Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Дети младшего дошкольного возраста ещё не способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.

Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать – отрицательное.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для обучения дошкольников.

В процессе работы у детей формируются следующие целевые ориентиры: стремление к самостоятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедились в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Обучение должно быть радостным.

1.4 Особенности использования дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста

При использовании дидактических игр в обучении воспитатели руководствуются основными принципами, приемами и методами педагогики.

Бондаренко А.К. указывает, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.


В подготовку к проведению входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть.

- определение количества играющих детей;

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

- подготовка к игре самого воспитателя;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

- объяснение хода и правил игры;

- показ игровых действий;

- определение роли воспитателя в игре;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. [10]

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и правильно организовать индивидуальную работу с ними.

При проведении дидактических игр с младшими дошкольниками воспитатель основывается на общих дидактических принципах. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом, прежде всего, ставятся задачи моторного характера. Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5—8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ. Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, и т.п.). Развитию движений ; мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.


Для дидактической игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели. Нужно иметь предметы для ряженья (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол. Возникновению сюжетной дидактической игры, установлению взаимосвязи и взаимно - последовательности действий помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка. Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными.

При работе с детьми младшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.

Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. При проведении занятий с детьми младшего возраста воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

Вместе с тем необходимо избегать излишней развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.

Согласно «Программы воспитания в детском саду» дидактические игры проводятся ежедневно утром и вечером. В первой младшей группе детского сада проводится 10 занятий в неделю. Длительность их также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10—15 мин; требующие же сосредоточенного внимания — от 5 до 8 мин. Наряду с дидактическими играми планируются наблюдения на прогулке за окружающим. Большая часть дидактических игр проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Таким же методом организуются и занятия, на которых используется новый материал. На третьем году жизни возможно проведение дидактических игр и некоторых видов занятий со своей группой, так как малыши уже освоили правила поведения, начали согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы - инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями. [11]


Выводы по 1 главе

В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что игры детей являются необходимым условием воспитания. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. В ходе работы были раскрыты и изучены: сущность и задачи игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста, виды игр детей и их значение, значение развивающей игровой среды, созданной в дошкольном учреждении для развития и воспитания детей.

Таким образом, можно сказать, что дидактические игры широко используются в обучении детей младшего дошкольного возраста и проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах нашей работы приобретает большое теоретическое, а в дальнейшем и практическое значение.

ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Диагностика и изучение сформированности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Практическая часть нашей работы состояла из 3 этапов

1 этап. Организация практической работы и первичный уровень диагностики детей по сформированности игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

2 этап. Работа по формированию игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

3 этап. Результаты проделанной работы


На первом этапе нашей работы была проведена диагностика.

Для определения уровня игровой деятельности мы использовали методику:

- методики Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. « Индивидуальная игра» и «Совместная игра»; (см. Приложение 1)

Данная диагностика по сформированости игровой деятельности младших дошкольников была проведена нами на первом этапе в МДОУ №179 в количестве 12 детей 1 младшей группы № 7.

Диагностика проводилась в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностиче­ские задания давались на одном и том же материале. С каждым из детей была проведена диагностическая проба ( Наблюдение за детьми в игре «Уход за куклой»):

Диагностические ситуации

Ситуация 1. «Индивидуальная игра»

Цель: определение уровня самостоятельной игры ребенка.

Ситуация 2. «Совместная игра»

Цели: определение уровня совместной игры ребенка со взрослым выявление зоны ближайшего развития игры.

Мы рассматривали потребность детей в игре, характер игровых действий, воображение и принятие игровой инициативы на себя. (см. Приложение 2)

Критерии оценивания

Таблица 1

Пара­метры

Показатели параметров

Критерии оценки показателей игры

Баллы

Потреб­ность в игре

Инициатив­ность

Отсутствует: ребенок не играет по собст­венной инициативе даже после показа взрослого.

0

Слабая: первые игровые действия совер­шаются по инициативе взрослого, собст­венные инициативные действия еди­ничны.

1

Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого.

2

Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игро­вые атрибуты.

3

Длитель­ность игры

Отсутствие игры: в течение обеих диаг­ностических проб ребенок не играет, за­нимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т.д.).

0

Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными ма­нипуляциями, игра занимает менее 5 ми­нут.

1

Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с пред­метами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны.

2

Длительная игра: большую часть вре­мени ребенок занят процессуальной иг­рой.

Продолжение таблицы 1

3

Эмоцио­нальное со­стояние в ходе игры

Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невы­разительна, игровые действия небрежны или ленивы.

0

Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный.

1

Оживленное: ребенок играет с удоволь­ствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его дейст­вия энергичны.

2

Характер игровых действий

Вообра­жение

Вариатив­ность дейст­вий

Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу).

0

Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки).

1

Средняя: ребенок опробует 2—3 вари­анта одного и того же действия (напри­мер, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в ка­стрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее).

2

Высокая: ребенок постоянно разнообра­зит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя поря­док.

3

Речевая ак­тивность

Отсутствует: ребенок играет молча.

0

Слабая: ребенок произносит несколько отдельных слов, обращенных к кукле или взрослому (например: «на», «пить», «ляля», «чашка»).

1

Средняя: ребенок по ходу игры обраща­ется к кукле и взрослому с более развер­нутыми, 2—3-словными высказываниями (например: «надо кушать», «пей чаек», «пора спать») или комментариями («буду варить», «она хочет гулять»).

Продолжение таблицы 1

2

Высокая: ребенок постоянно и развер­нуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последова­тельность, комментирует.

3

Использова­ние предме­тов-замести­телей

Отсутствует: ребенок играет только реа­листическими игрушками (например, кормит куклу ложкой, чистит зубы зуб­ной щеткой); замещениям взрослого не подражает.

0

Редкое: ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и ти­пичных для данного возраста замещения (например, кормит куклу палочкой).

1

Частое: ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-замести­тели, легко меняет значение одного и того же предмета, придумывает ориги­нальные замещения.

2

Принятие инициа­тивы взрослого (фикси­руется только во 2-й пробе)

Отсутствие: ребенок не проявляет инте­реса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами.

0

Слабое (пассивное): ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней, после показа совершает несколько под­ражаний и переходит к манипуляциям с предметами.

1

Среднее: ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подра­жает его действиям.

Продолжение таблицы 1

2

Активное: ребенок сразу же с удовольст­вием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной.

3