Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации: состав, характеристика и взаимосвязь форм отчетности (Взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные соотношения показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо соблюдать (по аналогии с налоговой отчетностью), не закреплены ни в одном нормативном документе, регламентирующем бухгалтерский учет, поэтому процедура контроля взаимосвязанных строк отчетности определяется бухгалтерами самостоятельно. [10, c. 62]

Годовую отчетность составляют по данным бухгалтерского учета за отчетный календарный год с 1 января по 31 декабря за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. В формах отчетности приводят показатели за три года, по состоянию на 31 декабря отчетного года и за два предыдущих года. Отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации.

Годовую бухгалтерскую отчетность представляют не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в следующие адреса: налоговым органам по месту нахождения организации, территориальным органам государственной статистики, учредителям и собственникам организации. [11, c.16]

Для сдачи отчетности по ТКС организация заключает договор с оператором электронного документооборота (ЭДО), который предоставляет услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками путем представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде. [11, c. 16]

Специфика формирования финансовых результатов заложена изначально в механизм применения бухгалтерских счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», а также 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». [12, c. 16]

Интерпретация и проверка объективности, уместности и полезности такой информации для принятия управленческих решений осуществляется также в системе учета. Только в системе хозяйственного учета получают свою количественную и качественную характеристику объекты наблюдения и управления хозяйствующего субъекта. [15, с. 13]

Следующим этапом рассмотрим состав годовой бухгалтерской отчетности организации, дадим определения и определим взаимосвязь.

В состав годовой бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

- Бухгалтерский баланс;

- Отчет о финансовых результатах;

- Отчет об изменениях капитала;

- Отчет о движении денежных средств;

- Отчет о целевом использовании средств;

- Пояснения в табличной и текстовой форме. [12, c. 7]

Бухгалтерский баланс — способ обобщения и группировки имущества (активов) хозяйствующего субъекта и источников их образования (пассивов) на определенную дату в денежном выражении. В балансе отражается сальдо по всем счетам на дату составления баланса. Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Исходя из их экономического содержания балансовые статьи объединяют в группы, а группы — в разделы. [13, c. 17]


Бухгалтерский баланс составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода. Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Основное содержание бухгалтерского баланса определяет ПБУ 4/99. В пустых строках баланса ставятся прочерки. Все суммы, представленные в балансе, округляются до тысяч либо до миллионов, знаки после запятой отсутствуют. Всю иностранную валюту переводят в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления отчета. Бухгалтерский баланс составляется на любую дату (как правило, начало квартала, года), чтобы проверить правильно ли ведется учет на предприятии. [12, c. 28]

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: активы и пассивы предприятия. По итогам баланса итоговая сумма активов равна итоговой сумме пассивов, если же этого равенства нет, значит в балансе ошибка, которую необходимо найти и исправить. Оформляется бухгалтерский баланс на основании оборотно-сальдовой ведомости. [12, c. 28]

Хозяйственная деятельность организаций протекает непрерывно, ежедневно совершаются десятки хозяйственных операций. При этом активы и источники их финансирования постоянно находятся в движении, изменяются, что находит свое отражение в счетах бухгалтерского учета. На практике иногда требуется сделать «моментальный снимок» этого движения, который бы показал, как обстоят дела организации на определенную дату, каковы результаты ее деятельности и ее финансовое положение. Роль такого «снимка» играет бухгалтерский баланс, а также другие формы бухгалтерской отчетности. [11, c. 21]

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны отражаться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства отражаются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства отражаются как долгосрочные. [10, c. 44]

Внеоборотные активы. Нематериальные активы. Остаточную стоимость нематериальных активов отражают по строке 1110. Согласно п.3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», к данной группе относятся активы, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

- объект способен приносить экономические выгоды в будущем, и организация имеет право на их получение;

- объект можно выделить или отделить (идентифицировать) от других активов;


- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть его срок полезного использования превышает 12 месяцев;

- имеется возможность достоверно определить фактическую (первоначальную) стоимость объекта;

- у объекта отсутствует материально-вещественная форма. [10, c. 45]

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. [13, c. 22]

Счета бухгалтерского учета открываются на каждый экономически однородный объект учета и сгруппированы по разделам в соответствии с классификацией объектов учета. Ряд разделов полностью соответствует бухгалтерскому балансу и отражает имущество организации и источники его финансирования. Другие счета и разделы предназначены для отражения операций по осуществлению производственного процесса, остатков на отчетную дату не имеют и поэтому в балансе не отражаются. [13, c. 23]

Двойная запись — это отражение хозяйственных операций в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Счета, между которыми возникает двойная запись, называются корреспондирующими. В результате двойной записи после отражения каждой хозяйственной операции постоянно сохраняется равенство актива и пассива баланса. [13, c. 25]

Корреспонденция счетов (бухгалтерская проводка) — это наименование дебетуемого и кредитуемого счетов с указанием суммы по каждой хозяйственной операции. Она записывается в виде наименования хозяйственной операции, суммы операции и номеров корреспондирующих счетов. [13, c. 25]

В отчете о финансовых результатах отражаются данные о доходах и расходах, признанных в бухгалтерском учете компании за отчетный и предыдущий годы. Данные за прошлый год переносятся из отчета о финансовых результатах за прошлый год. [10, c. 51]

Для заполнения строки с показателями за отчетный год необходимо сформировать:

- оборотно-сальдовую ведомость за отчетный год;

- оборотно-сальдовую ведомость по субсчету «Прочие доходы» к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (с расшифровкой по субсчетам) за отчетный год;

- оборотно-сальдовую ведомость по субсчету «Прочие расходы» к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (с расшифровкой по субсчетам) за отчетный год. [10, c. 51]


Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов организация можно только путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности с помощью бухгалтерской отчетности. Насколько привлекательны финансовые результаты деятельности, текущее и перспективное финансовое положение организации, настолько высока вероятность получения дополнительных источников финансирования. [11, c. 7]

В Отчете о финансовых результатах данные о доходах, расходах и финансовых результатах представлены в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Все расходы, уменьшающие финансовый результат, отражаются в круглых скобках. В каждой строке отчета указываются суммовые показатели за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года. [12, c. 50]

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. [13, с. 114]

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики оценивается ее финансовой результативностью. Конечным финансовым результатом деятельности предприятия, комплексно характеризующим эффективность его работы, является прибыль. [14, с. 69]

Основным источником информации при анализе прибыльности деятельности предприятия является отчет о финансовых результатах. Дополнительно может быть привлечена информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, отчете об изменениях капитала, в регистрах бухгалтерского учета, формах статистической отчетности, бизнес-плане и результатах маркетинговых исследований. [14, с. 70]

Рис. 4

Модель формирования финансовых результатов

«Источник: Анализ финансовой отчетности: учебное пособие/коллектив авторов: под общ. Ред. В.И. Бариленко.-4-е изд. Перераб.- М.:КНОРУС, 2016.234 С.».

РБУ выдвигают требования отчету о движении денежных средств, классифицируя потоки денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

РБУ– это документы для регистрации и группировки информации из ПУД на счетах бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности.


Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, то есть производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими.

Инвестиционная деятельность – это деятельность организации, связанная с приобретением внеоборотных активов и их продажей, с осуществлением собственного строительства, расходов на НИОКР и технологические разработки, с осуществлением финансовых вложений в ценные бумаги других организаций, в уставные капиталы организаций, предоставление другим организациям займов.

Финансовая деятельность изменяет величину и состав собственного капитала организации и заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение заемных средств). [17, с. 241]

Отчет об изменениях капитала – это документ, являющийся пояснением к бухгалтерскому балансу. Данная форма при необходимости может дорабатываться и изменяться под нужды организации. Данный отчет раскрывает подробную информацию о движении уставного, резервного и добавочного капитала, а также отражает информацию об изменениях величины нераспределенной прибыли организации (в некоторых случаях непокрытого убытка), доле собственных акций, которые выкуплены у акционеров. В этом отчете указывают корректировки, связанные с изменениями в учетной политике организации и исправлении ошибок. Сдавать бланк отчета обязаны все организации за исключением страховых, бюджетных, кредитных и малых предприятий. Датой составления отчета считается последний календарный день отчетного периода. [12, c. 61]

Отчет о движении денежных средств заполняется в части денежных потоков организации по текущим, инвестиционным и финансовым операциям. Алгоритм составления идентичен балансовому – остаток на начало периода корректируется на суммы поступлений/выбытий с получением в результате остатка на конец периода. Заполнение отчета о движении денежных средств начинается с реквизитов организации. Вначале заполняется строка с данными организации: название, идентификационный код, указывается вид деятельности (должен соответствовать учредительным документам). Затем идет разделение денежных потоков по трем категориям: текущие операции, инвестиционные операции и финансовые операции. Каждая из этих категорий делится на две подкатегории: поступления и платежи. [12, c. 68]