, в которой президент является не только главой государства, но и главой правительства.[25]

Признаки президентской республики:

  • президент назначает правительство, которое политическиответственное перед ним (президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства);
  • президент избирается в результате референдума или коллегиями выборщиков;
  • право вето у президента, на принимаемые парламентом законы;
  • президент является главнокомандующим вооруженными силамистраны.[26]

Примером президентской республики являются Соединенные ШтатыАмерики. В США в основе Конституции лежит принцип разделение властейна три ветви. Исполнительная ветвь власти принадлежит президенту,законодательная конгрессу, а судебную ветвь представляет верховный суд.Президент формирует правительство из лиц принадлежащих его партии.

Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, при которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной ипрезидентской республики. [27]

Характерными признаками полупрезидентской республики являются:

  • глава государства не относится ни к одной ветви власти;
  • президент избирается всенародным голосованием;
  • президент назначает главу правительства и министров;
  • парламент избирается народом;
  • президент имеет право роспуска парламента;
  • президент председательствует на заседаниях кабинета министров иутверждает их решения;
  • парламент может контролировать правительство путем утвержденияежегодного бюджета страны;
  • у парламента есть право выразить вотум недоверия правительству.[28]

Примером смешанной республиканской формы правления являются:Россия, Австрия, Франция.

Первые республики появились задолго до того, как появился этот термин. Разветвленная структура власти наблюдалась уже в Месопотамии.Высшими органами в те времена являлись собрания или советы. Участие вних могли принимать все полноправные жители. Древние государства сильноотличались от современных государств, с республиканским строем. Всовременном понимании республика – это государство, в котором суверенитет принадлежит народу и поэтому лица, наделенныевластью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а поправу, делегированному им народом.[29]

Если проанализировать все признаки ихарактерные черты республиканской формы правления, то можно выделитьположительные и отрицательные ее стороны.

Положительными сторонами являются:

  1. народ имеет право учувствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
  2. органы государственной власти избираются населением государства и ответственны перед ним;
  3. при республиканской форме правления появляется больше возможностей для проявления демократии, так как принятие решений осуществляется большинством, с учетом мнения меньшинства;
  4. если выбранные органы государственной власти не выражают волю населения, в процессе функционирования, то они рискуют быть не выбранными в следующий срок;
  5. республиканская форма правления является возможностью избежать революций и других кровавых переворотов в стране.

Но так же можно выделить и отрицательные проявления республик:

  1. возможность возникновения диктатуры большинства;
  2. частая фактическая несменяемость в людской структуре органов государственной власти;
  3. выбор большинства не всегда бывает верным;
  4. долгая процедура принятия государственных решений.

2.2. Монархическая форма правления

Монархия – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть, а в некоторых случаях и религиозная власть в странесосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается им по наследству, и который не несет ответственность переднародом, именуемым подданными.[30]

К признакам, характеризующим монархию, как форму правления относят:

  1. монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней ивнутренней политике, как глава государства;
  2. монарх осуществляет единоличное правление;
  3. власть единолично принадлежит монарху;[31]
  4. монарх формально независим в своей деятельности;
  5. установлено бессрочное пожизненное правление монарха;
  6. наследный характер передачи власти;
  7. правовая связь между государством и населением называетсяподданство, а население называется подданными.[32]