Файл: Процессы принятия решения в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества решения, принятого руководителем. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия эффективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Актуальность темы заключается в том, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления. Управленческие решения при этом направлены на достижение наиболее оптимального результата деятельности организационно-производственной системы.

Управленческое решение как категория управления выражает сущность процесса воздействия на персонал средствами и методами, адекватными возможностям организации и обеспечивающими наилучшие целевые результаты деятельности.

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Управленческие решения возникают в результате таких процессов, как анализ, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование, а также выбор альтернативы из множества вариантов достижения какой-либо поставленной конкретной цели.

Цель работы – анализ процесса принятии управленческих решений в организации (на примере ООО «Дайнамик Брокер»).

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:


  1. Рассмотреть теоретические основы принятия управленческих решений;
  2. Провести анализ принятия управленческих решений в ООО «Дайнамик Брокер».

Объект изучения – ООО «Дайнамик Брокер».

Предмет изучения – процесс принятия управленческих решений в ООО «Дайнамик Брокер».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Порядок и особенности реализации управленческих решений

Процесс принятия управленческих решений актуален, т.к. все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязи систем в образовательных организациях. Именно поэтому, основными вопросами рассматриваемые в дисциплине «Принятие управленческих решений» являются: общая характеристика процесса принятия решений, сущность управленческих решений, типология управленческих решений. [2]

Управленческие решения – это не только выбором возможного варианта действий. [10] Управленческие решения могут применяться применительно к любой сфере деятельности в образовательной организации:

- управлению педагогическими кадрами;

- родительским и ученическим советами; - управлению бюджетными и внебюджетными средствами;

- управлении образовательными и воспитательными процессами;

- управлению проектами.

Во всех случаях управленческие решения направлены на достижения наиболее оптимального результата организационной системы. Любому поступку или действию коллектива предшествует принятое решение.

Принятие управленческого решения способствует проблема, возникшая перед людьми. Проблемы выбора управленческого решения характерны для административной деятельности выбора проектов, исследований, разработок, планирования, программирования и т.д.) [6].

Список проблем обширен, но все они имеют общие черты:

- уникальность, -не повторяемость выбора;

- недостаточная прогнозируемость принимаемых решений;

- наличие многих местных особенностей, которые следует принимать во внимание;


- ответственных лиц за принятие решений.

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления [6].

Выработка и принятие решения – это ответственный творческий процесс в работе руководителя образовательного учреждения, который имеет ряд стадий:

- изучение проблемы;

- постановка цели;

- обозначение рисков;

- рассмотрение различных вариантов по каждому решению;

- принятие решения;

- доведение решений до сотрудников;

- анализ и контроль за выполнением решений. [9]

Под управленческим решением понимают альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге, управленческое решение представляется, как результат управленческой деятельности [12].

Решение можно квалифицировать по многочисленным признакам, однако определяющим моментом являются условия, в которых принимаются решения. Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций.

Принятие решений зависит от квалификации руководителя, корпоративной культуры организации. Важно, чтобы каждый руководитель понимал сильные стороны, умел создать ситуацию, выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля.

Основой, которая регулирует действия, подчиняющей все стороны управляющего воздействия, является цель. Искусство определять важнейшие тактические цели, определять очередность и методы их решения – основа искусства управления.

Большую популярность в настоящее время приобретают методы построения целевой модели (древо целей), вершиной которой являются генеральная цель, а ветвями, задачи, решение которых обеспечит достижение поставленной цели. [3]

Метод построения древа целей, послужит основой для разработки новой модели управления, получивший название «управление по целям». На основе вышеизложенного можно выдвинуть основной принцип управления, который можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель [7].

Цель –это основа, на которой строится вся система управления и принятия управленческих решения. Цели необходимо определять:

1) во времени: - оперативные; - краткосрочные; - среднесрочные; - стратегические.

2) с учетом информационного потенциала - постановка цели в условиях полной определенности внешней и внутренней среды; - постановка целей в условиях полной неопределенности;

3) в системном геометрическом пространстве: - постановка целей по иерархическим уровням организации; - цели по потенциалам.


Необходимым условием развития и процветания организации – согласование указанных целей в пространстве и во времени и направлены на реализацию миссии. В связи с этим Н. Зубов отмечает, что показатель эффективности действий характеризуется отношением результата к затратам, умноженным на отклонения целенаправленных действий, где угол отклонения действий от обобщенной цели – миссия [11].

Этот принцип распространяется на все виды деятельности в принятии управленческих решений. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любое направление и действия будут не реализованными и обречены на провал или создадут конфликтную ситуацию.

Своевременная обработка информации о внутренних процессах в организации и от осмысления, позволяет принимать разумные управленческие решения, совершенствовать внутрисистемные связи, повышать эффективность взаимодействия с внешней средой.

Оптимизация управления позволяет совершенствовать систему управления образовательным учреждением и повышать его функциональные возможности, что приведет к устранению внутрисистемных негативных процессов.

Поэтому оптимизация управления, включая процессы саморегуляции, для любых сложных систем, являются основным условием развития и гарантом эффективной деятельности. Этот основополагающий принцип, помогает решать вопросы в период принятия управленческих решений: сконцентрировать всю полноту власти в своих руках или раздать большую часть своим коллегам, где необходимо учесть особые типы людей. Которые в специальной литературе делятся на три типа [10]:

1. Люди, ориентированные на прошлое, склонны постоянно сравнивать настоящее и даже будущее с тем, что было. В их сознании доминируют картины из прошлого, как позитивные, так и негативные. Поэтому у людей, ориентированных на прошлое, как правило, мало доводов ставить перед собой новые цели, стремиться к чему-то: все равно так, как раньше, не получится.

2. Люди, ориентированные на настоящее, удовлетворены настоящим и мало беспокоятся о будущем. Их целевая ориентация состоит в том, чтобы изо дня в день как можно лучше решать текущие проблемы. Люди, ориентированные на настоящее, не любят ждать, поэтому и формулируют свои задачи таким образов, чтобы как можно скорее достичь желаемого. Как правило у этих людей нет возможности решать перспективные задачи, их захлестывают возникающие проблемы, например, они могут быть зациклены на удовлетворении первичных потребностей.


3. Люди, ориентированные на будущее, согласны мириться с нерешенными проблемами в настоящем ради получения будущих благ. У таких людей сильно развито видение будущего, имеются образцы для подражания. [16]

Однако ни в коем случае нельзя отождествлять ориентированность на будущее с энтузиазмом, ориентированность на настоящее – с довольством жизнью, а ориентированность на прошлое- с депрессией и бездействием. Один и тот же человек в разные периоды жизни может занимать различные позиции относительно временной оси и практика доказывает необходимость учитывать эти особенности при делегировании принятия управленческих решений. [16]

Процесс принятия управленческих решений – неотъемлемая часть должностных обязанностей не только руководителя учреждения, но и работников всех уровней, т.к. принятие управленческих решений – это выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Возрастающая неопределенность будущего - одна из острых проблем принятия управленческих решений в образовательных учреждениях. В целях снятия неопределенности (по Л.Г.Еланова) управлять в данный момент времени нужно так, чтобы оставалась свобода выбора решений в последующие моменты времени, когда будет приниматься следующее решение [18].

1.2. Обзор методов принятия управленческих решений

Дерево решений. Данный метод позволяет принять оптимальное решение в случае возникновения альтернативной возможности. При этом методе учитываются риски и вероятная прибыль, при этом вся исходная информация формируется экспертами. Дерево решений получила свое название за наличие ответвлений с различными вариантами, причем для каждого варианта есть своя вероятность наступления, возможная прибыль или убытки, а также в некоторых случаях дополнительные условия. Сумма вероятностей всегда равна 100%. [13]

SWOT-анализ. SWOT-анализ позволяет принимать управленческие решения по стратегическому направлению организации. Он помогает выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы экспертным методом для преобразования слабых сторон в сильные и угроз в возможности. На основе SWOT-анализа можно выявить наиболее потенциальные проблемы и направить усилия по их решению. SWOT-анализ имеет 4 составляющих анализа:

  • strengths – сильные стороны: относятся к основным движущим силам внутри организации;
  • weaknesses – слабые стороны: относятся к главным проблемам внутри организации, которые можно обратить в сильные стороны путем определенных действий;
  • opportunities – возможности: относятся к внешним элементам, которые организация может применить в свою пользу;
  • threats – угрозы: относятся к внешним элементам, представляют собой основные проблемы извне, которые могут навредить организации, их необходимо трансформировать в возможности для снижения риска при совершении управленческих решений. [13]