Файл: Процессы принятия решения в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе анализа внешней среды организация должна оценить целый ряд показателей экономического характера, включая курс обмена валют, процентную ставку, уровень инфляции, темп экономического роста. Рассмотрим подробнее основные экономические показатели.

Большое влияние на уровень потребительского спроса оказывает уровень ставки процента. Он в значительной мере определяет потенциальную привлекательность тех или иных стратегий организационного развития.

Обменный курс определяет стоимость национальной валюты относительно валют иных государств. Колебания курса обмена валют оказывает прямое влияние на степень конкурентоспособности продукции предприятия, если оно занимается экспортом товаров или услуг на мировой рынок.

Темп экономического роста определяет наличие определенных возможностей и угроз для организации. Если экономика находится на стадии роста, потребительские расходы возрастают, и это приводит к конкурентному давлению на предприятие. Если темпы роста снижаются, потребительские расходы сокращаются, что может негативно отразиться на размере прибыли предприятия. [15]

Помимо указанных, существуют и другие внешние факторы экономического характера. К ним относятся структура и динамика потребления, финансовая и денежно-кредитная политика, колебания спроса, характер развития рынка ценных бумаг, уровень производительности труда по отраслям производства и темпы ее роста, налоговые ставки, динамика валового национального продукта и др.

Социальные и культурные факторы – факторы социального, культурного, географического и демографического характера влияют на стиль нашей жизни, нашу работу и характер потребления. Такие факторы, как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, отношение к труду, отдыху, качеству услуг, экономия энергии, социальное благосостояние, требование контроля над чистотой окружающей среды, оказывают значительное воздействие на деятельность организаций.

Технологические факторы – являются главной движущей силой социального и производственного прогресса. Их влияние представляет собой процесс создания нового и разрушения старого. Технологические перемены, постепенно набирающие оборот, обусловливают сокращение средней длительности жизненного цикла продукта. Таким образом, организация должна уметь прогнозировать, какие перемены может вызвать использование новых технологий. Они могут повлиять не только на производственный процесс, но и на работу таких функциональных подразделений, как маркетинговая или кадровая служба, задачей которых является разработка эффективных методов продажи новых товаров. [17]


Факторы внешней среды организации характеризуются глобальными масштабами и имеют слабое непосредственное влияние на деятельность организации.

Угрозы изменения внешней среды:

  • Изменение уровня доходов населения;
  • Динамика цен на местном уровне;
  • Изменение цен на перевозку и доставку груза;
  • Изменение цен конкурентами;
  • Изменение объема заказов.

Возможная реакция предприятия на изменения внешней среды – стратегические сессии:

  • Максимально сблизить позиции собственников и ТОП-менеджеров.
  • Повысить качество стратегического анализа и стимулировать выработку стратегических альтернатив.
  • Максимально учесть интересы всех заинтересованных групп при разработке стратегии компании.
  • Помочь менеджерам выделить из огромного количества целей главные и сконцентрировать силы на их достижении.

Анализ внешней среды выполняется путем проведения SWOT-анализа. Главная идея этого метода в том, что успешную стратегию необходимо строить с учетом принципа увязки внутренних возможностей организации и внешней среды, которая представлена возможностями и угрозами. Применение данного инструмента позволяет получить общую оценку стратегического состояния организации.

Суть метода заключается в том, что происходит оценка как сильных, так и слабых сторон организации, которые соотносятся с рыночными угрозами и возможностями. Сильные и слабые стороны являются внутренними характеристиками организации, а угрозы и возможности – внешними, которые не поддаются контролю со стороны организации.

Делая анализ сильных и слабых сторон предприятия, оценивают его внутреннее состояние и рыночные возможности. При этом выполняют определение и оценку тех факторов, которые необходимо изменять или совершенствовать. Учитывая прошлый и настоящий опыт работы предприятия, делают определенные выводы. [16]

Применим метод SWOT, метод оценки опасностей и возможностей для определения факторов прямого и косвенного воздействия наиболее значимых для предприятия (таблица 2.1).

Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:

  1. Повышать квалификацию персонала;
  2. Развивать деятельность, укреплять положение на рынке;
  3. Повышать мотивацию персонала;
  4. Повышать степень ликвидности предприятия;
  5. Налаживать систему управления товарными запасами.

Таблица 2.1. SWOT-анализ ООО «Дайнамик Брокер»

Силы – возможности

  • имеет высокую репутацию,
  • сильную управленческую команду, и финансовые ресурсы, которые могут увеличить долю рынка,
  • способность оказывать дополнительные услуги,
  • позволяет клиентам обслуживаться по гарантии, находясь в любом городе.

Силы – угрозы

  • следует устанавливать деловые связи с крупными предприятиями,
  • нестабильная экономическая и политическая ситуация может быть сглажена путем создания резервных фондов для покрытия возможных убытков.

Слабости – возможности

  • мониторинг финансовых показателей организации
  • новые технологии и установление единой системы отслеживания действий конкурентов.
  • рост рынка в построении четкой стратегии.

Слабости – угрозы

  • большие затраты на рекламную кампанию,
  • отсутствие системы отслеживания рынка автомобильных услуг,
  • снижение числа клиентов,
  • вторжение в отрасль предприятий с низкими затратами.

Возможности

Угрозы

  1. Ослабление позиций конкурентов;
  2. Активная стратегическая сессия;
  3. Введение новых технологий;
  4. Увеличение спектра предлагаемых услуг;
  5. Расширение ассортимента.

Выход на рынок новых конкурентов с более низкими издержками;

Неблагоприятная политика государства;

Замедление темпов роста рынка;

Потеря лидерской позиции.


С помощью анализа возможностей и угроз можно проанализировать и оценить благоприятные и неблагоприятные внешние условия, чтобы иметь возможность приспособить к этим условиям потенциальные возможности предприятия с целью удовлетворения потребительских потребностей и максимизации прибыли. Выводы необходимо делать на основе анализа и прогнозирования тенденций дальнейшего развития по сравнению с прошлой и текущей рыночной позицией. [15]

Анализ внешней среды включает в себя оценку текущего состояния и дальнейших перспектив развития, главных для организации факторов внешней среды (рынков, отрасли, поставщиков) и глобальных факторов, непосредственно влиять на которые организации не может. Благодаря проведению такого анализа предприятие может своевременно выявить вероятность появления определенных угроз, составить необходимые ситуационные планы на случай непредвиденных ситуаций, разработать эффективную стратегию, которая даст возможность достичь целей, а потенциальные угрозы превратить в выгодные для предприятия возможности.

Анализ деятельности ООО «Дайнамик Брокер» показал, что оно работает в условиях довольно жесткой конкуренции. Поэтому ООО «Дайнамик Брокер» нуждается в стратегии маркетинга, которая позволила бы сформировать устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Для этого необходимо разработать и реализовать стратегические сессии.

Для сегментации потребительского рынка необходимо провести выборочное исследование покупателей фирмы по определенному плану.

Клиентами являются как частные собственники, так и крупные и малые предприятия различных сфер деятельности и форм собственности: банки, институты, транспортные, строительные, страховые компании и другие (таблица 2.2).

Таблица 2.2. Основные группы потребителей ООО «Дайнамик Брокер» [20]

Основные группы потребителей

Описание группы

Использование услуг

Жители г. Москвы

Широкие слои общества.

Удовлетворение психологических и физиологических потребностей.

Предприятия разной сферы деятельности

Предприятия и их структурные подразделения

Ведение корпоративных договоров для упрощения работы

Для реализации конкурентных преимуществ, обеспечиваемых сегментацией, необходимо определить группы потребителей, сформированные по определённым схожим признакам. Анализ потребителей играет большую роль для составления профиля тех потребителей, кто приобретает продукцию, которую предлагает компания. Для того чтобы составить портрет потенциального покупателя, установить критерии, которые являются важнейшими при выборе автомобиля, необходимо провести анкетирование.


Основные потребители – это мужчины, предприниматели, в возрасте 35-40 лет, женатые и имеющие детей, проживающие в городе Москва, имеющих доход в среднем по 30 000 руб. на человека.

По результатам опроса было выявлено, что 27% опрошенных узнали о деятельности ООО «Дайнамик Брокер» через знакомых, по 21% распределилось между Интернетом и Дубль-Гис, 12% узнали из газеты, а 8% по радио (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1. Результаты опроса: откуда вы узнали про деятельность

ООО «Дайнамик Брокер» [20]

Больше половины опрошенных пользуются услугами ООО «Дайнамик Брокер» с доставкой на дом, чтобы сократить время на получение товара, как средства передвижения, для решения личных вопросов (таблица 2.3).

Таблица 2.3. Результаты опроса по пользованию услугами фирмы «Дайнамик Брокер»

Результаты опроса: Какими услугами «Дайнамик Брокер» вы пользовались?

Экспертиза внешнеторговых контрактов

5

15%

Таможенное декларирование

1

3%

Определение кода ТН ВЭД

2

6%

Транспортная логистика

1

3%

Организация перевозки грузов

17

46%

Организация складского хранения

9

27%

Для определения однородных групп потребителей, на которые могут быть направлены услуги данного предприятия, необходимо провести сегментацию автомобильного рынка (таблица 2.4).

Таблица 2.4. Анализ ближайшего окружения [20]

Показатели

Рынок ООО «Дайнамик Брокер»

Степень насыщенности рынка

Высокая степень насыщенности рынка определена количеством конкурентов в городе. У компании более 8 конкурентов.

Количество конкурентов и их размеры

Основными конкурентами являются: «Лори», «АТО» и «Грузовозоф»

Потребители услуг

Жители г. Москвы и Московской области, предприятия разных отраслей

Возможность экономии на закупках, рекламе, маркетинге

Возможности экономии в разработке стратегической сессии


Профиль потребителя; географические характеристики; демографические; социально-психологическое отношение потребителя к продукту.

Проведем сегментацию по данному виду услуг (таблица 2.5).

Таблица 2.5. Сегменты рынка по группам потребителей

Факторы

Сегменты рынка по группам потребителей

Модель

Дома

Школа

ВУЗ

ИП

ООО

ОАО

А

В

Тех.характеристики

*

*

***

**

**

**

***

**

Цена

***

***

**

***

***

**

0

**

Особые качества

*

*

**

*

*

*

**

*

Надежность

**

*

*

**

**

*

0

**

Удобство в исп-ии

**

**

*

**

*

0

***

***

Совместимость

0

0

0

0

0

***

0

0

Периф.оборудование

0

0

0

0

0

***

0

0

Програм.обеспечение

*

*

**

**

**

***

*

**

*** – очень важный фактор

** – важный фактор

* – маловажный фактор

0 – незначительный фактор

Основными ключевыми критериями для потребителей являются (таблица 2.6):

1. Качество обслуживания

2. Качество продукта

3. Цена

Таблица 2.6. Ранжирование всех критериев услуги для каждого сегмента

Критерии покупки

Сегмент финансовая устойчивость предприятия

Сегмент размер организации

Сегмент характер отношения с потребителем

1. Качество обслуживания

2

3

2

2. Качество продукции

2

4

1

3. Цена

2

2

3