Файл: Понятие и признаки правового государства (Правовое государство: понятие, признаки, основные характеристики).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое государство: понятие, признаки, основные характеристики
1.1. Понятие и признаки правового государства
1.2 Принцип разделения и власти и верховенство закона в правовом государстве
2. Права и свободы человека как основа ценностей правового государства
2.1. Правовой статус как основание реализации прав и свобод человека
Первое поколение прав характеризуется личными и политическими правами, они являются принципом естественной теории о праве. К личным правам относится право на жизнь, право на самоопределение, свободу слова и передвижения и другие, то есть эти права принадлежат человеку с самого его рождения, и они не отчуждаемы и не должны подвергается ограничению.
Политические права и свободы – это возможности лица в общественно- политической и государственной сфере, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом[29].
Через политические права личность выражает свою независимость от государства, и являются своеобразным рычагом управления общества над государством. Обычно к политическим правам относится избирательное право, право на митинги, право на свободу объединений.
Второе поколение прав и свобод обусловлено социально-экономическими и культурными правами. Социально-экономические права обусловлены деятельностью и волей государства и направлены для создания благоприятных условий жизни граждан, к ним относится право на труд право на социальную защиту и другие. Культурные права связан с потребностью человека в духовных и культурных благах. К ним относится свобода вероисповедания, право получать образование, свобода творчества и другие.
Третье поколение состоит из коллективных прав, то есть права разных социальных групп дети, мужчины, женщины, сироты, инвалиды и так далее.
Речь идет о тех гражданах, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими возможностей осуществлять общие для всех права и свободы и поэтому нуждаются в определенной поддержке со стороны государства и международного сообщества47. Третье поколение прав ассоциируется с понятием о правах как «единой общемировой ценности», которая является критерием, объединяющим людей, принадлежащих к различным цивилизациям, религиям и культурным сообществам (право на разоружение, право на развитие, право на здоровую окружающую среду и другие).
Четвертое поколение прав связано с духовно-нравственными правами человека, такие как право на мир, экологию, информационные права и другие. Данный вид прав выражает динамичность всей системы, что с течением времени права и свободы развиваются вместе с потребностями людей. Данная теория по мнению правоведов наиболее приемлема. Она основана на разделение по времени возникновения тех или иных прав и зависит в целом от ступени развития общества.
Говоря о взаимосвязи личности и государства нельзя также не упомянуть об ответственности личности перед государством и обществом. То есть обязанности личности или юридическая обязанность вид мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение» в жизнь. Она законная преграда на пути хаоса, произвола, своеволия, неорганизованности, всего деструктивного и мешающего нормальному развитию общества. Обязанности личности – второй основной компонент правового статуса личности, после прав и свобод.
Функциональное назначение юридических обязанностей – корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность
индивидов в нужное русло; а социальное - формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой, что является выражением согласования интересов личности, общества и государства.
Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их.
Взаимоотношений государства и личности, изменение характера этих взаимоотношений, приводит к формированию одной из основных черт правового государства. Данная позиция раскрывается в совокупности с учетом следующих условий: не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство отвечает перед гражданами за обеспечение свободы, неприкосновенности личности и личной жизни, за соблюдение всех прав граждан; исключается произвол власти в отношении граждан; обеспечивается правовая защита личности.
Принятие Конституции Российской Федерации характеризует определенный этап, перехода правовой системы России к признанию и гарантированности прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Государство признает права и свободы человека и гражданина, а следовательно соблюдает и защищает их. 22 ноября 1991 г. в Российской Федерации была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина[30] в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г[31]. Признанные в ней конституционные права и свободы гражданина являются непосредственно действующими и обязательны к соблюдению для законодательной, исполнительной и судебной власти.
Проблема взаимоотношений индивида и государства (человек и власть) остается ведущей проблемой политико-правовой мысли, имеющей
многовековую историю. Защита прав и свобод человека и гражданина является лишь ее составной частью.
Однако не всеми учеными признается действие в России правового государства, провозглашенное в ст.1 Конституции России или не в полной мере его соответствие действительности. Профессор М.И. Лепихов отмечает, что «нынешнее состояние и практика деятельности российской государственности, наоборот, свидетельствуют о противоположном - мнение народа не играет решающей роли в государстве»[32]. Различного рода лозунги представителей власти о полном переходе нашего государства на правовые рельсы, о наступлении полной демократии в стране не всегда имеют под собой твердой почвы. Примером тому служит уровень жизни рядовых российских граждан и практическая реализация их конституционных прав. Реальная действительность расходится с декларированными правами.
«Едва ли в нашей стране найдется хоть один человек, права и свободы которого ни разу не нарушались бы, наоборот, они постоянно и повсеместно нарушаются. Обеспечение прав и свобод, их охрана и защита настолько малоэффективны, что люди перестают ими пользоваться»[33].
Важнейшей политико-юридической категорией, неразрывно связанной с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности являются взаимоотношения между человеком и государством, людей друг с другом зафиксированные в юридической форме, а именно в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека.
Именно права и свободы человека, а также обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт при любом демократическом устройстве. Они выступают тем самым мерилом, показывающим достижения данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства.
Права и свободы человека не связаны с определенной территорией и национальностью, не являются только внутренним делом того или иного государства. Современная жизнь поставила их объектом международного регулирования, представляющих собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Можно сказать, что это нравственный фундамент любого общества.
Утверждение принципа верховенства закона и строгого его соблюдения в обществе всеми без исключения государственными органами, должностными лицами, гражданами и т.д является необходимым условием нормального развития и функционирования любого демократического правового государства является в первую очередь. Наполнение прав и свобод богатым содержанием и подкрепление их прочной системой гарантий: экономических, политических, организационных и правовых тесно связаны с демократическим обществом.
Когда власть в своих решениях и действиях будет связана правом, сможет эффективно гарантировать безотказное действие права, тогда и можно считать любое государство правовым.
Еще актуальными в России представляются задачи создания эффективно действующего механизма взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, их участия в выработке государственных решений по важнейшим социальным, экономическим и иным общественно значимым вопросам. Требуется найти некие универсальные инструменты, которые бы помогли раскрыть и реализовать имеющийся в стране потенциал для решения этих проблем. 53
Федеральные конституционные законы и федеральные законы устанавливают формы защиты прав человека и гражданина. Они устанавливают полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяют обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. При этом роль исполнительной власти в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека достаточно велика. В обязанности органов исполнительной входит не только создание необходимых условий для реализации прав и свобод граждан, но и защита этих прав. Обязанность государства по охране прав личности закреплено в Конституции. Это не исключает самостоятельных активных действий индивида и использование им различных способов защиты прав и свобод, не запрещенных законом. В настоящее время человек может обращаться в любые органы исполнительной, законодательной, судебной власти, для защиты своих прав.
Конечно же в ряде случаев права граждан еще очень часто нарушаются, а существующие способы защиты недостаточно эффективны. Еще остается проблема совершенствования уже имеющихся инструментов и создания новых, гарантирующих и охраняющих права человека. Необходимо модернизировать современную систему правовых средств охраны прав человека, окончательно изучить мировую практику в этой области и создать комплексную систему правозащиты в нашей стране.
В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Таким образом, гражданское общество - это «способ утверждения социальной справедливости»[34]; это «свободное демократическое, правовое общество, ориентированное на конкретного человека, основанное на различных формах собственности и самоуправления, функционирующее в правовом режиме социальной справедливости, свободы, способствующее, удовлетворению материальных и духовных потребностей личности как высшей ценности современной цивилизации»[35].
Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Это единый организм, функционирование которого способно обеспечить взаимодействие личности и власти. «Правовое государство представляет собой определенную форму организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенства всех перед законом»[36].
Однако гражданское общество является особой сферой социума, противостоящей государству и одновременно связанной с ним множеством форм взаимодействий. Это сложная структура, сеть межсубъектных и субъектно-объектных отношений, которые не сводятся к простой сумме институтов гражданского общества и политических институтов. В этом смысле довольно проблематично создать теоретическую конструкцию, способную объяснить процесс функционирования этой довольно сложной структуры. Тем не менее, такая возможность, гипотетически конечно, существует, если обратиться к системному подходу, в частности, к теории функциональной системы, основные положения которой, спроектированные на данные предметные исследования, помогут, во-первых, объяснить явления и процессы построения гражданского общества и правового государства; во-вторых, организовать и упорядочить всю ту совокупность межсубъектных и субъектно-объектных отношений в систему с фокусированным полезным результатом[37].
Итак, власть и личность в процессе построения гражданского общества и правового государства - ключевые фигуры, от взаимоотношений которых зависит результат развития социума. От формы их организации зависит, будут ли они стремиться к расширению своего влияния в социуме, что станет препятствием на пути построения гражданского общества и правового государства, или вступят в диалектическое единство, что приведет к оптимальному варианту гражданского общества и правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с современными тенденциями развития общества, реорганизацией общественного строя и государственных структур, вопросы формирования и функционирования правового государства, приобрели особую значимость в юридической науке. Это связано с поиском новых моделей политического и социального устройства общества и государства. При этом определяющим ориентиром построения новейшей государственности являются принципы правового государства, закрепленные в Конституции. В данной работе проведен анализ развития концепции правового государства и ее основополагающих характеристик, показана, целостная система взглядов на феномен правового государства и его особенность каждой из стран. Среди основных элементов, составляющих основу правового государства можно выделить: гарантии государством прав и свобод личности, функционирование системы разделения власти, функционирование представительной и законодательной власти, принципы федеративного устройства, нормативный порядок демократической политики, возникновение гражданского общества.