Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

Цели:

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
  • обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

Цели:

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

Цели:

  • формировать умение различать цвета;
  • учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

"Тактильная коробка"

Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки  из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом  исследуют руками. 

Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - 

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной  деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы). 


Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»

Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

  •  Сознание эмоционально положительного настроения.
  •  Развитие интереса и побуждение к действиям.
  •  Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными
  •  Свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма  (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
  • Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.
  • Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;
  • Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
  • Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
  • Развитие восприятия: зрительного осязательного.
  • Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

 Средство :мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные  изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки,  которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается  разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.  

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.


ПРИЛОЖЕНИЕ4

Тематический план дидактических игр-занятий по сенсорному развитию детей

Таблица 5

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Цвет

"Разноцветное домино" "Спрячь мишку" "Сложи пирамидку" "Продолжи ряд" «Разложи по коробочкам" "Геометрическая мозаика" "Накорми рыбок" "Подбери пару" «Разноцветные палочки» «Цветные парочки»

"Подбери по цвету" "Окраска воды" "Украсим елочку" "Сложи узор" "Волшебная дорожка" "Пришей пуговицу" «Построй башню» «Найди свой домик»

"Прыг - скок" "Разноцветное лото" "Сложи узор" "Ищи свой домик" "Сухой аквариум" "Цвет и форма" "Накорми рыбок« «Ниточки для шариков»

Форма

"Бусы для мамочек" "Занимательный куб" "Продолжи ряд" "Геометрическая мозаика" "Выложи дом из палочек"

«Разложи фигуры по домикам» «Веселый поезд» «Катится, не катится»

"Подбери по форме" "Отгадай что в мешочке" "Что нам Мишутка привез" "Выложи по образцу""

"Занимательный куб" "Треугольник, квадрат, круг" "Что лежит в мешочке" "Геометрическое лото" "Ищи свой домик"

«Найди такую же фигуру»

Величина

"Построй пирамидку" "Раз, два, три - ищи" "Елочки" "Теремок" "Что делают матрешки" «Чаепитие матрешек» «Кукла и куколка» «Спрячь в ладошке»

"Собери пирамидку" "Разложи квадраты по порядку" "Поручение" "Зайчик и Мишка"

"Найди фигуру" "Найди такое же колечко" "Разноцветные круги" "Разберем - соберем"

Продолжение таблицы 5

Перспективное планирование занятий по развитию  сенсорных эталонов.

Таблица 6

месяц

занятие

цель

Оборудование,

материалы

Сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

                                   Октябрь          

1."Назови геометрическую фигуру".

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2. "Разноцветные палочки"

Учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета,  коробочки аналогичных цветов, дополненные  изображениями животных.

3."Большой и маленький"

Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Продолжение таблицы 6

Большие и маленькие предметы: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. 

4."Пересыпание  ложкой".

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

Ноябрь

1."Заштопай штанишки "

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Штанишки  4-х цветов, заплатки по цвету штанишек

2. "Угости маленького и большого ёжика яблоками" .

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Нарисованные фигурки ёжиков разного размера, яблоки разных размеров.

3."Найди предмет такой же формы".

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра "Геометрическое лото"

4."Шумящие коробочки".

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки.

Декабрь

1."Ёлка в гости к нам пришла"

Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного цвета.Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Продолжение таблицы 6

Бумага белого цвета, гуашь зелёного цвета, кисти, баночки с водой.

2."Волшебный поднос».

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

3."Поиграем с  прищепками"

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета,
развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Прищепки разных цветов.

Силуэты: солнышко, елка,  тучка, снеговик.

4."Подбери по форме".

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Мягкие вкладыши

 Январь

1. "Угадай на вкус"

Обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Фрукты(яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград)

2. "Выложи картинку из счётных палочек"

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки, образцы картинок для выкладывания

3. "Пальчиковый сухой бассейн".

Работа над активным воздействием на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Продолжение таблицы 6

Киндер шарики, крупа ( горох, фасоль, мелкие игрушки).

Февраль

1. "Привяжи ниточки к шарикам".

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Пособие шарики

4-х  цветов и ленточки с соответствующими цветами

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

3."Ведёрки для зайки и Мишки"

Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

2 ведёрка (большое и маленькое).Предметы разные по величине.

4." Разноцветная водичка".

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

 Март

1. "Ткани".

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. "Строим башню".

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Строительный материал: кубики.

3."Найди на ощупь".

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

Дидактическая игра "Волшебный мешочек".

4.  "Подбери петушку перышко"

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Дидактическая игра  "Подбери петушку перышко".

Апрель

Продолжение таблицы 6

1. "Сделаем куклам бусы".

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2."Выложи узор"

Учить выкладывать небольшие предметы, развивать фантазию

Мозаика разных размеров, шаблоны картинок

3."Дорисуй картинку с помощью пуговицы"

Продолжение таблицы 6

Развивать воображение и творчество детей.

Картинки с нарисованными пуговицами в разных местах

4. "Башня из кубов".

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

Май

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимание на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________ __________________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ6

Работа с родителями

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовлены дидактические  игры:

  • "Шнуровка"
  • "Тактильная коробочка"
  • "Посади бабочку на её цветок"
  • "Застегни пуговицы"
  • "Разноцветные палочки"
  • «"Собери хвост петушку"

Совместно с родителями  оформлен :

  • "Центр активности"
  •  "Центр сенсорного развития"

Проведены консультации на темы:

  •  "Развитие сенсорных способностей детей "
  •  "Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей
  •  "Дидактические игры по сенсорике".
  • "Как помочь ребёнку в сенсорном развитии"
  • "Что такое мелкая моторика- когда начинать?"