Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
Выбранные налогоплательщиком формы и способы ведения налогового учета зависят от ряда факторов: методы ведения бухгалтерского (финансового) учета, система обработки учетных данных и информационная система, количество хозяйственных операция, которые должны быть отражены в учете для целей налогообложения. Данная концепция разрабатывается в зависимости от финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия и его учетной системы. Сформированная концепция будет представлять собой учетную политику для целей налогообложения.
После разработки специалистом учетной политики для целей налогообложения необходимо обратить внимание на модели формирования первичных документов. Выделяют два способа [15]:
1.Внесение изменений в отношении налогообложения в уже действующие первичные документы. При данном способе документы составляются по тем же формам, что и в бухгалтерском (финансовом) учете в выделением дополнительных граф, где будут представлена информация для целей налогового учета.
2. Разработка и применения специальных карточек налогового учета. В этом случае, специалист составляет новые формы, куда будут заноситься данные налогового учета.
Помимо разработки форм первичных документов, необходимо предусмотреть и перечень применяемых регистров синтетического и аналитического налогового учета в соответствии с требованиями НК РФ: они должны содержать сведения, которые подлежат отражению в налоговых декларациях по налогам, уплачиваемым предприятием.
При этом, данные регистров налогового учета должны быть сопоставимы и взаимосвязаны с внутренними учетными документами, что обусловлено необходимостью формирования достоверной и полной информации о всех бизнес-процессах экономического субъекта, которые могут стать базой для налогового планирования и прогнозирования.
Большая часть регистров налогового учета заполняется на основе аналитических или синтетических ведомостей бухгалтерского учета, журналов – ордеров, карточек по отдельным счетам и других регистров бухгалтерского учета. Для заполнения данными налоговых регистров и налоговых декларации система налогового учета должна использовать следующие инструменты формирования налоговых показателей [25]:
-справочники аналитического учета к синтетическим счетам бухгалтерского учета;
-алгоритмы расчетов сумм, подлежащих налогообложению (расчетные таблицы);
-забалансовые счета, где отражаются данные налогового учета.
В процессе организации и внедрения системы налогового учета на предприятии должны быть решены некоторые технические вопросы по ведения учета: формирование данных налогового учета в отдельной программе или в единой базе данных вместе с бухгалтерским учетом (рекомендуется малым или средним предприятиям).
В зависимости от индивидуальных особенностей каждого экономического субъекта возможно применение одного из вариантов. Модель процесса организации налогового учета в системе компьютерной обработки данных на базе специального программного обеспечения может содержать следующие основополагающие этапы, представленные на рис. 3.
Рис. 3. Этапы модели организации налогового учета в системе компьютерной обработки данных
При выборе способа ведения налогового учета, могут быть рассмотрены три альтернативных варианта, которые представлены ниже с выделением их положительных и отрицательных сторон [24]:
1. Ведение обособленного налогового учета. Такой вариант организации налогового учета подразумевает полную независимость от данных регистров бухгалтерского (финансового) учета. Так, при построении системы налогового учета принцип двойной записи используется с применением Плана счетов налогового учета и разработкой соответствующих налоговых проводок.
Такой вариант является весьма трудоемким, так как налоговый учет представлен в виде автономной системы и полностью абстрагирован от традиционного бухгалтерского (финансового) учета.
К преимуществам метода можно отнести объективность данных налогового учета, а к недостаткам – трудоемкость работы, возможное расхождение с данными бухгалтерского учета из-за допущения неточностей, ошибок или по невнимательности ответственных лиц.
Кроме того, данный вариант можно осуществить, если предприятие среднее или крупное и присутствует отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии.
Помимо вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что в современных условиях этот способ не является актуальным, поскольку налоговый учет не может функционировать без взаимодействия с финансовым из-за наличия множества методических и документальных связей между ними. Более того, бухгалтерский и налоговый учет на предприятии - предмет ведения одних и тех же специалистов. Следовательно, налоговый учет является составной частью бухгалтерского учета, как финансовый и управленческий.
2. Подвидом предыдущего способа является организация налогового учета по принципу «приход-расход» путем ведения книги доходов и расходов (схоже с упрощенной системой ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях).
Такой метод подходит лишь для небольших организаций, где объем операций невелик и определение доходов и расходов по кассовом методом разрешено и не составляет труда.
Однако на других предприятиях, которые не принадлежат к той группе налогоплательщиков, которым разрешено использовать кассовый метод учета доходов и расходов, применение такой системы практически невозможно.
3. Ведение объединенного учета. Способ предполагает интегрированное ведение бухгалтерского учета, в соответствии в требованиями налогового учета с отражением расходов на счетах рабочего плана счетов. К недостаткам варианта относится возможность допущения ошибок вследствие расхождения требований налогового и бухгалтерского учета, определения нормируемых расходов. Однако такой способ экономически оправдан на малых предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления сумм налога не является трудоемким процессом, так как содержит небольшое количество показателей и классификаций;
4. Ведение смешанного учета. Данный способ представляет собой промежуточный вариант, при котором часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ «Налог на прибыль» [1].
Такая система налогового учета рекомендована ФНС России и ее основой выступают регистры промежуточных расчетов, которые предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ [1].
Промежуточные показатели не отражаются отдельными строками в декларациях, а лишь необходимы для расчета обобщающих показателей. Такой вариант является наиболее оптимальным, так как в налоговый учет дополняет бухгалтерский и образует единым механизм [9].
Использование такого варианта позволяет, не прибегая к построению и использованию параллельной учетной системы, на основе отдельных выборочных данных бухгалтерского учета определить объект налогообложения и исчислить сумму налога к уплате [15].
Следует отметить, что, сравнивая с другими вариантами, в данном способе весь объем учетной работы сокращается в разы, поскольку итоговые данные большей части расчетов уже произведены в финансовом учете и не требуют пересчета для налогового.
Другими словами, отсутствует необходимость дублирования одинаковых учетных операций. Единственный недостаток метода - получение необходимых налоговых данных по таким объектам учета, требования по которым в бухгалтерских стандартах и налоговом кодексе не совпадают.
Итак, налогоплательщик должен самостоятельно выбрать один из вышеперечисленных способов ведения учета. Следует отметить тот факт, что существенным минусом законодательства, а именно НК РФ, является отсутствие единой концепции, методологии ведения учета, системы обобщения информации и форм, в которых она должна быть отражена: в нормативно-правовых актах следует определить состав счетов для обобщения налоговой информации и их взаимосвязи, а так же разработать единые формы налоговых регистров [16].
Таким образом, при грамотном построении системы налогового учета и обеспечении ее бесперебойного и эффективного функционирования, на предприятии станет возможным:
- оперативно получать информацию о состоянии налоговых расчетов, своевременности и полноты их уплаты, сдачи отчетности и т. д.;
-подготовить базу для принятия оперативного и правильного управленческого решения по вопросам, связанным с налогообложением;
- проведение процедур оптимизации налогообложения;
- минимизация налоговых и финансовых рисков при налогообложении.
Следует помнить, что грамотно организованный бухгалтерский и налоговый учет предотвратит возникновение возможных ошибок, которые в будущем приведут к штрафным санкциям или неудовлетворительным результатам камеральной или выездной проверки налоговым органом, что может оказать отрицательное влияние на финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313 НК РФ).
Понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
В связи с этим перед предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой - минимизировать обусловленные этим издержки.
Налоговый учет существует с одной единственной целью — правильно определить момент возникновения налоговых обязательств, правильно отнести доходы и вычеты по отчетным периодам и получить ту сумму налога, которая должна быть оплачена в бюджет в срок, установленный законодательством.
Наблюдаемое в настоящее время выделение налогового учета в самостоятельную учетную систему является объективным фактором, характерным для современного типа финансовой политики государства.
Система налогового учета служит обеспечению порядка первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации фактов и формированию показателей налоговой декларации.
В настоящее время перед предприятиями - налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации: налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно из одного учетного периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя [1]. Цель налогового учета определена в НК РФ - формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций.
При грамотном построении системы налогового учета и обеспечении ее бесперебойного и эффективного функционирования, на предприятии станет возможным:
- оперативно получать информацию о состоянии налоговых расчетов, своевременности и полноты их уплаты, сдачи отчетности и т. д.;
-подготовить базу для принятия оперативного и правильного управленческого решения по вопросам, связанным с налогообложением;
- проведение процедур оптимизации налогообложения;
- минимизация налоговых и финансовых рисков при налогообложении.
Следует помнить, что грамотно организованный бухгалтерский и налоговый учет предотвратит возникновение возможных ошибок, которые в будущем приведут к штрафным санкциям или неудовлетворительным результатам камеральной или выездной проверки налоговым органом, что может оказать отрицательное влияние на финансовое состояние хозяйствующего субъекта.