Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 4
Наглядный материал: игрушки или картинки с их изображением: мяч, утка, заяц, дом, шар, робот, медведь, гном.
Ход занятия:
Игра «Мы игрушки положили»
Воспитатель читает четверостишие и выкладывает называемые игрушки или картинки с их изображением. Затем он предлагает детям назвать лежащие на столе игрушки. Педагог читает стихотворение ещё раз, а потом разучивает его вместе с детьми.
Раз-два-три-четыре,
Мы игрушки положили,
Мячик, утка, зайка, домик,
Шарик, робот, мишка, гномик.
Речевая подвижная игра «У кого какая игрушка?»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют описываемые в нём действия. (Игра повторяется 2-3 раза.)
Встали, дети, в круг, в круг,
Кулачками стук, стук.
Мы идём вперёд, вперёд,
Ножками топ, топ.
Мы идём назад, назад,
Вот так, вот так.
Побежали, побежали
И к игрушкам прибежали.
Педагог раздаёт детям игрушки, а затем спрашивает, кому какая игрушка досталась. Дети отвечают (хором и индивидуально): «Мячик у Кати. Утка у Маши…»
Занятие 2
Цели: развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить, внимательно слушать рифмованный текст и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью.
Наглядный материал: неваляшка, погремушка.
Ход занятия:
Игра «Играем с неваляшкой»
Воспитатель показывает детям неваляшку и объясняет, почему эта игрушка так называется. Затем производит с ней различные действия и комментирует:
Неваляшку мы кладём –
Неваляшка не лежит.
Неваляшку мы кладём,
А она опять стоит.
Не лежит никак игрушка,
Неваляшка-непослушка.
Игра проводится несколько раз. Постепенно стихотворение заучивается наизусть.
Речевая подвижная игра «Играем с погремушкой»
Воспитатель показывает детям погремушку и читает рифмовку, а малыши выполняют соответствующие действия.
Погремушкой мы шумим:
Вот так, вот так.
Погремушкой мы стучим:
Вот так, вот так.
С погремушкой мы шагаем:
Вот так, вот так.
С погремушкой мы играем:
Вот так, вот так.
Педагог повторяет игру, побуждая детей к совместному проговариванию текста.
Занятие 3
Цели: учить различать на слух слова, близкие по звучанию, и правильно произносить их; внимательно слушать воспитателя и повторять за ним короткий рифмованный текст.
Наглядный материал: игрушка или картинки с их изображением: лопата, лошадь, кровать, матрёшка, гармошка, рыба, машина, корзина, картина, черепаха, чебурашка, неваляшка, мышь, медведь, шишка, книжка.
Ход занятия:
Игра «На игрушки посмотри»
Воспитатель по очереди выставляет перед детьми в ряд по три игрушки или картинки и проговаривает рифмовку. Дети повторяют слова педагога.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри:
Вот лопатка, вот лошадка, вот кроватка.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри:
Вот матрёшка, вот гармошка, вот рыбёшка.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри:
Вот машинка, вот корзинка, вот картинка.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри:
Вот черепашка, вот Чебурашка, вот неваляшка.
Игра «Мы играем»
Воспитатель выставляет в ряд четыре игрушки или картинки, проговаривает четверостишие и повторяет его несколько раз с детьми.
Мы играем с мышкой,
Мы играем с мишкой,
Мы играем с шишкой,
Мы играем с книжкой.
Тема недели : «Овощи»
Занятие 1
Цели: развивать навык фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы воспитателя. Способствовать усвоению обобщающего понятия ОВОЩИ. Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки.
Наглядный материал: сюжетная картинка «Огород»; предметные картинки: капуста, свёкла, картошка, лук, чеснок, морковь, горох; кастрюля; натуральные овощи.
Ход занятия:
Игра «Огород»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку «Огород», называет овощи, изображённые на ней. Потом он выставляет на наборном полотне предметные картинки и 2-3 раза проговаривает четверостишие:
Посмотрите – овощи тут,
Они в огороде растут:
Капуста, свёкла, картошка,
Лук, чеснок, морковка.
Воспитатель выясняет у детей, где растут овощи: «Где растёт капуста (свёкла, картошка…)?» Малыши отвечают: «Капуста (свёкла, картошка…) растёт в огороде».
Речевая подвижная игра «Собираем овощи»
Воспитатель предлагает детям собрать овощи, чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение, а малыши ритмично наклоняются, изображая, как они собирают овощи.
Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку. (В ходе игры рекомендуется использовать картинки.)
Собираем овощи,
Мама сварит щи, щи.
Вот капуста, вот горох,
Ох, ох, ох, ох
Игра «Сварим щи»
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут варить щи. Он раздаёт им овощи и предлагает сложить их в кастрюлю. Дети выполняют задание, а педагог выясняет, кто какой овощ положил в кастрюлю. Малыши хором отвечают: «Таня положила картошку. Маша положила капусту…»
Занятие 2
Цели: развивать навыки фразовой речи в процессе выполнения действий с предметом. Обогащать словарь детей глаголами. Способствовать сенсорному воспитанию.
Наглядный материал: помидоры.
Ход занятия:
Речевая подвижная игра «Помидор»
Воспитатель произносит рифмовку. Сопровождая её соответствующими действиями.
Будем помидор катать –
Вот так, вот так. (вперёд-назад, 2 раза)
Будем помидор бросать –
Вот так, вот так. (2 раза подбросить вверх)
Будем помидор крутить –
Вот так, вот так.
Будем помидор делить –
Вот так, вот так.
Воспитатель разрезает помидор на части и угощает детей. Игра повторяется, но в этот раз действия с помидором совершает кто-нибудь из детей. Затем воспитатель просит малышей рассказать, что они делали с помидором.
Занятие 3
Цели: учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции; отвечать на вопросы полным предложением; правильно употреблять предлоги В, ПОД, НА. Развивать навык фразовой речи. Формировать фонетико-фонематическую базу. Вызывать речевую активность детей.
Наглядный материал: плюшевый медведь; овощи или картинки с их изображением; корзина; мешок, матрёшка, сундучок.
Ход занятия:
Игра «Спрячем овощи»
На столе лежат овощи. Воспитатель сообщает детям, что за дверью стоит мишка, который хочет забрать овощи. Педагог предлагает малышам спрятать их (все необходимые предметы воспитатель готовит заранее).
Спрячь огурчик под стульчик. Куда спрятался огурчик?
Спрячь чеснок в мешок.
Спрячь картошку в матрёшку.
Спрячь помидор под стол.
Спрячь морковку на полку.
Спрячь кабачок в сундучок.
Игра «Найдём овощи»
Воспитатель заранее раскладывает овощи в разных местах (на столе, стульчике, ковре, полке, подоконнике). Он сообщает детям, что «прибегал» зайчик и «спрятал» овощи, и корзина теперь пустая. Педагог предлагает малышам найти овощи.
Таня, Таня, поищи,
Где же овощи.
Вова, Вова, поищи,
Где же овощи.
Дети ищут овощи и рассказывают, где они находятся.
Игра повторяется несколько раз, а затем проводится ежедневно – вне речевых занятий, для того чтобы задействовать всех детей.
Тема недели: «Посуда»
Цели:
учить детей навыкам сюжетно-ролевой игры;
развивать навыки фразовой речи;
обогащать активный словарный запас детей;
способствовать усвоению обобщающего понятия ПОСУДА (вилка, ложка, стакан, салфетка, чашка, тарелка, чайник);
учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст.
Наглядный материал:
посуда: (вилка, ложка, стакан, салфетка, чашка, тарелка, чайник);
кукла;
красиво оформленная коробка.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. В центре группы лежит накрытая тканью красиво оформленная коробка, в ней лежит посуда: вилка, ложка, стакан, салфетка, чашка, тарелка, чайник.
Воспитатель обращается к детям:
- Дети, посмотрите, что это у нас?
Воспитатель поднимает ткань и показывает коробку.
- Хотите посмотреть, что там лежит? Давайте поиграем!
Начинается игра «Мы посуду называем». Воспитатель выставляет из коробки посуду на стол и предлагает детям назвать её. Затем он несколько раз проговаривает рифмовку, побуждая детей к повторению.
Мы с посудою играем,
Мы посуду называем:
Вот вилка, вот ложка,
Вот стакан, а в нём салфетка,
Вот чашка, вот тарелка,
Осторожно, они бьются!
Воспитатель ещё раз уточняет, что вилка, ложка, стакан, салфетка, чашка, тарелка, чайник – посуда, что она нужна для еды и приготовления пищи.
- Мы устали и поэтому давайте встанем и пойдем, поиграем.
Начинается речевая подвижная игра «У кого какая посуда?»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют описываемые в нём действия.
Встали, дети, в круг, в круг,
Кулачками стук, стук.
Ножками топ, топ.
Ручками хлоп, хлоп.
Побежали, побежали
И к посуде прибежали.
Воспитатель раздаёт детям посуду и спрашивает, кому какая посуда досталась. Дети отвечают хором и индивидуально.
Игра заканчивается. Дети садятся на стульчики. Раздаётся стук в дверь. Входит кукла Катя.
- здравствуйте дети!
Воспитатель здоровается вместе с детьми с куклой Катей.
- Я пришла к вам в гости. Меня зовут Катя.
Воспитатель усаживает куклу за стол и предлагает напоить её чаем. Начинается игра «Чаепитие для куклы Кати».
Воспитатель вместе с детьми накрывает на стол и произносит двустишье, побуждая детей к договариванию слов.
Будем стол накрывать
Будем чай подавать
Будем Катю мы поить,
Будем Катю мы кормить,
Вот стакан для салфеток,
Вот ваза для конфеток,
Вот чашка и тарелка
Осторожно, они бьются
Вот чайник, в нём чай
Чай скорее наливай.
Дети наливают чай, угощают куклу, кормят её печеньем. Кукла Катя благодарит детей за гостеприимство. Дети провожают куклу, говоря ей «До свидания»
Воспитатель подводит итог – хвалит детей, угощает печеньем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
План НОД по работе с детьми по формированию игровой деятельности детей младшего возраста 2018-2019 уч.год
Таблица 6
Месяц |
Образовательный компонент |
Воспитательный компонент |
Воспитательный компонент |
Сентябрь |
Содержание плана , цели |
Воспитатель |
Взаимодействие с родителями |
"Здраствуй детский сад" Цель:Познакомить детей с группой как с ближайшим окружением детского сада (предметами и уголками находящимися в группе). |
Дидактическая игра: «Путешествие по группе» |
Беседа " Cамочувствие детей". |
|
"ПДД" Цель: Формировать начальные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. (Формировать представление о том, что автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; переходить улицу можно только со взрослым крепко держась за руку.) |
«Безопасность» Беседы:(с иллюстрациями) «Светофор» Цель: формировать представление о том, что светофор регулирует движение автомобилей и пешеходов. «Пешеходы ходят по тротуару» Цель: закреплять правила движения пешеходов по улице. «Кто где ездит и идет» Цель: закреплять знание места движения транспорта и пешеходов. «Дети на тротуаре» |
В уголке родителей и нформация: «Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых» |
|
"Осенняя погода.Явления природы" Цель: Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья). Продолжение таблицы 6 |
Рассматривание иллюстраций«У природы нет плохой погоды» («Осень») ,чтение А. Плещеева «Осень наступила» |
Порекомендовать родителям - собрать природный материал и опавшие листья и изготовить из них поделку |
|
"Деревья" Цель: Сформировать первичные знания детей о деревьях; учить определять дерево или кустарник по описанию. |
Д/И «Найди такой же листик» сравнивать, находить сходство. |
Беседа :«Учите с детьми пальчиковые игры» |
|
Октябрь |
"Овощи" Цель: Обогащать представления детей об овощах. |
Д/и "Волшебный мешочек"(муляжи ),умение правильно назвать и описать предмет |
Выставка "Дары осени" из природного материала |
"Фрукты" Цель: Цель: Обогащать представления детей о фруктах, закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. |
Пальчиковая гимнастика «Фрукты». |
В уголке родителей информация «Витамины с грядки» |
|
"Грибы" Цель:Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания.) |
Д/Игра «Грибная полянка», Собрать грибы в корзинку по размеру большие и маленькие |
Папка-передвижка «Прочитай мне, мама, сказку». |
|
"Ягоды" Цель: Обогащать представления детей о ягодах. |
Собирать пазлы из 2- 3-х частей"Ягоды" |
Консультация на стенд "Сенсорное развитие" |
|
"Домашние птицы" Цель: Обогащать представления детей о домашних птицах. |
Дидактическая игра: «Где чей домик-скворечник?», «Выложи птичку» (блоки Дьенеша, «Найди такую же». |
Беседа, памятки "Игры с детьми в выходные дни" |
|
Ноябрь |
"Лесные птицы" Цель: Обогащать представления детей о лесных птицах. |
Д.И.«Парные картинки -Найди такую же птичку».Цель: закреплять знания о птицах, их внешнем виде, развивать внимание, мышление, память. |
Индивидуальные беседы с родителями о том, как прошел день |
"Домашние животные" Цель: Расширять представления о домашних животных, учить называть животных, изображённых на картинках, воспитывать бережное отношение к животным. Продолжение таблицы 6 |
Дидактическое упражнение «Найди тень». Назовите, какие домашние животные перед вами? Подберите тень каждому. |
Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по текущим проблемам. |
|
"Дикние животные" Цель: Расширять представления о диких животных, их внешнем виде. |
Чтение худ. литературы: Cутеева"Три разных котенка" |
Предложить рассмотреть иллюстрации с изображением диких животных дома. |
|
"Професси" Цель: Расширить кругозор и представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. |
Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей. Настольная развивающая игра “Профессии” |
Предложить дома поговорить с ребенком о профессиях родителей в семье |
|
Декабрь |
"Зимняя погода. Явления природы" Цель: Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомство с зимними видами спорта (коньки, лыжи, санки). |
Рассматривание снежинки на нити.Упражнение на развитие речевого дыхания: «подуй на снежинку». Д/игра «У кого какая шубка» |
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
"Новый год , елка" Цель: формировать представление детей о празднике Новый год, выделить некоторые характерные особенности праздника ( отношение и настроение, правила поведения). Вызвать у детей радостные эмоции в ожидании праздника. |
Д/и «Лепим снеговика» Настольные игры: «С какой ветки шишка?». Учить узнавать елку. |
Консультация: «Безопасность зимой». Беседа, памятка"Режим дня в выходные дни" |
|
Январь |
"Дом и его части.Город.Деревня." Цель: Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Продолжение таблицы 6 |
По ФЭМП«Где я?» - развивать умение определять положение предметов в пространстве относительно себя. По развитию мелкой моторики«Умные шнуровки». |
Ориентировать родителей на совместное с детьми рассматривание зданий нашего города (почта, вокзал, дома культуры, и т п), памятников. |
"Мебель" Цель: Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели. Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель. |
Настольно-печатная игра: лото «Мебель». |
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей |
|
"Посуда. Продукты питания" Цель: Расширение представлений детей о предметах ближайшего окружения, их назначении, продолжать показывать разные способы обследования предметов быта, активно включать движения рук по предмету и его частям. |
«Пазлы», «Найди пару», «Узнай чего не стало». |
Ориентировать родителей на "Учим ребенка правильно держать ложку " |
|
Февраль |
"Одежда" Цель: Познакомить детей с многообразием одежды; продолжать формировать навыки одевания и раздевания. |
Рассматривание тематического альбома: «Одежда». Д/И "Одень куклу" |
Ориентировать родителей на "Учим ребенка самостоятельно одеваться, раздеваться " |
"Обувь.Головные уборы" Цель: Расширение представлений об обуви и головных уборах |
Рассматривание тематического альбома: «Обувь. Головные уборы». Д/и: «Назови предмет» |
Ориентировать родителей на "Учим ребенка самостоятельно одеваться, раздеваться " |
|
"Наша армия" Цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за своих пап. |
Раскрашивание раскрасок карандашами.(Танк) Пазл -сложи самолет |
В беседе с родителями подчеркнуть ценность каждого ребёнка для общества . |
|
"Я и моя семья" Цель: Формирование образа Я. Побуждение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи. Продолжение таблицы 6 |
Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин по теме семья |
Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья. |
|
Март |
"Человек, части тела. Эмоции" Цель: Расширение и обогащение знаний детей о человеке. |
Д/И «На приёме у врача. Д/И «Где мой пальчик, как тебя зовут. Шарик(про части тела)» по Железновой. |
В уголке родителей информация "Советы по укреплению здоровью" |
"Туалетные принадлежности.Гигиена" Цель: Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. |
С/р и «Кукла Катя простудилась»Цель: развитие КГН. |
Консульта-ция для родителей «Культурно-гигиенические навыки детей» |
|
"Русская народная игрушка" Цель: Познакомить детей с народной игрушкой. |
Настольно-печатные игры: «Подбери матрешке бусы», «Цветовое домино». |
Индивидуальные беседы с родителями «Одежда детей в группе и на улице» |
|
"Игрушка" Цель: Закрепление названий игрушек, уточнение их свойств, качеств. |
Д/и «Собери пирамидку» |
Наглядная информация-рекомендации по теме”ИГРУШКИ”,"Совместные игры детей и родителей." |
|
Апрель |
"Весенняя погода. Явления природы" Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках ранней весны. |
Д/И «Найди одежду для весны». Цель: развивать умение из предложенных картинок находить нужные по предложенному заданию (одежда для весны) |
Оформление уголка для родителей на тему «Пришла весна» |
"Космос" Цель: Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле) |
Д/и «Разложи звезды на небе» развитие пространственных отношений |
Рекомендовать родителям рассматривать фотографий, иллюстрации о космосе с детьми. |
|
"Животные и птицы Юга" Продолжение таблицы 6 Цель: Формировать первичные знания детей о птицах и животных Юга. |
Пальчиковая раскраска"Пятнышки для жирафа" |
Предложить родителям познакомиться с интересными фактами живой природы Юга. |
|
"Животные и птицы Севера" Цель: Формировать первичные знания детей о птицах и животных Севера. |
Д/И «Узнай животное». |
Предложить родителям побеседовать с детьми о животных Севера (о том, что эти животные приспособлены жить только на севере, а в другом климате они не выживут). |
|
"Насекомые" Цель: Расширять представление детей о насекомых. |
Д/игра «Бабочки и цветы» учить детей подбирать бабочек по цвету. |
Памятка "Учить цвета легко и просто" |
|
Май |
"День победы" Цель: Воспитание уважения к защитникам Отечества. |
Д/и «Найди такой же флажок по - цвету» |
Предложить родителям рассмотреть иллюстрации по военной тематике с детьми. |
"Транспорт" Цель: Формировать элементарные представления о транспорте и его основных частях, о безопасном поведении в общественном транспорте. |
Мастерская – рисования «Запасные колеса» Закрепить умения рисовать предметы круглой формы. |
Папка- передвижка «Безопасность детей- забота взрослых» |
|
"Цветы" Цель Формировать элементарные представления о цветах |
Лепка «Цветок». |
Информация"Как вокруг все интересно" |
|
"Рыбы.Обитатели морей и окианов" Цель: Расширение представлений детей о рыбах и обитателях морей и океанов, воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям. |
Д/И "Рыбки в аквариуме" |
Информация "О летнем отдыхе детей. Солнце хорошо, но в меру". |