Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе налогового реформирования налоговый учет стал неотъемлемой частью всего учета организации.
С момента принятия первого Налогового Кодекса, в налоговой политике государства произошли значительные изменения. После вступления в действие 01.01.2002 года Главы 25 «Налог на прибыль организаций» механизм налогообложения прибыли претерпел значительные изменения. Обязательным для предприятий стало ведение налогового учета для дальнейшего исчисления налога на прибыль организаций.
Система налогового учета, являясь системой сбора и группировки данных, необходимых для исчисления налогов, не может рассматриваться вне связи с категорией «налоги». Соответственно, и место системы налогового учета в системе финансов обусловлено ролью и значимостью налогов в финансовых отношениях.
Цель исследования – изучить систему налогового учета.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие налогового учета.
2. Рассмотреть принципы и особенности организации налогового учета на предприятии.
3. Проанализировать сущность налогового учета.
4. Охарактеризовать методологические подходы к формированию системы налогового учета на предприятии.
Методика исследования основывалась на сравнительном и экономикостатистическом анализе.
Нормативно-правовой основой являются нормы Конституции РФ, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов правительства РФ.
Учитывая актуальность данной темы, ей посвящено множество трудов, которые мы использовали при решении поставленных задач: Бодрова Т.В., Дадашев А.З., Кругляк З.И., Малис Н.И., Молькина А.А., Рыжков А.О., Саяпина Е.Д., Кулакова Ю.В., Крыцина Н.Н., Цыденова, Э.Ч.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы налогового учета
1.1. Понятие налогового учета
Первые формы налогов появились еще в древние времена в виде дани, оброка, подати, натурального обмена. Налоги как экономическая категория возникли вместе с образованием государства, когда появилась надобность в средствах на содержание чиновнического аппарата, поддержание целостности государственных границ.
Еще К. Маркс писал, что «налоги являются воплощением экономически выраженного существования государства» [6].
Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, в 1789 г. отмечал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов» [4].
Трудно не согласиться с этой догмой. Практически все физические и юридические лица в той или иной степени являются участниками налоговых отношений.
Налоги взимаются органами государственной власти (применительно к России – в лице Федеральной налоговой службы) и распределяются по уровням бюджетной системы.
Государство существует до тех пор, пока действуют налоги. Это оправданная экономическая категория, за счет налогов содержится государственный аппарат, армия, прочие сферы.
Налог имеет двойственную природу: с одной стороны, это правовая, а с другой – экономическая категория. Так, М.М. Алексеенко выражает следующее мнение о двойственной природе налога: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены… С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства» [3].
Отсюда он делает вывод о том, что налог – это и экономическое, и политико-правовое явление общественной жизни. Экономическая сторона налогов направлена на материальную выгоду государства. Поддерживает ее правовая природа налога, которая определена правом государства взимать налоги, а для граждан – обязанностью их уплачивать, что вытекает из сути существования государства и его учреждений.
Такой компромисс между государством и обществом регламентируется конституциями. Так, в Конституции Российской Федерации ст. 57 определяет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги, в ст. 57, 71 п. «з», 73, 132 ч. 1 отмечается, что установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Налоги и сборы в свою очередь составляют часть налоговой системы государства.
Понятие и сущность налогового учета, как экономической категории, достаточно полно отражены в налоговом законодательстве. Однако разработка единых рекомендаций по его организации и ведению крайне затруднительна. Это напрямую зависит от сферы деятельности предприятия, от структуры и масштабов деятельности, от применяемой системы налогообложения, от состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и других факторов.
Учетная политика призвана решать вопросы, связанные с определением налоговой базы по налогу на прибыль, с оценкой имущества, формированием налоговых обязательств перед бюджетом, распределением понесенных убытков между налоговыми периодами и формированием налоговой отчётности [4].
Если рассматривать учет как процесс, то в нем принято выделять три стадии, что показано на рисунке 1 на примере бухгалтерского (финансового) учета: первичное наблюдение, текущую группировку и итоговое обобщение (представление).
Рис. 1. Основные этапы учетного процесса и их связь с элементами метода бухгалтерского учета
Сравнение понятий бухгалтерского и налогового учета представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Современные понятия бухгалтерского и налогового учета в РФ
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
1) Система сплошного, непрерывного и взаимосвязанного наблюдения за хозяйственной жизнью экономического субъекта путем регистрации фактов хозяйственной жизни в первичных документах, их отражения и группировки на счетах бухгалтерского учета и итогового представления и раскрытия в бухгалтерской отчетности. |
1) Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313 НК РФ) [1] |
2) Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ) [2] |
2) Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ) [1] |
Понятие бухгалтерского учета давно сложилось в теории, а также закреплено в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». С понятием налогового учета далеко не все так однозначно [5].
По сути, налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) возник еще в 1996 году, когда Указом Президента РФ № 685 было введено обязательное использование счетов-фактур плательщиками НДС, а также введены журналы их учета, книги продаж и покупок [5].
Таким образом, применительно к НДС были введены самостоятельные первичные документы (счета-фактуры), регистры учета (журналы полученных счетов-фактур, журналы выставленных счетов-фактур, книги продаж и покупок). Роль отчетности уже исполняли налоговые декларации. То есть уже сложилась система налогового учета по НДС, но понятия налогового учета в НК РФ еще не было.
Это понятие возникло только с принятием главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», вступившей в силу с 2002 года, когда под налоговым учетом по налогу на прибыль организаций стали понимать «систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» (ст. 313 НК РФ) [1].
При этом, согласно НК РФ «система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета» (ст. 313 НК РФ) [1].
Важным моментом является прямая норма НК РФ, гласящая, что «в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета» (ст. 313 НК РФ).
Таким образом, законодательно определена взаимосвязь регистров бухгалтерского и налогового учета, но только в части налога на прибыль организаций.
Для других налогов понятие налогового учета хотя в НК РФ и не введено, но используется.
Так, в статье 11 НК РФ введено понятие учетной политики для целей налогообложения, что подразумевает и ведение учета в целях налогообложения, то есть как раз налогового учета.
При исчислении налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) согласно ст. 230 НК РФ «налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета» [1].
То есть обязанность вести регистры налогового учета по НДФЛ установлена в НК РФ, а понятие налогового учета по НДФЛ - нет.
Кроме этого, в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков «в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета...» [1].
Рассматривая регламентацию ведения налогового учета применительно к отдельным налогам, следует отметить имеющиеся существенные отличия (таблица 2).
Таблица 2 - Содержание налогового учета по отдельным налогам согласно НК РФ и взаимосвязь с бухгалтерским учетом
Наименование налога |
Понятие налогового учета |
Элементы системы налогового учета |
Взаимодействие с бухгалтерским учетом |
НДС |
Нет |
Да (счета- фактуры, книги продаж и покупок [4]) |
Отражение на счетах 19, 68 |
Налог на имущество организаций |
Нет |
Нет |
Полная зависимость. Рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета (от первоначальной стоимости), кроме объектов, облагаемых на основе кадастровой стоимости. |
НДФЛ |
Нет |
Частично (п. 1 ст. 230 установлены требования к содержанию информации в регистрах налогового учета) |
Используются первичные документы |
Налог на прибыль организаций |
Да (ст. 313 НК РФ) |
Да (ст. 313, 314 и др. НК РФ) |
Используются первичные документы и регистры бухгалтерского учета |
Неопределенность с понятием налогового учета является важной проблемой, требующей скорейшего решения.
Правила налогового учета регламентированы менее жестко, чем правила бухгалтерского учета, и чаще всего предполагают некоторую вариативность. Например, правила начисления амортизации нелинейным способом в бухгалтерском и налоговом учете с 1 января 2009 г. резко отличаются. Однако большинство налогоплательщиков избегает использовать даже более благоприятные способы налогового учета, если это ведет к значительным расхождениям в налоговом и бухгалтерском учете [6].
По степени автономности налогового учета от бухгалтерского можно выделить такие способы организации налогового учета:
автономный налоговый учет – данная модель предполагает наличие независимой системы налогового учета, которая с бухгалтерским учетом не связана.
Система автономного налогового учета может быть выстроена только при условии автоматизации работы бухгалтера, когда для каждого вида операций разработан налоговый регистр, и при регистрации операции в бухгалтерском учете происходит автоматическое заполнение соответствующего налогового регистра. Полная параллельность позволяет при составлении налоговой отчетности пользоваться только регистрами налогового учета [7].