Файл: Понятие и признаки правового государства (Правовое государство: понятие, признаки, основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип разделения власти предполагает создание системы «сдержек и противовесов», что не позволяет сконцентрировать власть в одних руках.

В статье 10 Конституции России[17] говорится, что верховная государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип выступает гарантом реализации принципа приоритета прав человека и гражданина в России.

Правовое государство не может существовать без принципа разделения власти на три ветви. Этот принцип придумали еще в Риме почти 2000 лет назад. Римляне считали, что созданием законов и их объяснением должны заниматься одни люди, исполнением законов и контролем за исполнением законов должны заниматься вторые люди, все спорные ситуации в государстве должны разрешать третьи люди, которые являлись независимыми судьями.

Если этот принцип будет нарушаться, то в государстве установится злоупотребление властью и коррупция, что приводит государства к разрухе и нестабильности. Вследствие этого появляются конфликты, которые могут быть выражены как в мирных выступлениях, что приводит к реформам, либо это может вырасти в настоящую гражданскую войну, последствия которой невозможно предугадать.

Принцип разделения власти предполагает создание системы «сдержек и противовесов», что не позволяет сконцентрировать власть в одних руках. По Конституции России от 12.12.1993г. в статье 10 говорится, что верховная государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип выступает гарантом реализации принципа приоритета прав человека и гражданина в России.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществляется парламентом, региональными и местными представительными органами.

Главная задача исполнительной власти- создание законодательной базы, как правовых норм, имеющих высшее юридическое значение. Законодательные органы обладают монополией на правотворческую деятельность. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение.

Основные принципы функционирования органов законодательной власти являются:

1. Коллегиальность

2.Отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней[18].

Законодательную власть в России представляет парламент, который

называется Федеральное собрание Российской Федерации. Состоит парламент из двух палат Совет Федерации и Государственная Дума.


Парламент, согласно Конституции Российской Федерации, является представительным и законодательным органом в виде Федерального Собрания РФ (ст. 94). Федеральное Собрание состоит из двух палат – постоянно действующими Советом Федерации и Государственной Думы, причем заседания обеих палат, за исключением некоторых случаев, носит открытый характер (ст. 95). Обе палаты заседают отдельно друг от друга, наделены рядом собственных полномочий, кроме того одно и то же лицо не может членом и Совета Федерации и Госдумы, депутаты Госдумы не могут находиться на госслужбе (ч. 2, ст. 97), поскольку работают на профессиональной основе и им запрещено заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой (ч. 3, ст. 97). Данное обстоятельство обеспечивает систему законодательных сдержек и противовесов в России.

Контроль за исполнением госбюджета, обеспечиваемый исполнительной властью, осуществляется Счетной палатой, формируемой Федеральным Собранием на основе федерального закона (ч. 5, ст. 101). Система сдержек и противовесов проявляется в отправлении полномочий палат Федерального Собрания. В частности, утверждение изменения границ между субъектами федерации, а также указов президента о введении военного и чрезвычайного положений в стране, возможности использования вооруженных сил за пределами страны, назначение президентских выборов, отрешение президента от должности, назначение на должность судей Конституционного, Верховного,

Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, назначение и освобождение от должности Генпрокурора РФ и заместителя Председателя Счетной палаты, половины состава ее аудиторов зарезервированы за Советом Федерации (ст. 102).

К ведению Госдумы относится следующие полномочия – дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение и освобождение от должности

Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов,

Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103). Государственная Дума также вправе преодолеть президентское вето путем двух третей голосов палаты, при достижении достаточного количества голосов Президент обязан подписать закон (ст. 107). Принятие Федерального конституционного закона осуществляется тремя четвертями сенаторов и двумя третями депутатов Госдумы (ст. 108), после чего также подписывается Президентом. Сдержки и противовесы со стороны Госдумы выступают также в виде избрания Председателя Правительства, кандидатуру которого утверждает президент (ч. 3, ст. 111), а со стороны Президента они представляются правом роспуска Государственной Думы согласно установленной процедуре (в ч. 4, ст. 111).


Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

1. организационный характер;

2. ориентация на практическую реализацию законодательства;

3. непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительным органом в России служит Правительство Российской Федерации под предводительством председателя Правительства РФ.

Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы.

Судебная власть в России является независимым арбитрам в решении многих юридических споров. Любой гражданин может обратиться в суд для защиты своих прав. В России судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, несменяемы.

Правосудие, согласно Конституции России, осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства[19]. Правовой статус судей, устанавливаемый Конституцией, полностью соответствует идее правового государства, поскольку судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Несменяемость и неприкосновенность (ч.1, ст. 121; ч. 1, ст. 122) судей также играет важную роль для обеспечения беспристрастности решений суда.

Судебные сдержки и противовесы также дублируются процедурой назначения всех судей высших судебных органов советом Федерации с представления их кандидатур Президентом РФ, а судьи нижестоящих судов назначаются в порядке, определенном федеральным законом (ч. 1, 2, ст. 128).

Особый правоохранительный статус имеет Прокуратура РФ.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации[20]. Она осуществляет функции надзорного органа, наделенного полномочиями согласно федеральному закону, как на федеральном, так и на региональном уровне (ч. 1, 3, 5, ст. 129). Генеральный Прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации с представления кандидатуры Президентом РФ (ч. 3, ст. 129), а прокуроры субъектов назначаются Генпрокурором с согласования кандидатур с соответствующим субъектом (ч. 3, ст. 129).26


Правосудие осуществляется в специальной форме с документальной фиксацией решений суда. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат исполнению всеми участниками судебного разбирательства.

По мнению некоторых ученых, на деле же разделение государственной власти в стране отсутствует. Вернее сказать, оно есть формально, но на самом деле, на практике почти все функции (законодательные, исполнительные, судебные) сосредоточены в одном человеке, и контролируются узкой группой лиц.

По законам Российской Федерации президент РФ возглавляет исполнительную власть, но он имеет так же и множество других полномочий. Так президент Российской Федерации имеет и законодательные функции и в некоторых случаях судебные. Он держит под контролем и Совет Федерации и Государственную Думу, которые по идее разделения власти должны контролировать власть исполнительную[21].

В результате получается, что исполнительная власть в стране имеет приоритетное значение, среди всех трех ветвей власти, хотя на самом деле, по закону, все три ветви власти равны.

Верховенство права (закона) обеспечивает незыблемость и реальность прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическую защищенность, в том числе от возможного произвола государства и его органов. Согласно ч.2. ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Любому праву соответствует какая-либо обязанность. Подобные

взаимосвязи приводят к образованию горизонтальных (гражданско-правовые) и вертикальных (административно-командные) правоотношений.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защищенность гражданина любого государства от произвола и посягательств обеспечивается законом. Право, направленное на добросовестное регулирование всех сфер общественной деятельности, верховенство законности еще один признак правового государства.

Законы представляют собой продукт деятельности государства и фактически закрепленные на носителе правила поведения.

Таким образом, сущность и цель законодательства, помимо регулирующей функции, которая неоспоримо присутствует, заключается в снятии напряженности в обществе, создании и культивировании идей равенства и демократии, в сущности затмевающих повседневность.


Особенность правового государства в том, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. Нарушение закона строго соблюдается юридической ответственностью. Верховенство закона означает, что любой нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, все подзаконные акты строго ему соответствуют. Должностное лицо не может уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Кроме того, ни один закон не может издаваться законодателем если он не отражает конкретную норму и может трактоваться двояко. Но не только должностные лица, но и другие граждане государства должны в своем поведении руководствоваться законом. С одной стороны, закон принимается исходя из норм поведения общества, с другой стороны закон регулирует нормы поведения и должен строго соблюдаться. Отсюда следует, что каждый должен быть информирован о его содержании.

Еще одной из особенности правового государства это правовая устойчивость Конституции как основного закона. Ее постоянное изменение, дополнение и обновление недопустимо. Частое изменение ее норм приводит к тому, что она перестает быть Основным Законом государства, обладающим продолжительным характером. Вот почему нестабильной внутриполитической обстановке в обществе способствовали бесконечные изменения, вносимые Верховным Советом Российской Федерации в Конституцию, что противоречит самой природе правового государства. Конституция, являясь выражением государственной воли общества, и должна изменяться и обновляться в соответствии с этой волей, а не вопреки ей.

Кроме того, для любого государства во все времена было важно

утверждение его суверенитета, его независимости во внутренней и внешней политике. К этому все государства мира стремились и добивались многими потерями. Суверенитет государства и на сегодняшний день является одним из важнейших признаков государства.

Борьба за суверенитет права по отношению ко всем участникам общества неотъемлемая часть становления правового государства, конкретного человека, представителей власти и властных органов, большинства или меньшинства в стране.

Суверенность права в своей основе предполагает регуляцию отношений в государстве, в ходе которой все участники общественных отношений рассматриваются первоначально как равноправные стороны, их деятельность рассматривается и осуществляется строго в рамках закона. Суверенность права является важным признаком правового государства.