Файл: Система налогового учета..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономный налоговый учет возможен и необходим на крупных производственных предприятиях с большим количеством работников, большим и разнообразным количеством объектов ОС, применением различных коэффициентов амортизации, большим разнообразием видов доходов и расходов, не принимаемых для целей исчисления налоговой базы. Различные правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете позволяет частично снизить налоговые платежи в краткосрочной перспективе, например, за счет применения ускоренной амортизации; единовременного принятия расходов в налоговом учете и т.п.;

- налоговый учет на основе бухгалтерского учета, как правило, способ применяется большинством средних организаций. Суть подхода заключается в том, что ведется небольшое количество регистров налогового учета, в которых есть необходимость у данного предприятия, например, связанных с его специфической деятельностью.

В остальных случаях, где возможно применение регистров бухгалтерского учета, налоговая база рассчитывается на их основе. Модель характерна для организаций, в которых бухгалтерская и учетная политика достаточно близки, установлены одинаковые способы амортизации, списания МПЗ, и т.д. [11]

Можно сказать, что применение особенностей принятия расходов, предусмотренных Гл. 25 НК РФ, может незначительно снизить налог на прибыль, но при этом значительно увеличиваются трудозатраты и риски.

Информацию о прочих и внереализационных доходах, отраженную в бухгалтерском учете, можно скорректировать для целей налогообложения в таких регистрах, как, например, Корректировка выручки для целей налогообложения за I квартал 200_ года и Корректировка прочих доходов для целей налогообложения за I квартал 200_ года;

- расчет налоговой базы по налогу на прибыль полностью на основе регистров бухгалтерского учета – данный способ чаще применяется мелкими организациями, не ведущими производственную деятельность, оказывающими услуги либо занимающимися торговлей.

Составление каких-либо регистров налогового учета, кроме расчета налоговой базы, не является целесообразным, поскольку регистры бухгалтерского учета дают полную информацию о налоговой базе организации [8].

Данная модель предполагает максимальное сближение бухгалтерской и налоговой учетной политики, установление одинаковых способов амортизации ОС и НМА, списания МПЗ в производство, определения производственной себестоимости продукции. Тогда практически все операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.


ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах [4].

Таким образом, налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313 НК РФ).

1.2. Принципы и особенности организации налогового учета на предприятии

Рассматривая налоговый учет как важный инструмент всей налоговой системы, можно прийти к выводам, что анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В той связи возникает необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования системы налогового учета как составной части налогового менеджмента на предприятии [9].

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ), ответственность за постановку, ведение и функционирование налогового учета лежит на налогоплательщике. Так же предприятия – налогоплательщики самостоятельно выбирают один из методов организации налогового учета: как самостоятельной автономной системы или как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базы [18].

На рис. 2 представлены обобщенные основополагающие принципы ведения налогового учета.

Рис. 2. Принципы ведения налогового учета на предприятии

Для соблюдения вышеуказанных принципов налогового учета на предприятии необходимо определить ответственного специалиста.

Основная задача лиц, на которых возлагается ответственность за ведение налогового учета на предприятии заключается в точном определении категорий имущества, которое предполагается использовать именно для целей изготовления продукции, выполнения работ или оказании услуг.


Помимо этого важно помнить про категории персонала, так как их заработная плата так же подлежит включению в прямые расходы хозяйствующего субъекта.

В случае допущения ошибки, необходимо производить перерасчет налоговой базы, а, следовательно, возникает необходимость в погашении задолженности перед бюджетом (в случае, если налоговая база была занижена).

Занижение базы может быть вызвано ошибочным включением прямых расходов в состав косвенных, после чего они списываются на уменьшение налоговой базы, не зависимо от объемов продажи готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг и от объемов незавершенного производства [10].

На любом предприятии организация налогового учёта начинается с разработки порядка ведения данного учёта. Этот порядок закрепляется в приказе об учётной политике организации для целей налогообложения.

В первую очередь, при формировании учетной политики необходимо установить и обосновать основные аспекты налогового учета:

  1. Основные способы ведения налогового учета.
  2. Принципы и порядок организации налогового учета всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком.
  3. Формы аналитических регистров.
  4. Порядок организации налогового учета, в целом.
  5. Законодательно правила применения учётной политики для целей налогообложения регламентированы [21].

Налогоплательщик, в свою очередь, обязан применять учетную политику с момента государственной регистрации и до ликвидации. Однако, в период деятельности организации учетная политика для целей налогообложения может изменяться. К этому может привести ряд обстоятельств:

  1. Способы учета были усовершенствованы в организации.
  2. Произошло масштабное преобразование условий деятельности организации.
  3. Законодательство о налогах и сборах претерпело изменения, не позволяющие использовать принятую учетную политику для целей налогообложения и требующие ее корректировки.

Налогоплательщики в своей деятельности вправе выбирать для себя, какой из способов ведения налогового учета будет наиболее удобен для них. Рассмотрим, какими способами может осуществляться ведение налогового учета на предприятии [11].

Прежде чем выбрать наилучший способ ведения налогового учета необходимо определиться с принципиальными возможностями по ведению налогового учета. Существуют следующие принципиально различающиеся между собой методики ведения налогового учета [22]: параллельная двойная запись; налоговый План счетов; субсчета и аналитические признаки; резер­вирование.


Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше мето­дик. Из-за того, что не только данные первичных документов, но и различ­ные промежуточные и итоговые показатели время от времени нужно из бух­галтерского учета «перебрасывать» в налоговый и обратно, разумно налого­вый учет вести методом двойной записи, как и бухгалтерский.

Для ведения налогового учета методом двойной записи сначала сле­дует разработать план счетов налогового учета. В качестве плана счетов на­логового учета целесообразно использовать рабочий план счетов бухгалтер­ского учета. Если же для каких-либо показателей налогового учета не будет соответствующих счетов бухгалтерского учета, то, по мере необходимости, к некоторым из счетов налогового учета открывать субсчета с необходимы­ми свойствами. Налогооблагаемая прибыль должна при этом автоматически формироваться на счете 99 «Прибыли и убытки» плана счетов налогового учета [12].

Налоговую информацию можно кодировать при помощи счетов бух­галтерского учета, но можно разработать отличные от них счета налогового учета, которые соответственно составят План счетов налогового учета. Сче­та налогового учета будут иметь иные наименования и номера, чем счета бухгалтерского учета, - иначе никакого смысла в их разработке нет, что при­ведет к появлению новой корреспонденции счетов [18].

Первые два рассмотренных варианта ведения налогового учета пред­полагают, с теми или иными небольшими различиями, параллельное веде­ние двух информационных массивов. Однако стремление к оптимальной структуре баз данных налагает запрет на дублирование идентичных данных: при необходимости вести отдельный от бухгалтерского налоговый учет - а исходят именно из этого - регистрироваться должны лишь отличия первого массива от второго.

Метод «субсчета и аналитические признаки» не является универсаль­ны. Он идеально подходит только для тех ситуаций, когда величина показа­теля для целей налогового учета меньше, чем для целей бухгалтерского уче­та. Но указанная тенденция не является законом. Иногда происходит обрат­ное: например, расходы для целей бухгалтерского учета относятся на опера­ционную деятельность, а расходы для целей налогообложения, поскольку в налоговом учете понятие операционных расходов вообще отсутствует, относятся на внереализационную деятельность [6].

В этом случае метод «субсчета и аналитические признаки» оказывается бессилен. Бухгалтеру ничего не оста­ется, как прибегнуть к внесистемному учету: в случаях превышения показа­теля для целей налогообложения отражать эту величину, к примеру, на заба­лансовом счете, Это плохо, но, тем не менее, основной недостаток преды­дущих методов оказывается благополучно изжит; отражаются лишь отличия налоговых данных от данных бухгалтерских, поэтому информационный массив не дублируется.


Данные налогового учета могут формироваться на основе информации на счетах бухгалтерского учета. Этот вариант является наименее затратным для предприятия и обеспечивает максимальную интеграцию бухгалтерского и налогового учета [13].

Так как регистры налогового учета составляются на основе первичных документов бухгалтерского учета, работники бухгалтерской службы могут самостоятельно вести налоговый учет.

Следовательно, образование отдельного структурного подразделения в бухгалтерии для организации и ведения налогового учета нецелесообразно. Однако, применение данного способа возможно лишь при совпадении порядка и группировки отражения объектов учета и хозяйственных операций.

Бухгалтерский и налоговый учет могут вестись в параллельном режиме, с использованием комбинированных регистров. Накопление информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль происходит только с помощью регистров налогового учета [14].

Преимуществом этого варианта ведения учета является формирование налоговой базы непосредственно из налоговых регистров. Поскольку регистры формируются непосредственно по первичным учетным документам, значительно сокращается вариант допущения ошибок в налоговом учете. Однако такой способ приводит к дублированию учетной работы и увеличению объемов документов [23].

Кроме того, данный вариант предполагает организацию специальной службы, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с налогообложением.

Еще один способ предполагает ведение налогового учета по правилам налогового законодательства, предоставляющего больше свободы, чем бухгалтерское. Предприятие самостоятельно организует налоговый учет, обычно с использованием аналитических регистров, в которых ведутся записи налогового учета по правилам бухгалтерии.

Применение такого независимого и самостоятельного налогового учета нецелесообразно на средних и крупных предприятиях. Это требует огромных финансовых затрат, поскольку необходимым становится создание специальных структурных подразделений и привлечение высококвалифицированных специалистов в области налогового учета.

Подобный подход к организации налогового учета на предприятии должен сопровождаться абсолютно новым графиком документооборота, новым порядком обработки и хранения первичных документов и другими подходами к ведению учёта [6].

При выборе способа ведения учета необходимо обратить внимание не только на их достоинства и недостатки.