Файл: История развития менеджмента (История управленческой мысли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика истории менеджмента

1.1. История управленческой мысли

1.2. Этапы становления и основные направления развития менеджмента. Управленческие революции

1.3. Сравнение и характеристика сходства и различия взглядов на эффективное управление зарубежных и российских исследователей

Глава 2. Развитие управленческой мысли в дореволюционной России

2.1. Афанасий Ордин Нащокин: его реформы и проекты. Управленческая наука при Петре I и Екатерине II

2.2. Реформы Екатерины Великой (губернская, секуляризация церковных земель, судебная реформа)

2.3. Управленческие идеи И. Т. Посошкова (1652-1726), А. П. Волынского (1689-1740), В.Н. Татищева (1686-1750)

2.4. Роль М. М. Сперанского (1772-1839), С. Ю. Витте (1849-1915) и А. С. Столыпина (1862-1911) в развитии менеджмента

Глава 3. Развитие управленческой мысли в послереволюционной России

3.1. Советский этап развития управленческой мысли

3.2. Развитие менеджмента в современной России

Заключение

Список использованных источников

1) добиваться децентрализации власти и «сокращения присутствия государства в экономике»; решительнее проводить политику кардинального перераспределения властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов; смелее идти по пути формирования самодостаточных, наделенных исчерпывающими полномочиями и имеющих самостоятельную сферу ответственности государственных органов и подведомственных им структур;

2) сокращать и одновременно укреплять государственный аппарат профессионально подготовленными, нравственно достойными, готовыми ответственно исполнять служебные обязанности кадрами; выстраивать прочные заслоны бюрократизму и коррупции, добиваясь не формального, а реального доверия граждан к государственной системе управления;

3) предоставить регионам и муниципалитетам более широкие права по изысканию новых источников налоговых поступлений, укреплению налоговой дисциплины, рационализации бюджетных расходов. Не лишено смысла и предложение о постепенной отмене федеральных льгот но региональным и местным налогам[60];

4) продвигаться но пути упрощения административных процедур, оптимизации качества и сроков исполнения государственной функции, повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, формирования более надежных механизмов обжалования неправомерных административных действий и решений;

5) совершенствовать принципы и методы деятельности контрольно-надзорных структур. Надо, как говорит В. В. Путин, отказываться от принципа тотальных проверок. Отслеживать ситуацию надо лишь там, где есть риски и признаки нарушений, чтобы обеспечить должную открытость в сфере контроля, необходимы не «наскоки», а мониторинг контрольно-надзорной деятельности. Не лишено смысла предложение о создании единого федерального реестра, в котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер – сразу будет видно, кто инициировал проверку, в отношении кого она проводилась, какие мотивы были у проверяющего органа и, самое главное, какие результаты получены. Такая технология позволит отсечь немотивированные и заказные «визиты» контролеров. Определенный эффект могут обеспечить также «надзорные каникулы»;

6) продолжать реформу государственной службы с точки зрения освоения современных информационных технологий, внедрения новых принципов кадровой работы, расширения участия представителей общественности в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, совершенствования системы оплаты труда служащих, роста их профессиональной квалификации и нравственной культуры, развития института наставничества.


Все это может рассматриваться в качестве важнейшей составляющей процесса дебюрократизации управленческой деятельности и повышения ее эффективности.

Артемий Петрович Волынский (1689-1740) – российский государственный деятель и дипломат. В 1719-1730 годах астраханский и казанский губернатор. В 1722 году упрочил своё положение браком с двоюродной сестрой Петра Великого. С 1738 года кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны. Противник «бироновщины». Во главе кружка дворян составлял проекты государственного переустройства. Казнён по этому делу[61].

Последовательным идеологом крепостничества был и Василий Никитич Татищев (1686-1750), выходец из знатного, но обедневшего дворянского рода. В 1719 ᴦ. по поручению Петра I Татищев занялся географическим описанием и исследованием истории России. В то время не существовало отечественной истории и географии, написанных русскими авторами, а в сочинениях. иностранцев, по оценке Татищева, множество фактических ошибок, вымыслов и клеветы. В начале 30-х гᴦ. Татищев был главным управляющим горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях. Но его деятельность была не по душе Бирону и другим иностранным чиновникам, которые добивались передачи казенных заводов в частные руки. По этой причине Татищева перевели в Оренбург, а в 1741 ᴦ. назначили астраханским губернатором. При этом недоброжелатели и здесь не оставили его в покое, и в 1745 ᴦ. Татищев вновь подвергся опале и был отдан под суд. Последние годы он жил в подмосковном Болдино и полностью сосредоточился на занятиях наукой. Здесь он завершил большой труд по отечественной истории – «Историю Российскую с самых древнейших времен» – и сделал обобщение своих работ и размышлений по экономическим вопросам в записке «К примеру представление о купечестве и ремеслах».

Анализируя экономическую политику, Татищев осуждал преемников Петра I. Роль Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии была резко снижена, многие заводы разорены, уставы и учреждения отринуты или изменены. Он одобрял политику Елизаветы Петровны, которая вновь ввела петровские уставы и восстановила учрежденные им органы управления торговлей и промышленностью. Татищев считал полезным дальнейшее совершенствование экономической политики Петра. Он советовал Елизавете сохранить основу петровской политики, но в ней «нечто исправить, дополнить или переменить» [62].

Будучи меркантилистом, Татищев, аналогично тому, как и Посошков, главным источником богатства считал торговлю, которая, по его мнению, имеет такое же значение для экономики, как сердце для человека, №есть корень и основание всех богатств и доходов государственных». Он высоко оценивал роль реформ Петра I в развитии русской торговли и создании системы управления ею. Татищев настоятельно рекомендовал добиваться активного торгового баланса, превышения экспорта над импортом. С этой целью он предлагал изменить таможенный тариф и ввести специальные тарифы для отдельных портов и городов[63].


Тимашев Сергей Иванович (1858-1920) – известный российский финансист и ученый. Родился в дворянской семье. Окончил Александровский лицей, изучал экономику в университетах Германии и Австрии. Государственную службу начал в Сенате, затем был приглашен в министерство финансов, позже был назначен товарищем управляющего Государственного банка с последующим выдвижением на должность главы банка. Завершил карьеру министром торговли и промышленности. Зарекомендовал себя талантливым организатором, всегда умудрялся делать больше, как говорили его современники, чем позволяли те «скудные средства, какими он обладал». Его отличали четкость, сжатость и точность формулировок, тактичность, сдержанность. И основа всего этого – высокий профессионализм организатора, глубокое знание не только финансов, но и государственного механизма управления в целом. Особое внимание С. И. Тимашев обращал на делопроизводство и организацию аппаратной работы. Ведомственные трения и разногласия он считал результатом нашей русской, точнее, славянской, по-особому организованной, натуры. Наш ум больше критический и разрушительный, чем творческий и созидательный. Каждый всех учит, указывает, почему не надо делать то, что они делают, но не указывает, что именно и как следует делать. Да и себя, как правило, в этой системе не видит. Работать по-настоящему такие «учителя» как раз не желают и не умеют.

2.4. Роль М. М. Сперанского (1772-1839), С. Ю. Витте (1849-1915) и А. С. Столыпина (1862-1911) в развитии менеджмента

Огромные вклады в историю управленческой мысли России, связанны с прогрессивными идеями внука Екатерины II - царя Александра I (1777-1825) и его соратников, в первую очередь, М. М. Сперанского. В начале своего царствования Александр I создал Негласный комитет, состоявший из его близких друзей. В задачу комитета входили разработка и проведение в жизнь необходимых реформ. Одним из заметных мероприятий Негласного комитета стало учреждение министерств[64].

М. М. Сперанский разработал план государственных преобразований, названный им «Введение к уложению государственных законов». Главным двигателем хозяйственного развития страны М. М. Сперанский считал экономически независимое сословие, действующее в своих интересах.


Изменения в государственном устройстве России были продиктованы необходимостью адаптировать систему власти к существованию в новых условиях после Манифеста 17 октября 1905 г., положившего конец существованию самодержавия в его классической форме. Изменения в структуре российской государственности были окончательно закреплены в новой редакции «Основных законов Российской империи», опубликованной 23 апреля 1906 г.[65]

Государственная власть достаточно четко делилась на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Высшим органом исполнительной власти был Совет министров, образованный 19 октября 1905 г. Совет министров стал первым в истории России (в формально-юридическом смысле) правительством. Во главе правительства стоял Председатель совета министров, который назначался императором. Первым эту должность занял С. Ю. Витте[66].

Наиболее известным в истории царской России Председателем совета министров был П. А. Столыпин. Председатель совета министров обладал довольно широкими полномочиями по руководству правительством и выработке основных принципов внутренней политики.

Однако министры назначались императором, были ответственны лично перед ним и имели право прямых встреч с монархом, минуя председателя правительства. Отсюда следует, что главой исполнительной власти по-прежнему оставался император[67].

Роль высшей судебной инстанции играл Сенат. Он являлся высшей кассационной инстанцией, а также осуществлял контроль над законностью действий других органов власти. Император имел значительные права по регулированию деятельности Сената, мог своей властью изменить любое его решение, оставаясь, таким образом, во главе судебной власти[68].

Высшая законодательная власть претерпела наиболее существенные изменения. Она была представлена императором и высшим законодательным органом, роль верхней палаты в котором играл Государственный совет, а нижней – Государственная дума.

Государственная дума избиралась на пятилетний срок населением. Выборы в I и II Государственные думы регламентировались «Положением о выборах» от 11 декабря 1905 г. Выборы не являлись всеобщими: в них не участвовали женщины, военнослужащие и так называемые «бродячие инородцы» – народы Российской империи, ведущие кочевой образ жизни. Выборы были неравными – голос одного помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих. Выборы были многоступенчатыми. Все избиратели делились на курии, каждая курия избирала определенное количество выборщиков в губернское избирательное собрание, которое избирало депутатов в Думу. В землевладельческой и городской курии выборы проходили в два этапа, в рабочей – в три, в крестьянской – в четыре. Новое положение о выборах от 3 июня 1907 г. еще более усилило неравенство избирательных прав населения в пользу имущих слоев общества. По этому положению избирались III и IV Государственные думы[69].


Государственная дума имела статус высшего законодательного органа, однако ее законодательные права были ограничены. Она не имела права законодательной инициативы, не могла контролировать деятельность правительства. Допускалось лишь внесение коллективных депутатских запросов министрам, на которые те могли и не отвечать. Законодательные прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики, военное дело, а также вопросы, относящиеся к императорской фамилии. Эти направления законодательно регулировались самим императором. Все остальные законы могли вступать в силу только после одобрения Государственной думой. Согласно ст. 87 «Основных законов» в чрезвычайных обстоятельствах, когда требовалось срочное принятие какого-либо закона, а Дума в данный момент не функционировала, император мог издавать указы, которые имели силу закона, но носили временный характер, до окончательного их одобрения или отклонения Думой. Большинство важнейших преобразований в этот период осуществлялось именно таким способом. Например, начало столыпинской агарной реформе положил Указ 6 ноября 1906 г.; соответствующий закон был утвержден Государственной думой лишь 14 июня 1910 г., когда столыпинские аграрные преобразования в деревне достигли своего пика.

Конфронтация между законодательной и исполнительной властью, проявившаяся в период деятельности I и II Государственной думы, достаточно серьезно обострилась в условиях обсуждения внутриполитических вопросов весной 1906 г. В выступлении Председателя Совета Министров П. А. Столыпина перед депутатами II Думы 6 марта 1907 г. содержались основные положения масштабного плана реформирования России. Оппозиционные депутаты потребовали полной и безвозмездной конфискации дворянского землевладения и передачи земельного фонда в общенародную собственность[70]. Одновременно в стенах Таврического дворца шла и эмоциональная дискуссия о методах внутренней политики, направленных против революционного радикализма. В этих условиях достичь компромисса между властью и оппозицией в Думе не удалось.

3 июня 1907 г. были изданы Манифест о роспуске II Государственной Думы и новый избирательный закон. Поводом для роспуска стала провокация агентов аграрного отделения Е. Н. Шорниковой и Бродского, сводившаяся к обвинению социал-демократической фракции Думы в подготовке военного переворота. Создание комиссии в ответ на требование П. А. Столыпина отстранить от участия в заседаниях 55 депутатов от РСДРП с лишением 16 из них депутатской неприкосновенности еще более обострило отношения с исполнительной властью. Выход из тупика рассматривался в проведении новых выборов.