Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 4
Игры с предметами
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.
Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. [5]
1.2 Роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе детей младшего дошкольного возраста
Л. Выготский понимал игру как благо приятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные . Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения.
По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности, а Т. Маслова считает игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки.
Выдающийся психолог Д. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру сюжетно-ролевой игры, он выделил единицу игры — роль, которую берёт на себя играющий.
Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.
Игру можно рассматривать как:
* особое отношение личности к окружающему миру;
* особую деятельность играющего, которая изменяется и разворачивается как его субъективная деятельность;
* социально заданный и усвоенный играющим вид деятельности (или отношение к миру);
* деятельность, благодаря которой происходит развитие психики;
* социально-педагогическую форму организации обучения.
Игра принадлежит к признанным методам обучения и воспитания.
Её ценность заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функции тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Разработку теории и практики дидактической игры начал Я.А. Коменский.
Дидактические игры можно классифицировать по учебному содержанию следующим образом:
* общеобразовательные (ролевые, ситуативно-ролевые, имитационные, социодрамы);
* профессиональные (деловые).
Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:
* познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;
* присутствуют игровые правила и игровые действия;
* определены дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра содержит:
цель, средства, процесс, результат игры.
Поэтому дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.
А. Запорожец подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Существенной чертой дидактической игры является двухплановый характер деятельности .С одной стороны, играющие поставлены в условную ситуацию, а с другой — остаются в традиционном учебном процессе и применяют реальные общеобразовательные умения. Под влиянием игровой ситуации происходит комбинирование знаний, где реальность объединяется с выдумкой, фантазией. Объединение учебной информации с эмоциональной окраской восприятия стимулирует умственную и творческую деятельность и создаёт условия для творческого развития личности. [6]
К. Баханов очерчивает цели игр следующим образом:
* образовательная — расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков, формирование определённых умений и навыков;
* воспитательная — воспитание самостоятельности, воли, формирование определённых подходов, позиций, моральных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, товарищества;
* развивающая — развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, а также мотивации учебной деятельности.
Необходимо обратить особое внимание на значение дидактической игры, которая:
* даёт свободу, ведь по приказу играть нельзя только добровольно;
* даёт передышку в повседневности с её утилитаризмом, монотонностью, твёрдой детерминацией образа жизни. Игра — это неординарность;
* даёт возможность выхода в другое состояние души (подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяких условностей). Игра снимает то напряжение, в котором пребывает ребёнок в реальной жизни, заменяя его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил;
* приучает к порядку, поскольку система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и находиться в игре;
* создаёт гармонию, формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной, хотя в ней и присутствует элемент неопределённости, противоречия;
* захватывает, в игре отсутствует частичная выгода;
* даёт возможность сплотить и даже создать коллектив. Привлекательность игры настолько велика, игровой контакт людей друг с другом настолько полон и глубок, что игровые содружества способны сохраняться и после окончания игры;
* имеет элемент неопределённости, которая возбуждает и активизирует ум;
* даёт понятие о чести, противостоит корыстным и узкогрупповым интересам, даёт понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив может достичь успеха и совершенства в игре;
* компенсирует, нейтрализует недостатки действительности;
* даёт возможность проявить или усовершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики;
* развивает воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, ситуаций, правил игры;
* развивает устойчивый интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создаётся методом литературного моделирования; чтобы создать свой мир, необходимо предварительно прочитать о других;
* содействует развитию остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комических ситуаций, шуток;
* развивает психологическую пластичность. Игра далеко не только соревнование, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести игру до конца;
* дарит радость общения с единомышленниками;
* формирует умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в «своём», выдуманном, мире; развивает психологическую стойкость; снижает уровень тревожности;
* вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели.
Использование игры в воспитательном процессе всегда сопряжено с противоречием: обучение — процесс целенаправленный, а игра по своей природе имеет неопределённый результат (интригу).
Поэтому задача педагога, применяя игру в обучении, подчинить её определённой дидактической цели.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка. [7]
1.3 Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра, выступает, прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.
В нашей работе с дошкольниками большое место занимают дидактические игры. Мы используем их как на занятиях, в режимных моментах, так в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. [8]
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организационного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций с самими детьми.
Через дидактические игры педагог успешно осуществляет не только задачи умственного воспитания детей, но и формирование таких качеств, как умение доводить начатое дело до конца, подчинять свои действия достижению поставленной цели. Воспитатель использует дидактические игры для того, чтобы закрепить, активизировать и привести в систему знания детей.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др.), а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).
Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы («Катится - не катится», «Узнай Колобка» и др.).
В младшей группе воспитатель должен помнить о том, что его речь должна быть эмоциональной, чёткой, и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Малыш чётко реагирует на выражение глаз воспитателя. [9]
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.