Файл: Годовая бухгалтерская отчетность организации: состав, характеристика и взаимосвязь форм отчетности (Взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности на предприятии).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты бухгалтерской финансовой отчетности на предприятии
1.1 Основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности
1.2 Основные функции и виды бухгалтерской отчетности
1.3 Взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности на предприятии
2.1 Бухгалтерский финансовый учет на предприятии ООО «МАЯК»
2.2 Основные источники формирования годовой бухгалтерской отчетности, их показатели и взаимосвязь
3. Анализ годовой бухгалтерской отчетности предприятия
3.1 Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия
3.2 Анализ ликвидности согласно Бухгалтерского баланса ООО «МАЯК»
Контрольные соотношения показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо соблюдать (по аналогии с налоговой отчетностью), не закреплены ни в одном нормативном документе, регламентирующем бухгалтерский учет, поэтому процедура контроля взаимосвязанных строк отчетности определяется бухгалтерами самостоятельно. [10, c. 62]
Годовую отчетность составляют по данным бухгалтерского учета за отчетный календарный год с 1 января по 31 декабря за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. В формах отчетности приводят показатели за три года, по состоянию на 31 декабря отчетного года и за два предыдущих года. Отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации.
Годовую бухгалтерскую отчетность представляют не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в следующие адреса: налоговым органам по месту нахождения организации, территориальным органам государственной статистики, учредителям и собственникам организации. [11, c.16]
Для сдачи отчетности по ТКС организация заключает договор с оператором электронного документооборота (ЭДО), который предоставляет услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками путем представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде. [11, c. 16]
Специфика формирования финансовых результатов заложена изначально в механизм применения бухгалтерских счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», а также 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». [12, c. 16]
Интерпретация и проверка объективности, уместности и полезности такой информации для принятия управленческих решений осуществляется также в системе учета. Только в системе хозяйственного учета получают свою количественную и качественную характеристику объекты наблюдения и управления хозяйствующего субъекта. [15, с. 13]
Следующим этапом рассмотрим состав годовой бухгалтерской отчетности организации, дадим определения и определим взаимосвязь.
В состав годовой бухгалтерской отчетности входят следующие документы:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о финансовых результатах;
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Отчет о целевом использовании средств;
- Пояснения в табличной и текстовой форме. [12, c. 7]
Бухгалтерский баланс — способ обобщения и группировки имущества (активов) хозяйствующего субъекта и источников их образования (пассивов) на определенную дату в денежном выражении. В балансе отражается сальдо по всем счетам на дату составления баланса. Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Исходя из их экономического содержания балансовые статьи объединяют в группы, а группы — в разделы. [13, c. 17]
Бухгалтерский баланс составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода. Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Основное содержание бухгалтерского баланса определяет ПБУ 4/99. В пустых строках баланса ставятся прочерки. Все суммы, представленные в балансе, округляются до тысяч либо до миллионов, знаки после запятой отсутствуют. Всю иностранную валюту переводят в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления отчета. Бухгалтерский баланс составляется на любую дату (как правило, начало квартала, года), чтобы проверить правильно ли ведется учет на предприятии. [12, c. 28]
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: активы и пассивы предприятия. По итогам баланса итоговая сумма активов равна итоговой сумме пассивов, если же этого равенства нет, значит в балансе ошибка, которую необходимо найти и исправить. Оформляется бухгалтерский баланс на основании оборотно-сальдовой ведомости. [12, c. 28]
Хозяйственная деятельность организаций протекает непрерывно, ежедневно совершаются десятки хозяйственных операций. При этом активы и источники их финансирования постоянно находятся в движении, изменяются, что находит свое отражение в счетах бухгалтерского учета. На практике иногда требуется сделать «моментальный снимок» этого движения, который бы показал, как обстоят дела организации на определенную дату, каковы результаты ее деятельности и ее финансовое положение. Роль такого «снимка» играет бухгалтерский баланс, а также другие формы бухгалтерской отчетности. [11, c. 21]
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны отражаться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства отражаются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства отражаются как долгосрочные. [10, c. 44]
Внеоборотные активы. Нематериальные активы. Остаточную стоимость нематериальных активов отражают по строке 1110. Согласно п.3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», к данной группе относятся активы, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- объект способен приносить экономические выгоды в будущем, и организация имеет право на их получение;
- объект можно выделить или отделить (идентифицировать) от других активов;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть его срок полезного использования превышает 12 месяцев;
- имеется возможность достоверно определить фактическую (первоначальную) стоимость объекта;
- у объекта отсутствует материально-вещественная форма. [10, c. 45]
В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. [13, c. 22]
Счета бухгалтерского учета открываются на каждый экономически однородный объект учета и сгруппированы по разделам в соответствии с классификацией объектов учета. Ряд разделов полностью соответствует бухгалтерскому балансу и отражает имущество организации и источники его финансирования. Другие счета и разделы предназначены для отражения операций по осуществлению производственного процесса, остатков на отчетную дату не имеют и поэтому в балансе не отражаются. [13, c. 23]
Двойная запись — это отражение хозяйственных операций в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Счета, между которыми возникает двойная запись, называются корреспондирующими. В результате двойной записи после отражения каждой хозяйственной операции постоянно сохраняется равенство актива и пассива баланса. [13, c. 25]
Корреспонденция счетов (бухгалтерская проводка) — это наименование дебетуемого и кредитуемого счетов с указанием суммы по каждой хозяйственной операции. Она записывается в виде наименования хозяйственной операции, суммы операции и номеров корреспондирующих счетов. [13, c. 25]
В отчете о финансовых результатах отражаются данные о доходах и расходах, признанных в бухгалтерском учете компании за отчетный и предыдущий годы. Данные за прошлый год переносятся из отчета о финансовых результатах за прошлый год. [10, c. 51]
Для заполнения строки с показателями за отчетный год необходимо сформировать:
- оборотно-сальдовую ведомость за отчетный год;
- оборотно-сальдовую ведомость по субсчету «Прочие доходы» к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (с расшифровкой по субсчетам) за отчетный год;
- оборотно-сальдовую ведомость по субсчету «Прочие расходы» к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (с расшифровкой по субсчетам) за отчетный год. [10, c. 51]
Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов организация можно только путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности с помощью бухгалтерской отчетности. Насколько привлекательны финансовые результаты деятельности, текущее и перспективное финансовое положение организации, настолько высока вероятность получения дополнительных источников финансирования. [11, c. 7]
В Отчете о финансовых результатах данные о доходах, расходах и финансовых результатах представлены в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Все расходы, уменьшающие финансовый результат, отражаются в круглых скобках. В каждой строке отчета указываются суммовые показатели за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года. [12, c. 50]
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. [13, с. 114]
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики оценивается ее финансовой результативностью. Конечным финансовым результатом деятельности предприятия, комплексно характеризующим эффективность его работы, является прибыль. [14, с. 69]
Основным источником информации при анализе прибыльности деятельности предприятия является отчет о финансовых результатах. Дополнительно может быть привлечена информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, отчете об изменениях капитала, в регистрах бухгалтерского учета, формах статистической отчетности, бизнес-плане и результатах маркетинговых исследований. [14, с. 70]
Рис. 4
Модель формирования финансовых результатов
«Источник: Анализ финансовой отчетности: учебное пособие/коллектив авторов: под общ. Ред. В.И. Бариленко.-4-е изд. Перераб.- М.:КНОРУС, 2016.234 С.».
РБУ выдвигают требования отчету о движении денежных средств, классифицируя потоки денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
РБУ– это документы для регистрации и группировки информации из ПУД на счетах бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности.
Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, то есть производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими.
Инвестиционная деятельность – это деятельность организации, связанная с приобретением внеоборотных активов и их продажей, с осуществлением собственного строительства, расходов на НИОКР и технологические разработки, с осуществлением финансовых вложений в ценные бумаги других организаций, в уставные капиталы организаций, предоставление другим организациям займов.
Финансовая деятельность изменяет величину и состав собственного капитала организации и заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение заемных средств). [17, с. 241]
Отчет об изменениях капитала – это документ, являющийся пояснением к бухгалтерскому балансу. Данная форма при необходимости может дорабатываться и изменяться под нужды организации. Данный отчет раскрывает подробную информацию о движении уставного, резервного и добавочного капитала, а также отражает информацию об изменениях величины нераспределенной прибыли организации (в некоторых случаях непокрытого убытка), доле собственных акций, которые выкуплены у акционеров. В этом отчете указывают корректировки, связанные с изменениями в учетной политике организации и исправлении ошибок. Сдавать бланк отчета обязаны все организации за исключением страховых, бюджетных, кредитных и малых предприятий. Датой составления отчета считается последний календарный день отчетного периода. [12, c. 61]
Отчет о движении денежных средств заполняется в части денежных потоков организации по текущим, инвестиционным и финансовым операциям. Алгоритм составления идентичен балансовому – остаток на начало периода корректируется на суммы поступлений/выбытий с получением в результате остатка на конец периода. Заполнение отчета о движении денежных средств начинается с реквизитов организации. Вначале заполняется строка с данными организации: название, идентификационный код, указывается вид деятельности (должен соответствовать учредительным документам). Затем идет разделение денежных потоков по трем категориям: текущие операции, инвестиционные операции и финансовые операции. Каждая из этих категорий делится на две подкатегории: поступления и платежи. [12, c. 68]