Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 513
Скачиваний: 4
Второй задачей нашей работы стало – осуществить первичную диагностику по формированию игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
На этом этапе была проведена первичная диагностика по методике Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. « Индивидуальная игра» и «Совместная игра», которая выявила уровни развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
- высокий уровень показали 0% детей,
- средний уровень показали 42% детей,
- низкий уровень показали 58% детей.
Следующий этап нашей работы был основан на решении 3 задачи, которая заключалась в проведении работы по формированию игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
В ходе решения этой задачи была проведена НОД, сюда вошли как занятия со все группой так и индивидуальные занятия.
В процессе проведения НОД мы пришли к пониманию того, что у детей младшего дошкольного возраста, игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
Четвертой задачей нашей работы стало проведение повторной диагностики по методике то го же автора. На этом этапе дети показали хороший результат и усвоили предложенный им материал в полном объеме:
- высокий уровень показали 25% детей,
- средний уровень показали 75% детей,
- низкий уровень показали 0% детей.
Сравнив результаты диагностики на начало и конец года, мы увидели, что низкие показатели стали равны нулю, средний уровень увеличился на 33 %, высокий уровень стал 25% трое детей из среднего уровня перешли на высокий уровень, а 7 детей низкого уровня перешли на средний уровень, что говорит о положительной тенденции развития морфологической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
Этому способствовали проведенные занятия, где дети учились играть. Дидактические игры были направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Игровая форма подачи материала позволила детям не просто слушать и повторять, но и активно работать: выбирать, обводить, дорисовывать, распутывать линии и т.д.
Проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах нашей работы была решена в полной мере.
Мы увидели, что проведенная работа дала положительные результаты.
По результатам нашей работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса дидактических игр в обучение детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, мы пришли к выводу, что наша проведенная работа была эффективна и в дальнейшем может использоваться на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. – 150 с.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2010.– 280 с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.— М., 2003.
5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
7. Гербова В.В. Воспитание детей. – М., 1981. – 255 с.
8. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 2007. – 205 с.
9. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2015. - 176 c.
10. Жолнерович Н. Игрушка: её место и роль в воспитании ребёнка. Дидактическая игрушка //Пралеска - 2008.- №1.- с.35-38.
11. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.
13. Менжерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1992. – 350 с.
14. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
15. Названова Л. Давайте играть вместе.// Дошкольное образование., 2002, - №1,- С.22
16. Недоспасова Е. Развитие детей в игровой деятельности.// Ребенок в детском саду,-2001,- №5,- С.38.
17. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика.- М.,2011.- 384 с.
18. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 79 с.
19. Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 286 с.
20. Рындак В.Г., Алёхина Н.В., Власюк И.В. Педагогика: учебное пособие. -М.,2012. – 495 с.
21. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания / Л.П. Симонова // Дополнительное образование. – 2004. - №1. – С. 97 - 101с.
22. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2007. – 340с.
23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 2005. – 95 с.
24. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c.
25. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после : журнал. — 2014 .— №5 .— С. 13-18.
26. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c
27. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976. – 94 с.
28. Фребель Ф. Система дидактических игр.// Дошкольное воспитание,- 2006,- №3,- С.79.
29. Штерн В. Психология раннего детства. – М., 2001.-280 с.
30. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000., 264с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. «Индивидуальная игра».
Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребёнка.
Организация предметной среды «Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.
Игровой материал:
* Реалистические игрушки: 1-2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щётка, расчёска, зеркальце, ванночка); кроватка.
* Неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.
Процедура проведения диагностической пробы:
Проба проводится в знакомом ребёнку помещении. Взрослый присаживается рядом с малышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребёнку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребёнок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время, для того чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребёнок чувствует себя комфортно, взрослый предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалёку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.
Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия. Если в течение минуты ребёнок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать 1-2 наводящих вопроса, стимулирующих игру ребёнка. Например, его можно спросить, есть ли в чашечке чай, или сказать, что кукла (мишка, собачка) хочет кушать и просит, чтобы её покормили. Разворачивающаяся после таких подсказок игра может оцениваться как самостоятельная. Если же ребёнок не реагирует на наводящие вопросы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе. В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации «Совместная игра».
2. Методика Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. « Совместная игра».
Цели: определение уровня совместной игры ребёнка с взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.
Организация предметной среды и игровой материал – те же.
Процедура проведения диагностической пробы:
Взрослый присаживается рядом с ребёнком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от её лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребёнку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребёнка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры, обращаясь к малышу от имени куклы и т.д.
Случается, что ребёнок не использует в игре предметы-заместители, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Для диагностики игры важно выяснить, способен ли ребёнок совершать действия замещения. В этом случае взрослому следует наводящими вопросами стимулировать их поиск. Например, он может разыгрывать такую сценку. Обращаясь к кукле, он говорит: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берёт руку куклы и протягивает её ребёнку со словами: «Да, я очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку». Взрослый озабоченно разглядывает стол, перебирает возможные предметы-заместители и приговаривает: «Где же у нас конфетка?» Затем обращается к ребёнку: «Ваня, давай найдём конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?». Как правило, ребёнок охотно присоединяется к поиску и сам или с помощью взрослого находит подходящий предмет. После этого нужно покормить «конфеткой» куклу, изобразить её удовольствие и поблагодарить ребёнка.
Если ребёнок играет молча, может возникнуть проблема с интерпретацией тех или иных действий. Это относится, прежде всего, к использованию предметов-заместителей. Например, если малыш накрывает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом). В таких случаях взрослый должен поинтересоваться у ребёнка, что он делает. Вопрос следует задавать в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, не следует спрашивать у него: «Что ты сейчас делаешь?» Лучше обратиться к ребёнку таким образом: «Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь». Ответ ребёнка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его действие соответствует параметру «использование предметов-заместителей». В данном случае не важно, что взрослый своим вопросом, возможно, подтолкнул ребёнка к более чёткому осознанию действия, главное, что ребёнок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего. Однако подобные вопросы не следует задавать слишком часто, чтобы не отвлекать ребёнка, не нарушать его свободную игру.
В процессе игры взрослый должен полностью брать инициативу в свои руки, ему следует оставлять ребёнку возможность действовать самостоятельно, наблюдая при этом, использует ли он полученный опыт в своей игре.
Вторая проба длится также 10 минут.
Для определения уровня процессуальной игры проводились наблюдения за детьми в игре «Уход за куклой» по методикам Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. «Индивидуальная игра» и «Совместная игра».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры диагностических проб детей младшего возраста на начало и конец учебного года.
Мы рассматривали потребность детей в игре, характер игровых действий, воображение и принятие игровой инициативы на себя.
На начало учебного года было выявлено:
1. Даша 2года
У Даши возникает потребность в самостоятельной игре, но по ходу игры она часто ждёт инициативы взрослого. Средняя длительность игровых действий. В самостоятельной игре эмоции ребёнка выражались не ярко в неспешном темпе. В совместной игре с взрослым девочка играла с удовольствием, радостно улыбалась. Характер игровых действий менялся от однообразных к повторению различных вариантов показанных взрослым, но речевая активность слабая. Использование предметов-заместителей происходило только после показа взрослого, что свидетельствует о низком уровне воображения. В совместной игре Даша с интересом наблюдала за игрой взрослого, повторяла некоторые игровые действия, но быстро переходила к привычным манипуляциям.
Имеет низкий уровень развития игры.
2. Артём 2года
Потребность в игре слабая, предпочитает заниматься манипуляциями с предметами. Игра занимает не более 5 минут. Эмоциональное состояние в ходе игры – спокойное. Игровые действия в большинстве носили подражательный характер и быстро сменялись манипуляциями с игрушками. Активно пользовался речью, по ходу совместной игры обращался к кукле и взрослому с комментариями: «буду варить кашу», «Катя хочет кушать», «будет спать». Редко использовал предметы-заместители, предпочтение отдавал реалистическим игрушкам. Инициативу взрослого принимал пассивно, с интересом наблюдал за игрой взрослого, но не присоединялся к ней.
Имеет низкий уровень развития процессуальной игры.
3. Вита 2 года
Вита совершала первые игровые действия по инициативе взрослого, но в совместной игре играла самостоятельно. Игра проходила в спокойной атмосфере. По характеру игровые действия были однообразны, высказывания редки и немногословны. Использовала в игре разные варианты действий: кормила куклу ложкой из тарелки, из кастрюльки. Включала в игру предметы-заместители: расчёсывала куклу расчёской, палочкой; угощала куклу «конфетками-шариками». Предложенную взрослым роль принимала пассивно, продолжая собственную игру.