Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе решения данной задачи мы пришли к выводу, что - формирование сенсорных эталонов дошкольников это - развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды.

Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.

Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Второй задачей нашей работы стало – осуществить первичную диагно­стику по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

На этом этапе была проведена первичная диагностика по методике использовались методики: Е.А. Стребелевой. , Л.А. Венгера., которая выявила уровни развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

- средний уровень показали 62,5 % детей,

- низкий уровень показали 12,5 % детей.

- низкий уровень показали 25 % детей,

Следующий этап нашей работы был основан на решении 3 задачи, кото­рая заключалась в проведении работы по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.

В ходе решения этой задачи были проведены НОД, сюда вошли как за­ня­тия со все группой так и индивидуальные занятия.


В процессе проведения НОД мы пришли к пониманию того, что у де­тей младшего дошкольного возраста, формирование сенсорных эталонов имеет важное значение в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Четвертой задачей нашей работы стало проведение повторной диагно­стики по методике то го же автора. На этом этапе дети показали хороший ре­зультат и усвоили предложенный им материал в полном объеме:

- уровень выше среднего показали 25 % детей,

- средний уровень показали 75% детей,

- низкий уровень и ниже среднего показали 0 % детей.

Сравнив результаты первичной и повторной диагностики мы пришли к следующим выводам, что низкие показатели и показатели ниже среднего стали равны нулю, средний уровень увеличился на 12 %, уровень выше среднего стал 25% ,4 ребенка из среднего уровня перешли на уровень выше среднего, а 2 детей низкого уровня перешли на средний уровень, 10 детей уровня ниже среднего перешли на средний уровень.

Этому способствовали проведенные занятия, где дети учились выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливали представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию были направ­лены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Мы увидели, что проведенная работа дала положительные результаты.

По результатам нашей работы можно сказать об успешном развитии сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, мы пришли к выводу, что наша проведенная работа была эффективна и в дальнейшем может использоваться на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст]: Автореферат. – М., 2005.


2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]: - М., 2002. С. 258

3.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. 'Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста' - Москва: 'Просвещение' , 1991 - с.207 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - М.: Просвещение, 1968. - 258 с.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры [Текст] // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

6. Буянова Р. Сенсорное развитие детей [Текст] //Социальная работа. - № 12. - 2006, С. 34-39.

7. Буянова Р. Сенсорное развитие детей [Текст] //Социальная работа. - № 12. – 2006.

8. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] - Мн.: БрГУ, 2007, 322с.

9. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду. [Текст] – М.: Просвещение, 1978. – 96с.

10. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. [Текст] - М., 2009, 178с.

11. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] - М. Просвещение,1988, С.144.

12. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л.А. Венгер; под ред. Л.А. Венгера.- М.: Изд-во Педагогика, 1976.-14с.

13. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели [Текст] / Е.Б. Волосова.-М.: Изд-во Линка-Пресс, 1999.- 150с.

14. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада [Текст] /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008.

15. Дошкольная педагогика. [Текст] Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. – М., 2008.

16. Иванов, В.Н. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета: модель воспитания детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Иванов.-М.: ВЛАДОС, 2006.-310С.

17. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп. – М., 2004.

18. Кобель Г. Н. Диагностика актуального детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 779-783.

19. Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях [Текст] //Воспитатель ДОУ 2008г №1 С. 24-25.

20.Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста» [Текст] - Волгоград: Перемена, 2006

21. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе [Текст] // Дошкольное воспитание. – М., 2008.

22. Мухина В. С. Детская психология. [Текст] - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.

23. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. [Текст] Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2007.


24. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Э.Г. Пилюгина. - М.: Изд-во Просвещение, 2, АО Учебная литература, 1996.- 150с.

25. Плеханов, А.Н. Педагогическая теория и практика М. Монтессори [Текст] // Дошкольное воспитание: журнал.- 2006.- №10.-с.18-20

26. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: [Текст] Пособие для воспитателей - М.: Изд-во Просвещение, 1981.-260с.

27. Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности [Текст] //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, - М. Просвещение, 2001. - 456 с.

28. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: [Текст] Учебно-методическое пособие / Под научной редакцией Л. А. Федорович. Составители О. В.Гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Федорович - Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217с.

29. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.

30. Сенсорное воспитание - это необходимый элемент гармоничного развития детей [Электронный ресурс] http://fb.ru/article

31. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2006.

32. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] // Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10.

33. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольног возраста по методике Стребелевой Е.А., и Венгера JI.A.

Диагностика сенсорного развития ребенка предусматривает своей целью выявить уровень развития прикгической ориентации на на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, а также ориентировки в пространстве.

В ходе обследования детей младшего дошкольного возраста диагностировалась:

- степень самостоятельности ребенка при выполнении задания:

- возможная помощь педагога при выполнении задания (возможно диагностическое обучение);


- степень самостоятельности после обучения при повторном выполнении задания.

Обучение ребенка происходило только в рамках предполагаемых заданий, которые будут выполнены, при этом допускалась следующая помощь:

- выполнялись подражательные действия:

- подражательные действия выполнялись при помощи жестов указания:

- выполнялись задания, где использовался показ и инструктирование ребенка с помощью речи.

Ребенок способен выполнить задание при выполнении аналогичных со взрослым действий, при этом он должен действовать одновременно .

Необходимо соблюдение определенных условий, а именно:

- превышение показов выполнения заданий более трех раз не допустимо:

- как указатель цели выполнения ребенком задания, служит речь взрослого, а также дается оценка результата выполнения задания:

- определение потенциальных возможностей оценивается на основе обучаемости ребенка, в данном случае переход от неадекватных действий к адекватным:

- следует обратить внимание на грубое снижение интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, это может влиять на результат выполнения заданий.

Когда ребенок нормально развивается для него характерна заинтересованность в результате в процессе собственной деятельности, если же у ребенка наблюдается нарушение интеллекта, то для него характерно безразличное отношение к проделанной работе и к полученному результату.

Оценка по количеству в баллах дается следующим образом:

1 балл ставится в тех случаях, если не происходит сотрудничество

малыша и взрослого, действия ребенка неадекватны по отношению к предложенному заданию, цель задания ребенком не усвоена.

Оценка действий ребенка на 2 балла, происходит тогда, когда малыш задание принимает, на лицо сотрудничество со взрослым, ребенок пытается достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может: в процессе обучения налицо адекватность его действий, однако, после обучения, самостоятельно не переходит к выполнению задания.

Оценка действий ребенка на 3 балла, происходит тогда, если ребенок принимает задание и начинает сотрудничество со взрослым, налицо осознание цели задания, но по каким-либо причинам не выполняет самостоятельно задание; однако, в процессе диагностического обучения действует адекватно, и после обучения самостоятельно выполняет задание.

И, наконец, действия ребенка оцениваются на 4 балла тогда, когда малыш сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения .