Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
Глава II. Методические основы организации сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика и изучение сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”
Цели:
- укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- формирование умения сочетать по цвету;
- развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
- обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:
- формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
- учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.
Цели:
- формировать умение различать цвета;
- учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
"Тактильная коробка"
Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.
Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.
Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.
Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -
периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).
Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»
Средства: пробки разного цвета и размера.
Цель: развитие логического мышления.
- Сознание эмоционально положительного настроения.
- Развитие интереса и побуждение к действиям.
- Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными
- Свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
- Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.
- Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;
- Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
- Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
- Развитие восприятия: зрительного осязательного.
- Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками
Средство :мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.
Игра «Разноцветные палочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.
Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.
Ход игры.
Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.
Постепенно количество палочек увеличивается.
Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.
ПРИЛОЖЕНИЕ4
Тематический план дидактических игр-занятий по сенсорному развитию детей
Таблица 5
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
|
Цвет |
"Разноцветное домино" "Спрячь мишку" "Сложи пирамидку" "Продолжи ряд" «Разложи по коробочкам" "Геометрическая мозаика" "Накорми рыбок" "Подбери пару" «Разноцветные палочки» «Цветные парочки» |
"Подбери по цвету" "Окраска воды" "Украсим елочку" "Сложи узор" "Волшебная дорожка" "Пришей пуговицу" «Построй башню» «Найди свой домик» |
"Прыг - скок" "Разноцветное лото" "Сложи узор" "Ищи свой домик" "Сухой аквариум" "Цвет и форма" "Накорми рыбок« «Ниточки для шариков» |
Форма |
"Бусы для мамочек" "Занимательный куб" "Продолжи ряд" "Геометрическая мозаика" "Выложи дом из палочек" «Разложи фигуры по домикам» «Веселый поезд» «Катится, не катится» |
"Подбери по форме" "Отгадай что в мешочке" "Что нам Мишутка привез" "Выложи по образцу"" |
"Занимательный куб" "Треугольник, квадрат, круг" "Что лежит в мешочке" "Геометрическое лото" "Ищи свой домик" «Найди такую же фигуру» |
Величина |
"Построй пирамидку" "Раз, два, три - ищи" "Елочки" "Теремок" "Что делают матрешки" «Чаепитие матрешек» «Кукла и куколка» «Спрячь в ладошке» |
"Собери пирамидку" "Разложи квадраты по порядку" "Поручение" "Зайчик и Мишка" |
"Найди фигуру" "Найди такое же колечко" "Разноцветные круги" "Разберем - соберем" |
Продолжение таблицы 5
Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов.
Таблица 6
месяц |
занятие |
цель |
Оборудование, материалы |
Сентябрь |
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. |
Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
Октябрь |
1."Назови геометрическую фигуру". |
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. |
Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. |
2. "Разноцветные палочки" |
Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. |
Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных. |
|
3."Большой и маленький" |
Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие. Продолжение таблицы 6 |
Большие и маленькие предметы: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. |
|
4."Пересыпание ложкой". |
Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. |
Горох, ложки, глубокие емкости. |
|
Ноябрь |
1."Заштопай штанишки " |
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. |
Штанишки 4-х цветов, заплатки по цвету штанишек |
2. "Угости маленького и большого ёжика яблоками" . |
Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. |
Нарисованные фигурки ёжиков разного размера, яблоки разных размеров. |
|
3."Найди предмет такой же формы". |
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры |
Дидактическая игра "Геометрическое лото" |
|
4."Шумящие коробочки". |
Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. |
Парные шумящие коробочки. |
|
Декабрь |
1."Ёлка в гости к нам пришла" |
Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного цвета.Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. Продолжение таблицы 6 |
Бумага белого цвета, гуашь зелёного цвета, кисти, баночки с водой. |
2."Волшебный поднос». |
Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. |
Поднос с однотонным цветным дном, крупа. |
|
3."Поиграем с прищепками" |
Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, |
Прищепки разных цветов. Силуэты: солнышко, елка, тучка, снеговик. |
|
4."Подбери по форме". |
Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. |
Мягкие вкладыши |
|
Январь |
1. "Угадай на вкус" |
Обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. |
Фрукты(яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград) |
2. "Выложи картинку из счётных палочек" |
Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. |
Счетные палочки, образцы картинок для выкладывания |
|
3. "Пальчиковый сухой бассейн". |
Работа над активным воздействием на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Продолжение таблицы 6 |
Киндер шарики, крупа ( горох, фасоль, мелкие игрушки). |
|
Февраль |
1. "Привяжи ниточки к шарикам". |
Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. |
Пособие шарики 4-х цветов и ленточки с соответствующими цветами |
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами |
Развивать у детей мелкую моторику рук. |
Грецкие орехи. |
|
3."Ведёрки для зайки и Мишки" |
Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства |
2 ведёрка (большое и маленькое).Предметы разные по величине. |
|
4." Разноцветная водичка". |
Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) . |
Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков. |
|
Март |
1. "Ткани". |
Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. |
Пары одинаковых на ощупь тканей. |
2. "Строим башню". |
Обучение соотнесению по величине четырех предметов. |
Строительный материал: кубики. |
|
3."Найди на ощупь". |
Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета. |
Дидактическая игра "Волшебный мешочек". |
|
4. "Подбери петушку перышко" |
Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. |
Дидактическая игра "Подбери петушку перышко". |
|
Апрель Продолжение таблицы 6 |
1. "Сделаем куклам бусы". |
Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. |
Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. |
2."Выложи узор" |
Учить выкладывать небольшие предметы, развивать фантазию |
Мозаика разных размеров, шаблоны картинок |
|
3."Дорисуй картинку с помощью пуговицы" Продолжение таблицы 6 |
Развивать воображение и творчество детей. |
Картинки с нарисованными пуговицами в разных местах |
|
4. "Башня из кубов". |
Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. |
Деревянные кубики. |
|
Май |
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. |
Игрушки и игры с уголка сенсорики |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________ __________________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ6
Работа с родителями
В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовлены дидактические игры:
- "Шнуровка"
- "Тактильная коробочка"
- "Посади бабочку на её цветок"
- "Застегни пуговицы"
- "Разноцветные палочки"
- «"Собери хвост петушку"
Совместно с родителями оформлен :
- "Центр активности"
- "Центр сенсорного развития"
Проведены консультации на темы:
- "Развитие сенсорных способностей детей "
- "Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей
- "Дидактические игры по сенсорике".
- "Как помочь ребёнку в сенсорном развитии"
- "Что такое мелкая моторика- когда начинать?"