Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиля руководства и факторов его формирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1. Понятие ст иля руково дства и фа кторов его фор мирования
1.2 Классиф икация сти лей руково дства
1.3 Тенде нции выбор а стиля ру ководства пр и рыночном у правлении ко мпанией
2. Анализ ст иля управле ния, приме няемого в АО ф ирма «Перс пектива»
2.1 Характер истика орг анизации АО «Перспект ива»
2.2 Стиль руко водства АО фирмы « Перспектив а»
2) Специфи ка системы – ее це ли и задач и, управле нческие стру ктуры и те хнология у правления, фу нкции руко водителя;
3) Окружа ющая произ водственна я среда – те хнологичес кий уровен ь производст ва, форма ор ганизации тру да, обеспече нность матер иальными ресурс ами и т.п.[10].
Таким образо м, можно с казать что, к аждая орга низация пре дставляет собо й уникальну ю комбинац ию индивидов, це лей и задач. К аждый управляющий – это у никальная л ичность, об ладающая р ядом способ ностей. Ка ждый руково дитель явл яется созд ателем того ст иля управле ния, котор ый он приме няет на пр актике.
1.2 Классиф икация сти лей руково дства
Основу для к лассификац ий стилей ру ководства и ли стилей по ведения да ли теории, ос нованные н а поведенчес ком подходе. Пр и поведенчес ком подходе к л идерству эффе ктивность о пределяетс я не столь ко личными к ачествами ру ководителя, с колько его м анерой пове дения по от ношению к по дчиненным. Не мецкий пси холог Курт Ле вин (1890-1 947) прове л серию экс периментов, н а основе котор ых выделил тр и, ставших к лассически ми, стиля у правления:
- авторитар ный (или а втократичес кий, или д ирективный, и ли диктаторский);
- демократ ический (и ли коллеги альный);
- попустите льский (ил и либераль но-анархический, и ли нейтрал ьный)[11].
Авторитарный ст иль управле ния.
Авторитарный и ли администр ативный ст иль управле ния характер изуется чрез мерной центр ализацией в ласти руко водителя, ст авка на ад министриро вание и нео граниченност ь.
Руководитель е динолично пр инимает ре шения, не д авая возмо жности на и нициативу, к атегоричен, резо к, всегда р аспоряжаетс я, никогда не прос ит.
Особенности ст иля:
- преобладающие мето ды руководства пр иказы, рас поряжения;
- выговоры;
- угрозы;
- лишение л ьгот;
- интересы и по желания сотру дников во в нимание не пр инимаются.
В общении с л юдьми преоб ладает чет кий язык, не приветливы й тон, рез кость, нет актичность, д аже грубост ь. Интересы де ла ставятс я значител ьно выше и нтересов л юдей. Характерны до гматизм и стереот ипность ре шения.
Недостатк и стиля:
- высокая веро ятность ош ибочных ре шений;
- подавлен ие инициат ивы, творчест ва подчине нных, заме дление ново введений, з астой, пасс ивность сотру дников;
- неудовлет воренность л юдей своей р аботой, сво им положен ием в колле ктиве;
- неблагопр иятный пси хологическ ий климат (« подхалимы», « козлы отпу щения», интр иги) обусло вливает по вышенную пс ихологичес ки-стрессо вую нагруз ку, вреден д ля психичес кого и физ ического з доровья[12].
Этот стиль мо жет быть эффе ктивным зач астую толь ко в критичес ких ситуац иях (авари и, боевые вое нные дейст вия и т. п.).
Демократический ст иль управле ния
Демократический ст иль управле ния – стре мление мене джера к ре шению вопросо в коллегиа льно, систе матическое и нформирова ние подчине нных. Руководителю пр исуще вежл ивость, добро желательност ь, доверие. О н требовате лен, но спр аведлив.
Демократический ст иль являетс я наиболее де йственным, т ак как он обес печивает в ысокую веро ятность пр авильных вз вешенных ре шений, высо кие произво дственные резу льтаты тру да, инициат иву, актив ность сотру дников, удо влетворенност ь людей свое й работой и ч ленством в ко ллективе, б лагоприятн ый психоло гический к лимат и сп лоченность ко ллектива. Этот ст иль управле ния предпо лагает вза имодействие н а основе до верия и вз аимопонима ния. Руково дитель ведет себ я в данном с лучае как о дин из чле нов группы; к аждый сотру дник может в ыражать сво и мнения по р азным вопрос ам, не опас аясь какой- либо мести л ибо одерги вания. В з ависимости от в ыполнения з адачи руко водство гру ппой может пере даваться от о дного участ ника друго му. При это м всячески ст имулируетс я инициати ва со сторо ны подчине нных, в ко ллективе соз дается бла гоприятный пс ихологичес кий климат[13].
Имеются две р азновидност и демократ ического ст иля руково дства:
- Партисипативный или совещ ательный ст иль предпо лагает, что бо льшинство проб лем, встав ших перед ко ллективом, обсу ждается сооб ща. Руково дитель, со ветуясь с по дчиненными, не про являет свое го превосхо дства и пр авильно ре агирует на кр итику. За пос ледствия пр инятых реше ний ответст венность не пере кладываетс я на подчи ненных[14];
- Консультативный или участ вующий сти ль руководст ва предпол агает макс имальное во влечение ко ллектива сотру дников в пр инятие реше ний и контроль з а их испол ьзование. По лное довер ие своим р аботникам. Ру ководитель ве дет себя в д анном случ ае как оди н из члено в коллекти ва. Ответст венность з а неудачи в р аботе руко водитель р азделяет со с воими подч иненными[15].
Либеральный ст иль руково дства
Либеральный ст иль руково дства отлич ается отсутст вием собст венной ини циативы у ру ководителя и не желанием пр инимать на себ я ответстве нность за у правленчес кие решени я, особенно, с вязанные с о пределенны м риском. Р аботникам пре дставлена по лная самосто ятельность, ру ководитель п ассивен, гото в отменить ре шение в уго ду коллект ива.
Становление ру ководителя- либерала мо жет объясн яться мног ими причин ами. По хар актеру так ие руковод ители люди нере шительные, добро душные, бо ящиеся ссор и ко нфликтов. О ни недооце нивают знач имости деяте льности ко ллектива и то, что ко ллектив ну ждается в н их. Но может о казаться, что это в ысоко творчес кая личност ь, захваче нная какой-то сферо й своих интересо в, но лише нная орган изаторского т аланта. По это й причине об язанности ру ководителя о казываются д ля данного ру ководителя не посильными[16].
Основные мето ды влияния – у говоры и прос ьбы.
Данный сти ль легко тр ансформиро вать в бюро кратически й.
Попустительский ст иль управления х арактеризуетс я, с одной сторо ны, «макси мумом демо кратии» (все мо гут высказ ывать свои поз иции, но ре ального учет а, согласо вания пози ций не стре мятся дост ичь), а с дру гой — «мин имумом контро ля» (даже пр инятые реше ния не выпо лняются, нет ко нтроля за и х реализац ией, все пу щено на са мотек)[17].
Этот стиль у правления х арактеризуетс я безыници ативностью, не вмешательст вом в процесс те х или иных р абот. Всле дствие чего:
- результаты р аботы обыч но низкие;
- люди не удо влетворены с воей работо й, руковод ителем, пс ихологичес кий климат в ко ллективе неб лагоприятн ый;
- нет никако го сотрудн ичества;
- нет стимул а добросовест но трудитьс я;
- разделы работ ы складыва ются из от дельных интересо в лидеров;
- подгруппы;
- возможны с крытые и я вные конфл икты;
- идет расслое ние на конф ликтующие по дгруппы.
Таким образо м, мы расс мотрели ос новные сти ли управле ния организ ацией – автор итарный, л иберальный, де мократичес кий, попуст ительский.
1.3 Тенде нции выбор а стиля ру ководства пр и рыночном у правлении ко мпанией
По словам Ф. Те йлора, «упр авлять – это з начит знат ь точно, что пре дстоит сде лать и как это с делать самым лучшим и де шёвым способо м»[18].
Руководителю тру дно выбрат ь стиль ру ководства, у довлетворя ющих всех ч ленов подч иненного е му коллект ива. Стиль р аботы скла дывается по дсознатель но и посте пенно, пок а не опреде литься сово купность пр иемов обще ния с подч иненными и воз действия н а них, поз воляющих н аходить на иболее эффективное и пр авильное ре шение[19].
На формиро вании стил я руководст ва сказываетс я также уро вень иерар хии управле ния, вид де ятельности ( линейный, фу нкциональн ый) и конкрет ные ситуац ии (руково дитель может б ыть автокр атом в одн их ситуациях и де мократом – в дру гих)[20].
Для осущест вления контро ля руковод ителем над с итуацией о пределяют с ледующие тр и переменн ые.
Отношения ру ководителя с по дчиненными. Д анная пере менная отражает уро вень поддер жки, уваже ния и довер ительности, ис пытываемых и проя вляемых по дчиненными по отно шению к ру ководителю[21].
Структурированность р аботы. Эта пере менная отр ажает урове нь структур ированност и решаемых гру ппой пробле м или выпо лняемых им и заданий и мо жет измерят ься рядом сост авляющих, н апример:
- ясность це ли, т. е. сте пень, с которо й проблема и ли задание чет ко сформул ированы и до ведены до ис полнителей;
- множестве нность сре дств по дост ижению цел и, т. е. сте пень возмо жности, ис пользовани я различны х способов дост ижения цел и;
- обоснова нность реше ния, т. е. сте пень прибл иженности по лученного решения к то му, что ож идалось пр и постанов ке задания;
- специфич ность реше ния, т. е. сте пень возмо жности воз никновения а льтернатив ных решени й[22].
Следует уч итывать, что в ус ловиях стру ктурирован ности работ ы возникает бо лее четкое по нимание, что и к ак делать, и ру ководитель по лучает в д анной ситу ации больш ий контрол ь над испо лнителями.
Должностные поз иции руково дителя. Да нная переме нная отраж ает уровен ь формально й власти ру ководителя, по лучаемой и м на основе з анимаемой поз иции, т. е. до лжности. Н апример, дост аточность это й позиции, чтоб ы вознагра ждать или н аказывать по дчиненных, по вышать их в до лжности ил и увольнят ь[23].