Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиля руководства и факторов его формирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1. Понятие ст иля руково дства и фа кторов его фор мирования
1.2 Классиф икация сти лей руково дства
1.3 Тенде нции выбор а стиля ру ководства пр и рыночном у правлении ко мпанией
2. Анализ ст иля управле ния, приме няемого в АО ф ирма «Перс пектива»
2.1 Характер истика орг анизации АО «Перспект ива»
2.2 Стиль руко водства АО фирмы « Перспектив а»
Стиль упра вления, ор иентирован ный на укре пление кол лектива и поддер жание чело веческих от ношений, н аиболее по дходит в у меренно бл агоприятны х для руко водителя с итуациях, ко гда у него нет дост аточной вл асти, чтоб ы обеспечит ь необходи мый уровен ь сотрудничества с по дчиненными, но ес ли взаимоот ношения хоро шие, то лю ди в основ ном благоже лательно в ыполнят пре дъявляемые к н им требова ния. В эти х условиях ор иентация н а организа ционную сторо ну может в ызвать конф ликт, в резу льтате которо го и без то го слабое в лияние руко водителя н а подчинен ных упадет е ще ниже. Ор иентация же н а человечес кие отноше ния может по высить вли яние руково дителя и у лучшить его от ношения с по дчиненными[24].
Другую моде ль, описыв ающую завис имость сти ля руководст ва от ситу ации, пред ложили Т. М итчел и Р. Х аус. По их м нению, испо лнители бу дут стремит ься к дост ижению целе й организа ции, если по лучат от это го какую-то л ичную выго ду, поэтому ос новная зад ача руково дства состо ит в том, чтоб ы объяснит ь, какие б лага их ож идают в случ ае хорошей р аботы; устр анить поме хи на пути ее осу ществления; о казать необ ходимую по ддержку, д ать совет, н аправить действия по вер ному пути[25].
В неоднозн ачных ситу ациях испо льзуется и нструмента льный стил ь, посколь ку руковод итель лучше в идит ситуа цию в цело м и его ук азания могут с лужить для по дчиненных хоро шим ориент иром.Инструментальный стиль о многом близких автократическому и демократическому (каждый автор их называет по-своему, но в сущности различия между вкладываемым в их формулировки смыслом невелики).
Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания среди подчи-ненных, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подхо-ды к их выполнению, обеспечивает всем необходимым и т.п.), полу-чил на Западе название инструментального, или ориентированного на задачу, а стиль, когда руководитель создает благоприятный мо-рально-психологический климат, организует совместную работу, де-лает упор на взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, помогает решать проблемы, поощ-ряет профессиональный рост и т.п., -- ориентированного на челове-ческие отношения или на подчиненных.
Одна ко при это м с указан иями нельз я “перебар щивать”, т ак как испо лнители мо гут принять это з а чрезмерн ый контрол ь[26].
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра раз-работали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутвержде-нию, которые могут быть низкими и высокими.
По этой классификации лицам с низким уровнем самоутвержде-ния свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки у окружающих. Лица с высоким уровнем самоут-верждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью, рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуве-ренностью, настойчивостью, готовностью к борьбе.
Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая готов-ность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости, стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи, жестком самоконтроле, рассудочности.
Комбинация высокой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения выражается в экспрессивном стиле пове-дения сотрудников, которому свойственны: возбудимость, неуравно-вешенность, спонтанность в решениях и поступках, быстрота, напо-ристость, склонность к манипулированию другими и вмешательству в чужие дела, обобщениям и преувеличениям. Такие люди не любят одиночества, оптимистичны, живы, умеют воодушевлять других.
Комбинация низкой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения порождает деловой стиль поведения. Его обладатели демонстрируют твердость и рассудительность в действи-ях и решениях, бескомпромиссность, властолюбие, стремление реа-лизовать себя и одновременно контролировать и подавлять окружа-ющих. Обычно они хорошие администраторы, “болеют” за работу, не любят бездействия, ценят уважение.
Соединение низкой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения, ха-рактеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя. Обладатели его нето-ропливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, упорны, сис-тематичны, хорошо решают проблемы, но при этом мелочны, негиб-ки, пытаются показать всем свою “праведность”.
Результатом соединения высокой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения является дружелюбный стиль поведения с его медлительностью действий и принятия решений, соглашательством, ориентацией на других и совместную работу, ухо-дом от конфликтов, мягкостью, неуверенностью в себе, поиском поддержки окружающих, стремлением к безопасности. Эти люди надежны и обладают хорошими способностями к консультирова-нию.
П. Ханзейкер и Э. Алессандра считают, что обладателям экспрес-сивного стиля поведения не следует мешать высказывать идеи, а по возможности их надо поддерживать и совместно развивать, не убеж-дать, не критиковать, не разбивать аргументы. При постановке зада-ния оговаривать и фиксировать детали предстоящей работы, а ее итоги и результаты тщательно контролировать.
Носителям делового стиля необходимо ставить вопросы, позво-ляющие им раскрыться самим, поддерживать с ними преимущест-венно деловые отношения и не пытаться установить личные, убеж-дать фактами, а не эмоциями, признавать прежде всего их идеи. По отношению к таким людям необходимо соблюдать точность, дисцип-линированность, демонстрировать поддержку их целей.
При руководстве лицами аналитического стиля поведения сле-дует учитывать и поддерживать их интеллектуальные подходы, хо-рошо в них ориентироваться и уметь четко и аргументирование показать достоинства и недостатки, искать оптимальные решения и предоставлять возможность для проверки их идей и решений, давать гарантии того, что реализация решений не приведет к неудаче или
неблагоприятным последствиям.
Наконец, по отношению к лицам, которым присущ дружелюбный стиль поведения, рекомендуется поддерживать их чувства и эмоции, находить привлекательные черты личности, разбираться в их мечтах, интересах и целях, оперировать не фактами, а их личными мнениями, чувствами, предупреждать будущие неудовлетворенность и непони-мание, поощрять неофициальное сотрудничество, предлагать лич-ную поддержку.
По мнению В. Вру ма и Ф. Йетто на, в завис имости от с итуации, особе нностей ко ллектива и х арактерист ики самой проб лемы можно го ворить о пяти сти лях управления[27]:
1. Руководитель с ам принимает ре шения на ос нове имеюще йся информ ации.
2. Руководитель сооб щает подчи ненным сут ь проблемы, в ыслушивает и х мнения и пр инимает ре шение.
3. Руководитель из лагает проб лему подчи ненным, обоб щает высказ анные ими м нения и с учето м их прини мает собст венное реше ние.
4. Руководитель со вместно с по дчиненными обсу ждает проб лему и в резу льтате выр абатывают об щее мнение.
5. Руководитель посто янно работ ает совмест но с группо й, которая и ли вырабат ывает колле ктивное ре шение, или пр инимает луч шее, незав исимо от то го, кто его а втор.
При выборе ст иля руково дители пол ьзуются сле дующими ос новными критер иями:
- наличие дост аточной инфор мации и оп ыта у подч иненных;
- уровень требо ваний, пре дъявляемых к ре шению;
- четкость и стру ктурирован ность проб лемы;
- степень пр ичастности по дчиненных к де лам организ ации и необ ходимость со гласовыват ь с ними ре шения;
- вероятност ь того, что е диноличное ре шение руко водителя по лучит поддер жку исполн ителей;
- заинтересо ванность ис полнителей в дост ижении целе й;
- степень веро ятности воз никновения ко нфликтов ме жду подчине нными в результ ате принят ия решений[28].
В зависимост и от этих кр итериев ру ководитель ис пользует п ять перечис ленных выше ст илей управ ления. Одно й из отлич ительных особе нностей мо дели являетс я то, что в це лом она де лает больш ий упор на изучение с итуации, чем л ичности ру ководителя[29].
Все рассмотре нные модел и ситуацио нного мене джмента гл авное вним ание обращ ают на воз действие в нешних факторо в и, допол няя друг дру га в поним ании сущност и управлен ия, предла гают различ ные стили ру ководства и обос новывают эффе ктивность и х применен ия.
2. Анализ ст иля управле ния, приме няемого в АО ф ирма «Перс пектива»
2.1 Характер истика орг анизации АО «Перспект ива»
В данной курсо вой работе м ы рассмотр им акционер ное общест во «Перспе ктива».
АО фирма «Перспектива» является юр идическим л ицом и дейст вует на ос новании Уст ава предпр иятия и за конодательст ва Российс кой Федера ции с 2006 го да. Права и об язанности юр идического л ица АО «Перспектива» приобрело со времени его регистр ации 17.03. 2010г.
Общество и меет обособ ленное иму щество, уч итываемое н а его самосто ятельном б алансе, мо жет приобрет ать от свое го имени и мущественн ые и личные не имуществен ные права, нести обяз анность, быть ответч иком и ист цом в суде[30].