Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показала средний уровень развития процессуальной игры.

4. Дима 1год 11 месяцев

В индивидуальной игре Дима игровые действия совершал без особого интереса и её длительность была кратковременной. Совместная с взрослым игра проходила в оживлённом эмоциональном состоянии, играл с удовольствием, не отвлекался. Предпочтение отдавал реалистическим игрушкам: кормил куклу ложкой, расчёсывал расчёской, но иногда использовал замещения – мешал суп в кастрюльке палочкой. С интересом наблюдал за игрой взрослого и после показа подражал его действиям.

Показал средний уровень развития игры.

Показал средний уровень развития игры.

5. Даша 1год 6 месяцев

Показала низкую потребность в индивидуальной игре. В совместной игре первые игровые действия совершала по инициативе взрослого. Большую часть времени Даша была занята предметными манипуляциями. Игра занимала не более 5 минут. На протяжении всей игры совершала повторяющиеся игровые действия: кормила куклу конфетами и поила её чаем. По ходу игры обращалась к кукле и взрослому с высказываниями: попьём чаёк и пойдём домой, кушай конфетку. Предпочтение отдавала реалистическим игрушкам, замещениям взрослого не подражала. За игрой взрослого наблюдала с интересом, но без удовольствия присоединялась к ней.

Показала низкий уровень развития игры.

В ходе повторной диагностики было выявлено на конец года:

1. Даша 2года 8месяцев

Даша стала играть по собственной инициативе, но иногда по ходу игры ждала инициативы взрослого. Большую часть времени ребёнок занят процессуальной игрой. Девочка играет с удовольствием, не отвлекается. По ходу игры обращается к кукле и взрослому с развёрнутыми высказываниями. Предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует предметы заместители: режет «булочку» -кубик «ножом» -палочкой. С интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подражает его действиям.

Показала средний уровень развития игры.

2. Артём 2года 8месяцев

У Артёма первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого. Самостоятельная игра кратковременная. Эмоциональное состояния в ходе игры оживлённое, ребёнок играет с удовольствием. В ходе совместной игры с взрослым ребёнок опробует 2-3 вида игровых действий: причёсывает куклу, раздевает её, укладывает спать. Вырос уровень речевой активности. Пытался включить в игру предметы-заместители: мешать кашу палочкой, кушать «конфеты» -шарики. В совместной с взрослым игре совершает подражательные действия.


Показал средний уровень развития игры.

3. Вита 2года 8 месяцев

У Виты высокая потребность в игре. Она сама разворачивает игру, выбирает сюжет. Большую часть времени занята игрой. Репертуар игровых действий разнообразен. Ребёнок сам придумывает новые варианты использования предметов. Игра сопровождается развёрнутыми высказываниями. Вита постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета. С интересом наблюдает за игрой взрослого. В самостоятельной игре повторяет то, что делал ранее вместе с взрослым.

Показала высокий уровень развития игры.

4. Дима 2года 6 месяцев

У Димы хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, он может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции. Чтобы поддерживать интерес к игре ребёнку необходима стимуляция взрослого. Использует в игре разные варианты действий, включая в неё предметы-заместители, но предпочтение отдаёт игре с реалистическими игрушками. С интересом наблюдает за игрой взрослого и подражает его действиям.

Показал высокий уровень развития игры.

5. Даша 2года

Даша начала игру по собственной инициативе. Процессуальная игра перемежается манипуляцией с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. В ходе игры ребёнок ведёт себя оживлённо, играет с удовольствием, не отвлекается, её действия энергичны. Состав игровых действий однообразный, но уровень речевой активности значительно вырос. В совместной с взрослым игре легко заменяет значения одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения, но отказывается повторять игровые действия по просьбе взрослого.

Показала средний уровень развития процессуальной игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты диагностики игровой деятельности у детей младшего возраста на начало года

Таблица 5

Дети

Задания

Баллы

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

1

1

1

1

1

2

2

2

10

Н.У

2

1

0

1

1

2

0

2

7

Н.У

3

1

1

2

1

2

1

2

10

Н.У

4

2

1

2

2

2

1

2

12

С.У

5

1

2

2

2

1

2

2

12

С.У

6

2

2

2

2

1

2

1

12

С.У

7

1

0

1

1

2

0

2

7

Н.У

8

1

1

1

1

1

1

2

8

Н.У

9

1

2

1

1

2

1

2

9

Н.У

10

1

1

2

1

2

2

2

11

Н.У

11

1

1

2

1

1

1

2

9

С.У

12

2

1

2

2

2

1

2

12

С.У


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспекты занятий

Тема: «Домашние животные».

Занятие 1

Цели: Обогащать активный словарный запас по теме. Учить строить предложения с предлогом С. Закрепить множественное число слов, обозначающих названия детёнышей.

Наглядный материал: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Ход занятия

Игра «На картинки мы глядим»

Воспитатель выставляет перед детьми картинка и предлагает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детёныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2-3 раза.

Мы на стульчиках сидим,

На картинки мы глядим,

Вот кошка с котятами,

Вот корова с телятами,

Вот коза с козлятами,

Вот свинья с поросятами,

Вот лошадь с жеребятами,

Игра «Кто где?»

Воспитатель использует картинки из предыдущего упражнения. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детёныш: «Где кошка? А где котята? (Дети показывают.) Кошка взрослая, а котята – детёныши. (Дети повторяют предложение.) Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята – детёныши...»

Занятие 2

Цели: развивать навыки фразовой речи. Учить строить предложения с предлогом С. Обогащать словарь детей антонимами. Побуждать детей к активному высказыванию. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Ход занятия:

Игра «Кто с кем живёт?»

Воспитатель показывает детям картинку (например, с изображением кошки), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живёт кошка?» Дети должны ответить: «Кошка живёт с котятами». И так далее.

Игра «Большой – маленький»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки комментирует. «Кошка большая, а котёнок маленький. Корова большая, а телёнок маленький. Коза большая, а козлёнок маленький….» Малыши повторяют предложения.

Игра «Чей детёныш?»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки с изображением детёнышей домашних животных и говорит, например: «Котёнок – детёныш кошки. Чей это детёныш?». Дети отвечают хором.

Телёнок – коровкин детёныш. Чей это детёныш?

Жеребёнок – лошадкин детёныш. Чей это детёныш?

Щенок – собачкин детёныш. Чей это детёныш? И так далее.


Занятие 3

Цели: развивать навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог В; вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с движениями. Развивать фонематическое восприятие.

Наглядный материал: игрушка: котёнок; шапка, ящик, сумка, коробка, машина, корзина.

Ход занятия:

Игра «Играем с котёнком»

Педагог показывает детям котёнка и говорит, что он очень любознательный, поэтому всегда куда-нибудь залезает. Воспитатель сажает котёнка в корзину и спрашивает у малышей: «Куда залез котёнок?». Они отвечают: «Котёнок залез в корзину».

Воспитатель сажает котёнка в машину (шапку, ящик, корзину, коробку) и задаёт тот же вопрос.

Речевая подвижная игра «Мы котята»

Воспитатель предлагает детям изобразить котят. Он произносит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения. Затем игра повторяется ещё раз. И дети по мере возможности повторяют текст вместе с воспитателем.

Мы котята, мы идём, мы идём, мы идём.

И на ножки мы встаём, мы встаём, мы встаём.

Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.

Лапками мы топаем, топаем, топаем.

Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.

Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

Игра проводится в течение нескольких дней.

Тема: «Посуда»

Занятие 1

Цели: развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия ПОСУДА. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога.

Наглядный материал: посуда: вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце; таз.

Ход занятия:

Игра «Мы посуду называем»

Воспитатель выставляет на столе посуду и предлагает детям назвать её. Затем несколько раз проговаривает рифмовку, побуждая детей к повторению.

Мы с посудою играем,

Мы посуду называем:

Вот вилка, вот ложка,

Вот нож, вот поварёшка,

Вот крышка, вот тарелка,

Вот стакан, а в нём салфетка;

Вот чашка, вот блюдце….

Осторожно, они бьются.

Педагог ещё раз уточняет, что вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце – это посуда, что она нужна для приготовления пищи.

Игра «Соберём посуду»

Воспитатель объясняет детям, что после еды нужно убирать со стола. Он предлагает малышам в тазик собрать со стола посуду. Педагог по очереди вызывает детей и произносит инструкцию, например:


Маша, вилку возьми

И в тазик положи.

Ребёнок выполняет действия, а остальные дети комментируют:

Маша вилку берёт

И в тазик кладёт.

Ваня ложку берёт

И в тазик кладёт.

Таня ножик берёт

И в тазик кладёт.

Занятие 2

Цели: развивать навыки фразовой речи. Закреплять словарь по теме. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий ОДИН, ДВА, МНОГО, НИ ОДНОГО. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст; координировать речь с движениями.

Наглядный материал: ложки, чашка, вилка, стакан, крышка, блюдце.

Ход занятия:

Игра «Сколько ложек?»

Воспитатель раздаёт детям ложки (кому одну, кому две, кому много, а кому – ни одной) и предлагает сосчитать их.

У Маши – одна ложка.

У Коли – две ложки.

У Вовы – много ложек.

А у Миши – ни одной ложки.

У Лены – одна ложка.

У Кости – две ложки.

У Светы – много ложек.

А у Даши – ни одной ложки. И так далее.

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

Воспитатель расставляет на столе посуду и произносит четверостишие. Одновременно он выполняет описываемые в нём действия. Затем каждый ребёнок повторяет упражнение, но с другими предметами.

Я иду, иду, иду,

Я к чашке подойду,

Я чашку возьму

И вверх подниму.

Занятие 3

Цели: учить детей играть в сюжетные игры. Закреплять словарь по теме. Побуждать к повторению речевого материала. Развивать фонематическое восприятие. Развивать внимание.

Наглядный материал: куклы, посуда.

Ход занятия:

Игра «Чаепитие для кукол»

Воспитатель ведёт детей в игровой уголок и предлагает устроить чаепитие для кукол. Малыши накрывают на стол, а педагог произносит двустишия, побуждая детей к договариванию слов. Игра поводится несколько раз.

Будем стол накрывать,

Будем чай пода…(вать).

Будем кукол мы поить,

Будем кукол мы кор…(мить).

Вот стакан для салфеток,

Вот ваза для конфе…(ток).

Вот чашка и блюдце,

Осторожно, они бью…(тся).

Вот чайник, в нём чай,

Чай скорее нали…(вай).

Тема недели: «Игрушки»

Занятие 1

Цели: развивать навыки фразовой речи. Способствовать закреплению существительного с обобщающим значением ИГРУШКИ. Обогащать активный словарный запас детей. Учить запоминать короткий рифмованный текст, опираясь на игрушки или картинки; отвечать на вопросы; координировать речь с движениями.