Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
Глава II. Методические основы организации сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика и изучение сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы объясняется тем, что дети раннего возраста активно познают мир по принципу "Что вижу, с чем действую, то и познаю".
Сенсорное разбитие ребенка раннего возраста — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
На сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли Я. Коменский), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, JI. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в школьном возрасте.
Объект исследования: Процесс формирования сенсорных эталонов детей в первой младшей группе.
Предмет исследования: Формирование сенсорных эталонов, как метода обучения детей в первой младшей группе.
Цель работы: теоретическое и практическое исследование роли формирования сенсорных эталонов, которые являются необходимыми и наиболее действенными методами в воспитании и обучении детей первой младшей группы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы, формирования сенсорных эталонов детей в первой младшей группе.
2. Осуществить первичную диагностику по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
3. Провести работу по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.
4. Выявить результативность проделанной работы.
Методы исследования
Теоретические методы: анализ ведущих понятий педагогической и методической литературы.
Практические методы: метод наблюдения, диагностика, анализ и обработка результатов.
Теоретико-методологическая базу исследования составили ведущие идеи:
- Н.П. Саккулина, которая говорила о том, что начинать развитие ощущений и восприятий надо с раннего детского возраста. Поэтому сенсорному развитию дошкольников в воспитательном процессе сейчас должно уделяться значительно больше времени.
- Фридрих Фребель, предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов. Он разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
- Мария Монтессори, разработала методику частью которой является сенсорное развитие детей. По ее методике развивающая среда в ДОУ делится на зоны развития, одной из которых является зона сенсорного развития, где дети учатся чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.
Практическая база исследования: муниципальное дошкольное учреждение МДОУ №179 первая младшая группа раннего развития № 7, количество детей 16 человек.
Теоретическая значимость: определена значимость развития сенсорных эталонов младших дошкольников. Проанализированы особенности формирования развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Выявлены особенности сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: подобраны дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего возраста предложенные в практической части исследования, которые могут быть использованы воспитателями ДОО в работе.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
Понятие сенсорного воспитания, приведено в Педагогическом энциклопедическом словаре. От латинского sensus – чувство. Сенсорное воспитание предполагает развитие и совершенствование в определенном направлении сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное воспитание – это основа умственного развития, и, как следствие, основа эстетического воспитания.
В результате сенсорного воспитания формируется переход от чувственного к рациональному познанию, от простого восприятия к умению мыслить, формируется фундамент последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.[1]
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.
Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Сенсорное воспитание не возможно без развития анализаторов у ребенка. Это значит научить малыша умению обследовать предметы (такие обследовательские действия в психологии называются перцептивными).
Одной из основных задач сенсорного воспитания является формирование навыков сравнения, синтезирования, обобщения, развития мысли и представления о предмете через его непосредственное, близкое восприятие.
Задачи сенсорного развития детей в дошкольном возрасте:
-формирование хороших условий для общего развития ребенка
-содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путем познания мира, цветов и подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию
-привлечение пап и мам к процессу развития
-задействование иллюстрированных учебников
-создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе
-составление картотеки игр по общему воспитанию. [2]
Освоение сенсорных эталонов детьми является важным элементом сенсорного воспитания. Это необходимо для целенаправленности и гармонизации данного процесса с помощью обобщенного опыта
человечества по сенсорным знаниям.
Ниной Павловной Сакулиной разработана и проверена организация процесса обследования (восприятия) предмета – свойства (форма, строение, величина, цвет, которые нужно передать в изображении, накопления детьми сенсорного опыта. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост, природы (деревья, кусты, цветы, животные). Можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т.п.
Н.П. Сакулина выделяет следующие этапы в процессе обследования предметов.
Первый этап – целостное эмоциональное восприятие предмета ч/з выразительный признак.
Второй этап – аналитическое восприятие предмета:
выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение;
определяют форму этой части; определяют положение этой части в пространстве; выделяют другую часть и выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной; выделение цвета.
Третий этап – эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее представление в целостный образ.
Она показала, что в младшей группе – содержание обследования простое – вычленить форму, цвет, используется совместный жест, подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглое – яблоки, мячи).
В результате проведения активной деятельности ребенок познает общественный опыт, это происходит при контакте непосредственного общения, при изучении предметной деятельности, при использовании игр или обучения, и много другого. [3]
Наличие противоречий, которые неизбежно возникают при непосредственной активной деятельности малыша, рождаются силы развития ребенка в дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, с помощью развившегося образно-наглядного мышления они получают информацию о том, что их окружает, познают форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.
Сенсорное воспитание – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.
В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.
1.2. Роль сенсорного воспитания в развитии детей младшего дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.
Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.[4]