Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
Глава II. Методические основы организации сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика и изучение сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.
Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.
Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Результаты выполнения заданий на конец учебного года представлены в таблице.
Таблица 7
Дети |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Задание 6 |
Задание 7 |
Итоговый результат |
Уровень |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
19 |
ВС |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
16 |
С |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
19 |
ВС |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
16 |
С |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
С |
6 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
16 |
С |
7 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
18 |
ВС |
8 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
17 |
С |
9 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
17 |
С |
10 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
17 |
С |
11 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
18 |
ВС |
12 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
16 |
С |
13 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
18 |
С |
14 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
17 |
С |
15 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
18 |
С |
16 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
16 |
С |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Примеры уровня развития сенсорных эталонов детей на начало года.
Ребенок 1. Контакт затруднен. Действует без учета свойств предмета. Характерными являются хаотичные действия. Способен выполнить задание по подражанию, на устную инструкцию не опирается. Перенести способ действия на аналогичное задание не может(принцип действий не осознает). Как правило безразличен к результатам своей деятельности. Познавательная активность снижена. Наблюдается быстрая истощаемость. Мелкая моторика развита недостаточно.
Ребенок 2. В контакт со взрослым вступает, в контакте заинтересован, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действует без учета свойств предмета. как правило заинтересован в конечном результате. В выполнении задания не руководствуется устной инструкцией, делает по подражанию. Снижен уровень познавательной активности. Обучающую помощь не принимает. Эмоции разнообразны. Мелкая моторика развита недостаточно.
Ребенок 3. Отставание от возрастной нормы:
Ребенок в контакт вступил не сразу, контакт был формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом безразличен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.
Примеры уровня развития сенсорных эталонов детей на конец учебного года
1.Ребенок допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2. Соответствие возрастной норме: Ребенок быстро установил контакт, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий. Полученный результат вцелом соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
3.В контакте со взрослым заинтересован.Свои действия сопровождает речью. Познавательная активность высокая. Устной инструкции следует. В конечном результате своей деятельности заинтересован.Обучающую помощь принимает. Внимание устойчивое, цвета соотносит.
Литература
-
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]: - М., 2002. С. 258 ↑
-
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. ↑
-
Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2006. ↑
-
Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели [Текст] / Е.Б. Волосова.-М.: Изд-во Линка-Пресс, 1999.- 150с. ↑
-
Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Э.Г. Пилюгина. - М.: Изд-во Просвещение, 2, АО Учебная литература, 1996.- 150с. ↑
-
Бондаренко А. К. Дидактические игры [Текст] // Дошкольное воспитание, № 7, 2005. ↑
-
Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] // Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10. ↑
-
Иванов, В.Н. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета: модель воспитания детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Иванов.-М.: ВЛАДОС, 2006.-310С. ↑
-
Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2006. ↑
-
Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001. ↑
-
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. 'Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста' - Москва: 'Просвещение' , 1991 - с.207 с.: ил. ↑