Файл: Понятие и признаки правового государства (Правовое государство: понятие, признаки, основные характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основу современной концепции правового государства легли идеи Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, и других просветителей Европы эпохи Нового времени.

Перечисленные ученые считали, что бюрократическое государство эпохи абсолютизма должно сменить государство, в основу которого лягут идеи автономной личности, и присущими ей правами и свободами.

Вместе с этим идея правового государства неразрывно связана с концепцией разделения власти. Правовое государство должно стремиться к ослаблению власти государственной, разделяя ее при этом на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную).

Это объясняется тем, что власть в одних руках правителя (или органа) практически всегда порождает произвол. Но в случае, если власть ограничена правом, уже можно говорить о свободе как таковой. Вследствие этого следует различать законодательную, исполнительную, судебную ветви власти.

Следовательно, идея правового государства основана на признании принципа разделения власти и незыблемости прав и свобод человека и гражданина.

Стоит отметить, что впервые термин «правовое государство» был применен в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. Фон Моля.

Что же составляет основу правового государства?

Экономическую основу правового государства составляют производственные отношения, которые базируются на различных формах собственности (частной, коллективной, государственной) как равноправных и защищенных правом одинаково. Собственность в правовом государстве принадлежит напрямую потребителям и производителям материальных благ: собственником продуктов труда выступает индивидуальный производитель.

Равенство участников отношений в сфере производства, постоянный рост общественного благосостояния реализуется только при наличии самостоятельности, обеспеченной правовым началом государственности.

Гражданское общество представляет собой социальную основу

гражданского общества. В гражданское общество объединяются свободные граждане – носители общественного прогресса. В центре внимания правового государства находится гражданин и его интересы. Через систему различных социальных институтов и общественных связей реализуются необходимые для каждого человека его личные права и свободы, трудовые и творческие возможности, поддерживается и обеспечивается плюрализм мнений. Переход к правовому государству от тоталитарных методов связан с резкой и интенсивной переориентацией социальной деятельности государственной власти. Крепкая социальная основа государства обеспечивает незыблемость его правовых устоев[10].


К нравственной основе правового государства относятся общечеловеческие принципы справедливости и гуманизма, равенства прав и свобод личности. Это содержится в демократических методах государственного правления, справедливости и правосудия, в признании приоритета прав и свобод личности во взаимосвязи с государством, защите прав меньшинства, а так же терпимости к разным религиям и мировоззрениям.

Правовое государство является суверенным государством, которое

объединяет в себе суверенитет народа, населяющего страну. Такое государство, осуществляя верховенство власти, ее полноту и исключительность реализует полноценное обеспечение свободы общественных отношений, основанных для всех граждан на началах равенства и справедливости.

В правовом государстве принуждение может осуществляться только на основе праве, а так же должно им ограничиваться, во избежание беззакония и произвола. Государство применяет силу исключительно в рамках права рамках и случаях, когда нарушается государственный суверенитет, интересы граждан.

Принуждение может ограничивать свободу отдельного человека в случае, если его поведение ставит под угрозу свободу других людей. Правовому государству присущи определенные черты, такие как, подотчетность и подконтрольность государства гражданскому обществу[11]; наличие основного документа, регулирующего деятельность гражданского общества (Конституции), которая определяет все полномочия государственной власти. Правовое государство должно признавать, а так же обеспечивать права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией. Конституция должна предусмотреть и гарантировать деятельность государственной власти в порядке ее разделения на три самостоятельные и сдерживающие друг друга ветви.

Сюда можно отнести и требования к легитимности законов, к их верховенству в общественной жизни, требования к объективности и эффективности судебной ветви власти и некоторые другие.

В первую очередь, правовое государство является демократическим

государством. Оно, сохранив в себе все сущностные признаки государства (территорию, суверенитет, аппарат управления, налоги), предстает государством гуманным, отвергающим жестокость как таковую. В правовом государстве всеобъемлющее признание получили права и свободы человека и гражданина, являющиеся фундаментом в построении отношений между властью и человеком.

Отнести государство к числу правовых позволяет наличие ряда существенных признаков. Главным является – господство права.


Конкретизируется такой признак верховенством закона, именно закон регулирует важнейшие отношения в обществе. В свою очередь, всеми ветвями власти должно быть признано верховенство закона. Это означает и равенство всех перед законом и судом, о чем сказано в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство всех перед законом означает, что именно государство выступает гарантом равенства, используя все необходимые средства для достижения данной цели.

Принцип законности основывается на верховенстве закона, и является одним из основных в деятельности всех органов власти, выраженный в требовании точного исполнения закона.

Перечисленные признаки означают, что система отношений, деятельность властных органов, должностных лиц должны быть основаны на правовых началах, следовательно, сам закон должен быть правовым. Правовой закон принимается легитимными органами власти, соответствует международным стандартам в области права, не имеет противоречий с конституционными положениями.

Взаимная ответственность гражданина и государства – не менее важный признак правового государства. Это означает, что государство определяет и допускает меру свободы граждан, а так же меру своей ответственности, пределы вмешательства в частную жизнь граждан, определяя границы их личной автономии. Одна сторона посредством предоставленных прав и обязанностей, правомочна настолько, насколько обязана другая. Государство несет полную ответственность за свои действия, а граждане отвечают за свои дела и поступки.

Только в демократическом обществе, закон является обязательным для всех его законодательных, исполнительных, судебных органов, а так же должностных лиц. Индивид выступает не только обязанной стороной, но и носителем прав, которым соответствуют обязанности государства и его должностных лиц[12]. Одним из самых главных является признак (принцип) разделения власти. В.С. Нерсесянц считает этот признак показателем развитости права и государства, организованным выражением правового характера государства, необходимой предпосылкой для режима господства права и правовой законности[13]. Итог и практика исторического развития и существования в настоящем множества государств – разделение власти.

Разделение власти было реализовано в первой в мире конституции – Конституции США 1787 года.

Этот признак имеет глубокий практический смысл, так как не позволяет ни одной ветви власти быть господствующей. Разделение государственных органов на законодательные, исполнительные, судебные позволяет пресечь их произвол, сосредоточить внимание государственной власти на решении общегосударственных проблем, удовлетворении интересов граждан. Именно система сдержек и противовесов позволяет контролировать действия каждой из ветвей власти.


Все перечисленное имеет большое значение для характеристики государства как правового. Нельзя считать правовым государство, в котором запрещена частная собственность, не допускается многопартийность, отсутствуют гарантии прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации отражают только позицию правительства.

Очевидно, что правовое государство может существовать лишь в условиях демократического режима. Поэтому, важнейшим условием существования правового государства является построение демократического государства.

Понятие правовое государство концентрирует общечеловеческие ценности, которые формируются в результате длительного развития организованного общества. В свою очередь правовое государство является такой формой политической власти, которая создает все необходимые условия для наиболее полноценного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для последовательного связывания государственной власти путем установления правовых норм в целях недопущения злоупотреблений[14].

Следовательно, в сущности правового государства можно выделить два основных элемента:

1) свобода человека, реальное обеспечение его прав и свобод;

2) ограничение государственной власти нормами права.

Правовое государство и права человека характеризуются общими закономерностями возникновения, развития, функционирования.

Именно право в таком государстве является связующим элементом между человеком и государством. При демократическом режиме государством устанавливается над государственной властью верховенство права.

Целесообразно выделить два принципа в сущности правового государства:

1) социальная сторона — выражается данный принцип в наиболее реальном и полном обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

2) формально-юридическая сторона — выражена в последовательном формировании для структур государства правовых ограничений и связывании посредством права политической власти.

Признаки, принципы и основания, при помощи которых создавался

классический вариант стройной теории правового государства, не утратили своей теоретической и познавательной ценности. Утверждение о том, что «без организованной системы государственных гарантий правовое государство невозможно»[15] и сегодня является злободневным.

Из этого можно сделать вывод, что зародившаяся в античную эпоху идея о правовом государстве, превратилась в стройную теорию усилиями передовых ученых в последующее время. Не стала исключением и Российская Федерация на современном этапе ее развития.


1.2 Принцип разделения и власти и верховенство закона в правовом государстве

В правовом государстве государственная власть не является абсолютной, да и не может быть таковой. Это связано не только с господством права, соотношением государственной власти и права, но и прежде всего, с организацией государственной власти, формах и органах ее осуществления.

Основополагающим принципом в данном случае выступает принцип разделения власти.

Разделение власти определяется как «политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти

демократического правового государства»[16]. Еще античные мыслители

выдвинули идею разделения власти (Аристотель), в дальнейшем она была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) как противовес абсолютизму и феодальному произволу. В трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима уже рассматриваются зачатки доктрины разделения власти. Самыми выдающимися среди них конечно же являются Аристотель (384-322 г.г. до н.э), Эникур (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э), Полибий (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако, бесспорно, авторство принципа разделения власти, как необходимого элемента правового государства принадлежит мыслителям нового времени. Их в определенной степени можно назвать провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632- 1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755).

Интерпретация концепции разделения власти в духе просветителей в дальнейшем получила свое отражение и закрепление в конституционных актах.

Особое внимание привлекают декларации прав человека и гражданина, настолько демократичные по своему содержанию, что действуют до сих пор. Принцип разделения власти составляет основу правового государства.

Если этот принцип будет нарушаться, то в государстве установится злоупотребление властью и коррупция, что приводит государства к разрухе и нестабильности. Вследствие этого появляются конфликты, которые могут быть выражены как в мирных выступлениях, что приводит к реформам, либо это может вырасти в настоящую гражданскую войну, последствия которой невозможно предугадать.