Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
Кроме того, организации необходимо помнить об основной цели ведения налогового учёта - правильном формировании налоговой базы по налогам.
Любое предприятие в своей деятельности должно составлять адекватную налоговую отчетность и планомерно отчислять налоговые платежи в бюджет. При отсутствии такой стратегии, организация не сможет стабильно развиваться и функционировать [22].
Законодательство с каждым годом ужесточает наказания за неисполнение и несвоевременное исполнения своих обязательств перед бюджетом, поэтому именно от верной и рациональной организации налогового учета зависит деловая репутация предприятия и его финансовое благополучие без соответствующих споров и конфликтов с государством.
Правила налогового учета отличаются от правил бухгалтерского учета в основном тем, что принимают какие-либо расходы для целей налогообложения частично либо полностью исключаются из налоговой базы. Это означает, что различие между бухгалтерскими и налоговыми показателями лишь численные. Если даже какой-либо объект присутствует для одних целей и отсутствует для других, то различия все равно можно рассматривать как численные: стоимость объекта в одном случае равняется нулю, а в другом не равняется нулю. Таким образом, резервирование вполне пригодно в качестве методики налогового учета [15].
Суть резервирования состоит в применении так называемых контрарных счетов. В зависимости от того, какому счету противостоит контрарный, он называется либо контрактавиым (если противостоит активному счету), либо контрпассивным (если противостоит пассивному счету). Различия между бухгалтерским и налоговым учетом сводятся к различной оценке одних и тех же объектов, потому резервирование может быть взято за основу при разработке методики налогового учета. Приняв за базовую величину стоимость объекта, определяемую в соответствии с правилами бухгалтерского учета, должны получить на контрарном счете разницу между «бухгалтерской» стоимостью объекта и его «налоговой» стоимостью [7].
Несомненно, что все рассмотренные варианты ведения налогового учета не исчерпываются. У каждого из перечисленных способов есть свои достоинства и недостатки. Выбор же зависит от конкретной хозяйственной ситуации в хозяйствующем субъекте.
Таким образом, налоговый учет существует с одной единственной целью – правильно определить момент возникновения налоговых обязательств, правильно отнести доходы и вычеты по отчетным периодам и получить ту сумму налога, которая должна быть оплачена в бюджет в срок, установленный законодательством.
2. Современное состояние системы налогового учета
2.1. Сущность системы налогового учета
Налоги как элемент финансового механизма присутствуют в том или ином виде в любой системе финансовых отношений. При этом не каждая система налогообложения должна сопровождаться наличием системы налогового учета.
Система налогового учета может возникнуть при соблюдении первого или обоих условий [16]:
- такая система должна быть востребована государством (для исполнения, например, информационной или контрольной функций на уровне общегосударственных финансов);
- такая система должна быть востребована хозяйствующим субъектом (чаще всего, для исполнения учетной функции).
Следует отметить, что второе условие является вторичным по отношению к налоговой политике государства (первое условие), так как именно государство устанавливает «правила игры» по вопросам исчисления и уплаты налогов, и эти правила будут обязательными для исполнения налогоплательщиками.
Таким образом, система налогового учета станет необходимостью для предприятия только в случае прямого указания действующего налогового законодательства на обязанность по ведению таких налоговых регистров или в случае, когда налоговое законодательство содержит усложненный порядок расчета налоговой базы для исчисления суммы налога, и предприятие вынуждено применять специальные регистры для накопления, учета и систематизации данных - налоговые регистры [4].
Проанализируем функции системы налогового учета.
Регулирующая функция системы налогового учета может проявляться в классическом типе финансовой политики, так как система налогового учета является неотъемлемой частью эффективно действующей системы налогообложения и в таком качестве содействует в исполнении регулирующей функции налогов. Однако следует помнить, что в данной функции система налогового учета востребована лишь в случае, когда процесс государственного регулирования с применением налоговых инструментов затрагивает такие сложные и трудоемкие в учете элементы налогообложения, как налоговая база, объект обложения и др.
Информационная функция системы налогового учета не характерна для классического типа финансовой политики, так как косвенные и имущественные налоги отличает относительная несложность исчисления и уплаты. Соответственно, такой тип финансовой политики государства, который направлен на преимущественное использование косвенных и имущественных налогов, не нуждается в применении специальных налоговых правил учета объектов налогообложения, и в большей степени ориентирован на использование других источников информации - как правило, это данные бухгалтерского учета [17].
Контрольная функция системы налогового учета слабо проявляется в классическом типе финансовой политики.
Следует отметить, что задача осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов всегда стоит перед государством, какую бы финансовую политику оно не проводило.
Однако различные финансовые механизмы, обусловленные различными типами финансовой политики, могут использовать различные инструменты налогового контроля. Решение вопроса, использовать или нет такой дополнительный контрольный инструмент, как регистры налогового учета, зависит от двух факторов [18]:
- развитость действующей системы налогообложения, проработанность налогового законодательства с точки зрения недопущения применения различных схем уклонения от уплаты налогов;
- сложность в исчислении и взимании основных налогов.
Учетная функция системы налогового учета также не свойственна классическому типу финансовой политики.
Учетная функция системы налогового учета, которая проявляется непосредственно в сборе и обработке данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов, возникает лишь в случае прямого указания на такую обязанность налогоплательщиков в налоговом законодательстве и/или по желанию предприятия при наличии сложных процедур расчета налоговой базы по налогам [8].
Объективно для классической модели финансовой политики, характеризующейся несложными в исчислении косвенными и имущественными налогами, не возникает потребности ни у государства, ни у хозяйствующих субъектов в ведении системы налогового учета.
Если рассматривать процесс организации системы налогового учета, он представляет собой [16]:
- определение и систематизацию всех налогов и сборов, по исчислению и уплате которых у предприятия возникает обязанность;
-определение круга ответственных лиц за реализацию функционирования системы, их полномочий, обязанностей, административной ответственности за допущенные нарушения, а так же системы мотивирующих средств в случае достижения установленных показателей, перевыполнении плана, проявления активной позиции в достижении цели предприятия и стратегии развития или положительных результатов работы;
-закрепление методики и принципов ведения налогового учета на конкретном предприятии в учетной политике для целей налогообложения и составление правил подготовки налоговой отчетности;
-составление налогового календаря предприятиях по видам уплачиваемых налогов, их сумме, срокам оплаты и сдачи отчетности и разработка графика документооборота;
-определение и анализ ряда показателей, которые прямо или косвенно воздействуют на изменение налоговой базы, выявление факторов и причин, которые воздействуют на появление отклонений фактических результатов от плановых значений;
-определение критериев систематизации показателей в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета;
- разработка налоговых регистров, определение способа ведения учета: на основе бухгалтерского (финансового) или раздельное формирование показателей.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому [19].
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета [20].
Из данных налогового учета должно быть ясно [11]:
- как определяются доходы и расходы;
- как определяется доля расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;
- какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;
- как формируется сумма резервов;
- каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.
Данные налогового учета подтверждают первичные документы (в том числе и бухгалтерская справка), расчеты налоговой базы и аналитические регистры налогового учета. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной [21].
Система документирования налогового учета аналогична системе регистрации при ведении бухгалтерского учета. В соответствии со статьей 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются следующие документы [1].
1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), служащие основанием ведения бухгалтерского учета, а также документы, предусмотренные для оформления операций законодательством о налогах и сборах.
2. Аналитические регистры налогового учета – это измененные регистры бухгалтерского учета либо самостоятельные регистры, которые формируются и ведутся по аналогии с регистрами бухгалтерского учета, но без применения двойной записи.
3. Расчет налоговой базы можно представить как документ синтетического налогового учета, аналогичный по функциям синтетическим регистрам бухгалтерского учета, таким как главная книга, журналы-ордера.
Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах, составляют расчет налоговой базы.
Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты [22]:
- наименование;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
Таким образом, наблюдаемое в настоящее время выделение налогового учета в самостоятельную учетную систему является объективным фактором, характерным для современного типа финансовой политики государства.
Система налогового учета служит обеспечению порядка первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации фактов и формированию показателей налоговой декларации.
2.2. Методологические подходы к формированию системы налогового учета на предприятии
Для того, чтобы грамотно организовать систему функционирования налогового учета в рамках экономического субъекта, рекомендуется создать концепцию, которая включает в себя основные теоретические принципы ведения налогового учета и составления отчетности. Другими словами, в ней должны содержаться положения, касающиеся организации системы налогового учета, предложенные НК РФ и выбранные организацией конкретные методы и способы учета доходов и расходов, порядок их признания, выбор объекта налогообложения и т.д. [23]