Файл: Понятие и признаки правового государства (Правовое государство: понятие, признаки, основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан.

К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти.

Можно сделать вывод, что реализация режима правового государства означает торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

2. Права и свободы человека как основа ценностей правового государства

2.1. Правовой статус как основание реализации прав и свобод человека

В правовом государстве права и свободы личности, гражданина являются фундаментальными признаками, принципами. В государстве заложена определенная правовая организация власти, органы государственной власти связаны между своими структурными органами законом. На основании этого через структуру правового статуса будет проходить реализация основных принципов демократического устройства в государстве, например: социальной автономии личности, в которою государство не может вторгаться, принцип суверенитета народа и главного носителя власти, неприкосновенность личности и защита её достоинства, свободы личности как основы отношения с государством, создание правоохранительного механизма для успешной реализации охраны в области прав и свобод человек, реализация института неприкосновенности личности и многие другие. Данные принципы в своей совокупности должны определять основные цели и принципы политики в области правового статуса.


Для того чтобы правовой статус мог в полной мере реализовывается в

государстве, должен существовать специальный механизм. Механизм находит свое не посредственное выражение в деятельности правоохранительных, судебных и органов местного самоуправления. Участие государства в деятельности механизма велико, так как эта деятельность обладает приоритетом перед любой другой деятельностью государства по реализации правовых норм.

То есть в основе лежат конституционно-правовое положение личности.

Получается, что важнейшим компонентом в концепции и реализации прав и свобод человека, будет взаимодействие правового государства с принципами правового статуса личности. Принципы занимают важное значение в структуре прав и свобод человека их значение в обществе велико и многообразно, так как влияют на последствия во взаимодействии с правовым государством.

Обще признанные принципы правового статус личности являются

принципами всего права, всей правовой системы гражданского общества в демократическом государстве.

К числу основных принципов правового статуса личности относятся:

  • демократизм как существенное свойство основ прав и свобод человека и гражданина
  • верховенство закона выраженного в Конституции страны и федеральных законах, что образует основу конституционного строя в стране
  • признание прав и свобод человека и гражданина опираясь на принципы и нормы международного права. Данный принцип относится изложенному «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ»
  • не отчуждаемость прав и свобод человека с опорой на нормы международного права и Конституцию.
  • Осуществление прав и свобод человека и гражданина должно лежать в пределах допустимых норм и не заходит за границы права и свобод других граждан.
  • Права граждан не должны выходить за пределы статей Конституции. Такие как статья 20, 21 и другие.
  • Законы должны издаваться на основе конституции. Законы не могут быть отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  • Равенство всех граждан перед законом и судом, не опираясь на пол, расу, возраст и другие признаки. Все это должно гарантировать государство.

То есть для полного соблюдения прав и свобод человека в государстве, должна существовать развитая система законодательства, которая в свою очередь должна основываться на конституционных нормах и принципах международного права. Данный механизм должен исключать возможные ошибки в толковании норм права, а если такое возникает, то должен иметься перечень правил рекомендаций по ликвидации ошибок в праве.


Но на практике, анализируя судебную практику, механизм реализации прав и свобод нуждается в улучшении и модернизации, так как нет установленной законом процедуры осуществления и защиты прав и свобод человека. Глобализация, как объективный процесс, обуславливает кардинальные изменения основ жизни общества в целом. Она имеет яркие правовые проявления, которые прослеживаются в изменениях не только содержания основных правовых понятий, категорий, но и в их функциональном назначении, обусловливая в конечном счете трансформацию нормативных, субъективных, интеллектуально-психологических, деятельностных и результативных составляющих правовых систем современного юридического мира[24].

В процессе глобализации для общего развития и реализации порядка во всем мире и для гуманизации человечества на рубеже 20-тых веков были созданы международные организации как Лига наций, Организация Объединённых Наций. Чтобы понять роль права в условиях процесса глобализации необходимо проанализировать самые основные тенденции его развития.

Тенденции:

1. Тенденция универсализации и унификации. То есть происходит интернационализация в различных сферах жизнедеятельности людей.

2. Расширение и углубление правового регулирования, возникновение новых отраслей, подотраслей, институтов и субинститутов. Обусловлена усложнением предмета правового регулирования, усилением частноправных принципов в правовой регламентации общественных отношениях. Происходит срастание глобализаций различных качественных направлений.

3. Усложнение всех сторон общественной жизни привело к растущей политизации общества. Закрепление правовыми нормами более широкого спектра политических отношений в государстве и на международной арене свидетельствует о тенденции политизации права и появлении ряда новых проблем.

4. Тенденция более широкого формирования и более активного использования принципов права как регулятора общественных отношений. Прежде всего отношения, возникающие между государствами, а также между транснациональными корпорациями и другими институтами, которые причастны к процессу глобализации. Право создает фундамент на глобальном и региональном уровне и создает соответствующие правовое регулирование.

5. Тенденция усиления роли и значения судейского права, а вместе с ним и его источников в виде прецедента и судебной практики. Роль судебной практики возрастает и повышается в государствах романо-германской правовой семьи, которые являются членами Европейских сообществ. Связано с тем что в Европейском суде решения по правам человека признаны как имеющие прецедентный характер, а их статус – важнейшими источниками европейского права.


6. Тенденция расширения юридического сектора, касающегося прав человека и гражданина, то есть гуманизация права.

7. Усиление влияния международного права на национальное право.

Перед международным правом возникает ряд задач, для решения которых будут использованы новые методы и средства. Влияние международного права на национальное проходит с применением норм, принципов и прецедентов.

8. Тенденция на стирание границ между публичным и частным правом.

9. Формирование «глобального права». При формировании глобальной правовой системы возникает два компонента – право транснациональное и наднациональное. По мнению ученых, общее содержание концепции транснационального права заключается в том, что участники международных отношений (главным образом многонациональные предприятия, транснациональные банки) сами вырабатывают нормы поведения, находящиеся за рамками права и внутреннего, и международного.

Глобализация может нести как отрицательные социально-экономические процессы, которые в свою очередь могут привести к ослаблению государственного контроля над национальной экономикой, повышению роли корпораций и увеличению монополистического уклада, и росту ярко выраженного социального неравенства в обществе. Но также и несет в себе решение многих социальных проблем, то есть государства так и корпорации должны вырабатывать общие стандарты и обязательства, гарантировать каждому обладание социальными правами и эффективное их осуществление.

Можно сказать, что право на современном этапе выступает в качестве инструмента глобализации и также одновременно средством управления её процессами. Все это обусловлено тем, что в глобализацию происходит развитие универсальной правой системы. Международное и национальное право трансформируются в отрасли и институты сложной многоуровневой системы, а объектом становится социальная система человеческой социализации.

С глобализацией связаны внутренние изменения в самой сущности права, оно изменяется как на национальном уровне, так и надгосударственном и глобальном уровнях. Терпит изменению его содержание, задачи, цели и источники права.

2.2 Взаимоотношение личности и государства

Вопрос отношения государственной власти и личности начал приобретать актуальность еще в XVIII веке. Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом «Общественном договоре» попытался доказать, что свобода личности заключается в ее участии в государственном верховенстве. Более того, в свободном государстве, считал Руссо, верховная власть всецело должна принадлежать народу, общая воля которого устанавливает закон, учреждает правительственные органы и направляет их деятельность[25].


Его идеи осуществились во времена Великой Французской революции, когда для решения вопроса об установлении правильных отношений между государством и личностью французским Национальным собранием в 1789 г. была провозглашена Декларация прав человека[26].

Характер взаимоотношения государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития.

Перспективы развития общества во многом зависят от характера

взаимоотношений личности и государства. Значение государства в государственно-организованном обществе обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Под личностью мы понимаем социальную характеристику человека, то есть человек наделен правовым статусом, правосубьектность, возможностью участвовать в общественных отношениях. Все это определяет социальное и положение человека в обществе в целом.

Между личность и государством существует политико-правовая и политико-социальная связь. Она выражена в принадлежности личности к определенному государству в сложной системе прав и обязанностей граждан.

Личность в правовом государстве не может быть абсолютно свободна, поскольку она ограничена правами других граждан в обществе. Поэтому от личности требуется соблюдение всех правовых предписаний и обязанностей установленные государством перед всем обществом.

Многообразнее связи права и личности наиболее полно могут быть

охарактеризованы через понятие правового статуса личности, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно политическая деятельность. Социальные потребности и их удовлетворение. Это собирательная категория. Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, обязанности и свободы личности составляют ее правовой статус[27].

В современном обществе существует много разновидностей прав и свобод человека. Поэтому существует огромное количество мнений по поводу классификации прав и свобод. Одной из самых распространенных

классификаций является генерационная. Данная классификация возникла на рубеже 70-тых годов 20 века. Согласно этому подходу существуют поколения прав человека, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав, заслуживающих признания в качестве неотъемлемых, а также с изменением механизмов обеспечения последних[28]. В данной классификации выделялось четыре поколения права, не было жесткой границы, так как одни права и свободы могут относится к двум поколениям.