Файл: Понятия и признаки государства (Понятие государства с позиции теории государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА
2.1 Понятие и классификация признаков государства
2.2 Народ как признак государства
2.3 Граждане как признак государства
2.4 Территория как признак государства
2.5 Власть как признак государства
2.6 Суверенитет как признак государства
2.7 Возможность издавать законы как признак государства
2.8 Налоги как признак государства
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы носит достаточно актуальный характер. Это обусловлено несколькими факторами, во-первых, государство является одним из основных субъектов политической власти. Во-вторых, первые государства образовались тысячелетия назад. По мере формирования обобщенных представлений об обществе государство, а также различные формы его существования становятся важнейшими объектами научного познания.
История государства неотделима от истории общества, вместе с обществом она проходит долгий исторический путь. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, свойства и признаки государства - задача чрезвычайно трудная. Решить его можно только при изучении государства исторически, в различных ее связях с экономикой, социально-политическим и духовной жизнью общества, максимально используя при этом научные достижения прошлого и современности.
Многие правовые явления затруднительно понять и применять без государства и его институтов. Этим объясняется необходимость познать сущность государства, т.е. выявить основу его функционирования и развития, его социальной ценности и назначения, понять государство в единстве всех его многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельного института.
Поскольку государство охватывает или непосредственно затрагивает многие сферы человеческого бытия, его изучают различные научные дисциплины: социальная философия, история, социология, экономическая теория, политология, социальная психология и т. д. Оно является одним из главных объектов исследования и для наук юридических. В первую очередь это относится к общей теории государства и права, для которой свойственен интерес к государству как к целостному системному политико-правовому образованию.
Большинство иных наук юридического цикла хотя и не изучают государство как политико-правовую организацию в целом, однако исследуют отдельные стороны его деятельности, нуждающиеся в правовом регулировании.
В рамках подавляющего большинства современных теорий государство рассматривается как специализированный централизованный институт управления обществом, обладающий узаконенным правом на применение насилия.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении; это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие. Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда следует, что сущностью государства является его роль, назначение в обществе. Раскрыть сущность государства, значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выражает.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила цель представленной работы – рассмотреть понятие и признаки государства.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие государства;
- дать характеристику основных и вспомогательных признаков государства;
Объект курсовой работы – государство как сложнейший комплекс элементов, структур и институтов организации народа и общества.
Предмет исследования – понятие и признаки государства.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как В.Н. Казаков, С.В. Бошно, И.Р. Иванов, А.Б. Демидов, В.Н. Кручинин, Л.Е. Попова, Н.В. Путило и др.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод анализа научной литературы, анализ нормативно-правовой документации по рассматриваемой проблеме, сравнение, синтез.
При подготовке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты, монографии и научные статьи по тематике исследования, авторефераты и рукописи диссертаций, учебники и учебные пособия, а также интернет источники.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Античные философы рассматривали государство как некую организацию порядка в обществе, видя в этом ее суть и основное назначение. Эта идея нашла многих последователей и в дальнейшем.
В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории и власти. Одни отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. Некоторые связывали понятие государства с психической связью между людьми. В. И. Ленин писал: «Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим»[1].
Все эти подходы отражают лишь отдельные стороны функционирования государства - как средства утверждения порядка в обществе или инструмента подавления; как определенной территории и населения; как совокупности определенных связей между людьми. Однако это лишь отдельные, хотя и очень важные аспекты существования государства. Ее сущностью является наличие специфической государственной власти, которая носит публичный политический характер.
Существуют различные концепции государства. Каждая из них по-разному подходит к определению понятия государства, по-разному раскрывает ее сущность. Но при этом сущность государства всегда раскрывается через понятие публичной политической власти. Сущность каждого конкретного государства определяется тем, кому принадлежит государственная публичная власть и в интересах она осуществляется.
Кроме классовых аспектов сущности государства, нельзя отбрасывать полностью, необходимо рассматривать ее общесоциальные характеристики. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения и насилия, но и большой социальной и культурной ценностью, и сущность ее не сводится только к классовой природы, поэтому что она на каждом этапе своего развития выполняла и общесоциальные функции[2].
В рамках курсовой работы, относящейся к обрасти теории государства и права, нас будут интересовать юридические взгляды на государство, которые представлены не только разными правовыми науками, но и различными направлениями в пределах каждой из них, постольку в дальнейшем остановимся на характеристике научных подходов в познании государства в рамках юридического направления.
Обобщая имеющиеся подходы, Р.Л. Иванов приводит в своей работе перечень основных подходов к определению понятия «государство»:
«1. Генетический, целью которого является познание причин возникновения и развития государства, закономерных этапов его эволюции. Это направление представлено различными теориями происхождения государства - договорной, классовой, диалектико-материалистической, теорией насилия и т. д.
2. Функциональный, цель которого состоит в изучении основных направлений деятельности, осуществляемой государством в пределах собственной территории и на международной арене.
3. Институциональный, направленный на выяснение внутреннего строения государства и характеристику государственных институтов, обеспечивающих его существование и функционирование (государственного аппарата и отдельных его звеньев, иных субъектов внутригосударственной политической системы, а также межгосударственных объединений).
4. Субстанциональный, исследующий социальную основу государства, его субстрат и направленный на выявление его сущности»[3].
Как справедливо отмечает автор, «любая самостоятельная правовая научная концепция государства, претендующая на обобщающую роль, так или иначе их использует. И не следует забывать, что каждая из этих концепций самостоятельна и оригинальна лишь постольку, поскольку её мировоззренческая основа, методология и выводы, полученные в ходе достижения поставленных в процессе исследования государства целей, отличаются от аналогичных характеристик иных таких же теорий. В большинстве случаев полное несовпадение научных взглядов по этим аспектам отсутствует, что объясняется не только общностью объекта изучения, но и сходством его эмпирического восприятия исследователями. В результате различные концепции государства не только отличаются друг от друга, но и могут совпадать по ряду указанных показателей»[4].
С позиции теории государства и права государство – это правовая форма организации народа и общества. Право - средство регулирования и ограничения государственной власти.
Государство, как и право, берет свое начало в человеке, как и право, она создавалась в процессе взаимодействия, коммуникации людей. В своем становлении и развитии они прошли чрезвычайно длительный и сложный исторический путь. На этом пути направления их движения как пересекались, так и резко расходились. Иначе говоря, государство и право, хотя и имели общий источник происхождения, никогда (даже в условиях одновекторной направленности их движения) не являлись единственными по своей сути, как иногда считается в постсоветском общетеоретическом правоведении.
Их отношения всегда были не просто сложными, но и противоречивыми. В наше время трудно представить людей, которые проживали на приспособленной к жизни территории, не находится под юрисдикцией того или иного государства, то есть без возможности государственных органов выполнять на этих территориях управленческие, правоохранительные и другие функции. Между тем история развития человечества свидетельствует о том, что с момента появления homo sapiens и до возникновения первых известных государств прошли сотни тысяч лет. По сравнению с этим отрезком времени в современном государственно-организованном обществе люди проживают сравнительно небольшой период. Движение первичного общества к государственной организации был достаточно длительным: люди на значительных частях заселенных земель могли тысячелетиями не знать, что такое государственная организация; на других территориях при разных условиях тысячелетия назад возникали, а затем исчезали одни государства, на их местах образовывались другие. И по сей день процесс возникновения новых государств не прекращается, как и не прекращается дискуссия о причинах их образования, сущности и назначения.
Что же побудило людей объединяться под властью государства, ради чего они соглашались на другую организацию власти в своем сообществе, чем та, которая уже существовала? Ответ на эти и другие вопросы следует искать в процессах постепенного развития, усложнение социальной организации первобытного общества и в тех социальных регуляторах, которые в порядок общественные отношения и совершенствовались вместе с ними.
Можно предположить, что нормы и институты регулирования родоплеменной организации общества в определенный исторический период переставали решать проблемы, которые неизбежно возникали в процессе эволюции человека. К таким проблемам следует отнести: собственный защиту; защиту территории своего проживания; необходимость обеспечения безопасности торговых отношений; поддержание порядка в отношениях между членами рода; защиту своей собственности и тому подобное.
И как в те времена, потребность правового регулирования ценностей, которые сформировались в обществе, регулирование отношений между людьми привела к возникновению соответствующих социальных и правовых норм, так и в более поздние времена необходимость безопасного, стабильного, прогнозируемого существования человека, обеспечения растущих потребностей и интересов способствовало созданию новых форм властвования, управления, защиты общественных отношений, которые воспринимались людьми как полезные, желательны, справедливые и правовые. Этой новой формой становилась государство, возникала на базе существующих социальных регуляторов, как служебная организация для обеспечения потребности человека в стабильном, безопасном развитии, в частности, благодаря контролю за соблюдением сформулированных государством правовых норм. В таком контексте возникновения как права, так и государства становилось результатом практической реализации потребностей и интересов людей в процессе их совместной деятельности.
Но причины возникновения государства и права, вопреки распространенному в предыдущие годы позиции хотя и связаны с потребностями и интересами человека, однако они не являются идентичными. Эти причины не совпадают как во временном, так и в содержательном измерениях.
Возникновению государства всегда предшествовало возникновение права, с прекращением существования государств право не исчезало, а продолжало существовать как один из социальных регуляторов отношений между людьми, сохраняя свои свойства в процессе формирования и функционирования следующих государственных образований и даже существуя параллельно с ними. Это свидетельствует также о еще одно отличие между этими явлениями - государство может развиваться, как эволюционным, так и революционным путем, право преимущественно развивается эволюционным путем, революции решающего влияния на право нет.
Как известно, проблема понимания сущности и содержания является одной из ключевого в общем социологического знания начиная от конкретно научных исследований в области археологии, культурологии, политологии, правоведения и вплоть до социально философских и общефилософских работ Понятие государства оказывается ключевым при рассмотрении социально-экономический, социокультурных, политико правовых, национально демографических и др. основ общества. Несмотря на очень большие и разнообразные пласты исследований в данной гносеологической области, до сих пор проблема государства остается не разрешенной в научно философском знании, что в частности, влечет за собой разнообразие практических решений государственного уровня, ведущих как к достижению баланса общественной жизни, так и к мощным конфликтам в ряде сфер общественной жизни[5].