Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 4
Показала средний уровень развития процессуальной игры.
4. Дима 1год 11 месяцев
В индивидуальной игре Дима игровые действия совершал без особого интереса и её длительность была кратковременной. Совместная с взрослым игра проходила в оживлённом эмоциональном состоянии, играл с удовольствием, не отвлекался. Предпочтение отдавал реалистическим игрушкам: кормил куклу ложкой, расчёсывал расчёской, но иногда использовал замещения – мешал суп в кастрюльке палочкой. С интересом наблюдал за игрой взрослого и после показа подражал его действиям.
Показал средний уровень развития игры.
Показал средний уровень развития игры.
5. Даша 1год 6 месяцев
Показала низкую потребность в индивидуальной игре. В совместной игре первые игровые действия совершала по инициативе взрослого. Большую часть времени Даша была занята предметными манипуляциями. Игра занимала не более 5 минут. На протяжении всей игры совершала повторяющиеся игровые действия: кормила куклу конфетами и поила её чаем. По ходу игры обращалась к кукле и взрослому с высказываниями: попьём чаёк и пойдём домой, кушай конфетку. Предпочтение отдавала реалистическим игрушкам, замещениям взрослого не подражала. За игрой взрослого наблюдала с интересом, но без удовольствия присоединялась к ней.
Показала низкий уровень развития игры.
В ходе повторной диагностики было выявлено на конец года:
1. Даша 2года 8месяцев
Даша стала играть по собственной инициативе, но иногда по ходу игры ждала инициативы взрослого. Большую часть времени ребёнок занят процессуальной игрой. Девочка играет с удовольствием, не отвлекается. По ходу игры обращается к кукле и взрослому с развёрнутыми высказываниями. Предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует предметы заместители: режет «булочку» -кубик «ножом» -палочкой. С интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подражает его действиям.
Показала средний уровень развития игры.
2. Артём 2года 8месяцев
У Артёма первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого. Самостоятельная игра кратковременная. Эмоциональное состояния в ходе игры оживлённое, ребёнок играет с удовольствием. В ходе совместной игры с взрослым ребёнок опробует 2-3 вида игровых действий: причёсывает куклу, раздевает её, укладывает спать. Вырос уровень речевой активности. Пытался включить в игру предметы-заместители: мешать кашу палочкой, кушать «конфеты» -шарики. В совместной с взрослым игре совершает подражательные действия.
Показал средний уровень развития игры.
3. Вита 2года 8 месяцев
У Виты высокая потребность в игре. Она сама разворачивает игру, выбирает сюжет. Большую часть времени занята игрой. Репертуар игровых действий разнообразен. Ребёнок сам придумывает новые варианты использования предметов. Игра сопровождается развёрнутыми высказываниями. Вита постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета. С интересом наблюдает за игрой взрослого. В самостоятельной игре повторяет то, что делал ранее вместе с взрослым.
Показала высокий уровень развития игры.
4. Дима 2года 6 месяцев
У Димы хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, он может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции. Чтобы поддерживать интерес к игре ребёнку необходима стимуляция взрослого. Использует в игре разные варианты действий, включая в неё предметы-заместители, но предпочтение отдаёт игре с реалистическими игрушками. С интересом наблюдает за игрой взрослого и подражает его действиям.
Показал высокий уровень развития игры.
5. Даша 2года
Даша начала игру по собственной инициативе. Процессуальная игра перемежается манипуляцией с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. В ходе игры ребёнок ведёт себя оживлённо, играет с удовольствием, не отвлекается, её действия энергичны. Состав игровых действий однообразный, но уровень речевой активности значительно вырос. В совместной с взрослым игре легко заменяет значения одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения, но отказывается повторять игровые действия по просьбе взрослого.
Показала средний уровень развития процессуальной игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты диагностики игровой деятельности у детей младшего возраста на начало года
Таблица 5
Дети |
Задания |
Баллы |
Уровень |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Н.У |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
7 |
Н.У |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
10 |
Н.У |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
12 |
С.У |
5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
12 |
С.У |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
12 |
С.У |
7 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
7 |
Н.У |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Н.У |
9 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Н.У |
10 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Н.У |
11 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
С.У |
12 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
12 |
С.У |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспекты занятий
Тема: «Домашние животные».
Занятие 1
Цели: Обогащать активный словарный запас по теме. Учить строить предложения с предлогом С. Закрепить множественное число слов, обозначающих названия детёнышей.
Наглядный материал: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.
Ход занятия
Игра «На картинки мы глядим»
Воспитатель выставляет перед детьми картинка и предлагает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детёныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2-3 раза.
Мы на стульчиках сидим,
На картинки мы глядим,
Вот кошка с котятами,
Вот корова с телятами,
Вот коза с козлятами,
Вот свинья с поросятами,
Вот лошадь с жеребятами,
Игра «Кто где?»
Воспитатель использует картинки из предыдущего упражнения. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детёныш: «Где кошка? А где котята? (Дети показывают.) Кошка взрослая, а котята – детёныши. (Дети повторяют предложение.) Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята – детёныши...»
Занятие 2
Цели: развивать навыки фразовой речи. Учить строить предложения с предлогом С. Обогащать словарь детей антонимами. Побуждать детей к активному высказыванию. Способствовать сенсорному воспитанию.
Наглядный материал: картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.
Ход занятия:
Игра «Кто с кем живёт?»
Воспитатель показывает детям картинку (например, с изображением кошки), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живёт кошка?» Дети должны ответить: «Кошка живёт с котятами». И так далее.
Игра «Большой – маленький»
Воспитатель по очереди показывает детям картинки комментирует. «Кошка большая, а котёнок маленький. Корова большая, а телёнок маленький. Коза большая, а козлёнок маленький….» Малыши повторяют предложения.
Игра «Чей детёныш?»
Воспитатель по очереди показывает детям картинки с изображением детёнышей домашних животных и говорит, например: «Котёнок – детёныш кошки. Чей это детёныш?». Дети отвечают хором.
Телёнок – коровкин детёныш. Чей это детёныш?
Жеребёнок – лошадкин детёныш. Чей это детёныш?
Щенок – собачкин детёныш. Чей это детёныш? И так далее.
Занятие 3
Цели: развивать навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог В; вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с движениями. Развивать фонематическое восприятие.
Наглядный материал: игрушка: котёнок; шапка, ящик, сумка, коробка, машина, корзина.
Ход занятия:
Игра «Играем с котёнком»
Педагог показывает детям котёнка и говорит, что он очень любознательный, поэтому всегда куда-нибудь залезает. Воспитатель сажает котёнка в корзину и спрашивает у малышей: «Куда залез котёнок?». Они отвечают: «Котёнок залез в корзину».
Воспитатель сажает котёнка в машину (шапку, ящик, корзину, коробку) и задаёт тот же вопрос.
Речевая подвижная игра «Мы котята»
Воспитатель предлагает детям изобразить котят. Он произносит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения. Затем игра повторяется ещё раз. И дети по мере возможности повторяют текст вместе с воспитателем.
Мы котята, мы идём, мы идём, мы идём.
И на ножки мы встаём, мы встаём, мы встаём.
Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.
Лапками мы топаем, топаем, топаем.
Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.
Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.
Игра проводится в течение нескольких дней.
Тема: «Посуда»
Занятие 1
Цели: развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия ПОСУДА. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога.
Наглядный материал: посуда: вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце; таз.
Ход занятия:
Игра «Мы посуду называем»
Воспитатель выставляет на столе посуду и предлагает детям назвать её. Затем несколько раз проговаривает рифмовку, побуждая детей к повторению.
Мы с посудою играем,
Мы посуду называем:
Вот вилка, вот ложка,
Вот нож, вот поварёшка,
Вот крышка, вот тарелка,
Вот стакан, а в нём салфетка;
Вот чашка, вот блюдце….
Осторожно, они бьются.
Педагог ещё раз уточняет, что вилка, ложка, нож, половник, крышка, тарелка, стакан, чашка, блюдце – это посуда, что она нужна для приготовления пищи.
Игра «Соберём посуду»
Воспитатель объясняет детям, что после еды нужно убирать со стола. Он предлагает малышам в тазик собрать со стола посуду. Педагог по очереди вызывает детей и произносит инструкцию, например:
Маша, вилку возьми
И в тазик положи.
Ребёнок выполняет действия, а остальные дети комментируют:
Маша вилку берёт
И в тазик кладёт.
Ваня ложку берёт
И в тазик кладёт.
Таня ножик берёт
И в тазик кладёт.
Занятие 2
Цели: развивать навыки фразовой речи. Закреплять словарь по теме. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий ОДИН, ДВА, МНОГО, НИ ОДНОГО. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст; координировать речь с движениями.
Наглядный материал: ложки, чашка, вилка, стакан, крышка, блюдце.
Ход занятия:
Игра «Сколько ложек?»
Воспитатель раздаёт детям ложки (кому одну, кому две, кому много, а кому – ни одной) и предлагает сосчитать их.
У Маши – одна ложка.
У Коли – две ложки.
У Вовы – много ложек.
А у Миши – ни одной ложки.
У Лены – одна ложка.
У Кости – две ложки.
У Светы – много ложек.
А у Даши – ни одной ложки. И так далее.
Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»
Воспитатель расставляет на столе посуду и произносит четверостишие. Одновременно он выполняет описываемые в нём действия. Затем каждый ребёнок повторяет упражнение, но с другими предметами.
Я иду, иду, иду,
Я к чашке подойду,
Я чашку возьму
И вверх подниму.
Занятие 3
Цели: учить детей играть в сюжетные игры. Закреплять словарь по теме. Побуждать к повторению речевого материала. Развивать фонематическое восприятие. Развивать внимание.
Наглядный материал: куклы, посуда.
Ход занятия:
Игра «Чаепитие для кукол»
Воспитатель ведёт детей в игровой уголок и предлагает устроить чаепитие для кукол. Малыши накрывают на стол, а педагог произносит двустишия, побуждая детей к договариванию слов. Игра поводится несколько раз.
Будем стол накрывать,
Будем чай пода…(вать).
Будем кукол мы поить,
Будем кукол мы кор…(мить).
Вот стакан для салфеток,
Вот ваза для конфе…(ток).
Вот чашка и блюдце,
Осторожно, они бью…(тся).
Вот чайник, в нём чай,
Чай скорее нали…(вай).
Тема недели: «Игрушки»
Занятие 1
Цели: развивать навыки фразовой речи. Способствовать закреплению существительного с обобщающим значением ИГРУШКИ. Обогащать активный словарный запас детей. Учить запоминать короткий рифмованный текст, опираясь на игрушки или картинки; отвечать на вопросы; координировать речь с движениями.