Файл: История развития менеджмента (История управленческой мысли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика истории менеджмента

1.1. История управленческой мысли

1.2. Этапы становления и основные направления развития менеджмента. Управленческие революции

1.3. Сравнение и характеристика сходства и различия взглядов на эффективное управление зарубежных и российских исследователей

Глава 2. Развитие управленческой мысли в дореволюционной России

2.1. Афанасий Ордин Нащокин: его реформы и проекты. Управленческая наука при Петре I и Екатерине II

2.2. Реформы Екатерины Великой (губернская, секуляризация церковных земель, судебная реформа)

2.3. Управленческие идеи И. Т. Посошкова (1652-1726), А. П. Волынского (1689-1740), В.Н. Татищева (1686-1750)

2.4. Роль М. М. Сперанского (1772-1839), С. Ю. Витте (1849-1915) и А. С. Столыпина (1862-1911) в развитии менеджмента

Глава 3. Развитие управленческой мысли в послереволюционной России

3.1. Советский этап развития управленческой мысли

3.2. Развитие менеджмента в современной России

Заключение

Список использованных источников

Первенство в разработке вопросов истории управленческой мысли принадлежит ученым Московского государственного историко-архивного института (ныне Российский государственный гуманитарный университет), которые вели систематические исследования в этой области начиная с конца 60-х годов XX в. В 1987 г. в издательстве МГИАИ было опубликовано учебное пособие В. И. Маршева по спецкурсу «История управленческой мысли» под редакцией зав. кафедрой основ государственного управления, д-ра техн. наук, проф. JI. B. Котина, раскрывающее движение управленческой мысли с древнейших времен. В работе предпринята попытка раскрыть теоретико-методологические аспекты формирования истории управленческой мысли, определить предмет ее исследования.

В. И. Маршев продолжает успешно работать в этой области пауки и сегодня. Им опубликован фундаментальный учебник по истории управленческой мысли. Кроме того, он читает одноименный курс в МГУ им. М. В. Ломоносова. Ученый ежегодно, начиная с 1996 г., совместно с коллегами на экономическом факультете МГУ проводит семинары и международные конференции по проблемам истории управленческой мысли[19].

В 1991 г. с созданием в Российском государственном гуманитарном университете кафедры управления начинает формироваться научно-педагогическая школа по истории управленческой мысли, организационное оформление которой происходит в начале 2000-х годов. Школа представлена видными учеными в области управления: д-ром экон. наук, проф. И. Н. Макашовым, д-ром экон. наук, проф. Н. И. Архиповой, д-ром экон. наук, проф. Б. К. Тебиевым, канд. техн. наук, проф. Г. А. Шишковой, канд. ист. наук, проф. О. Ю. Артемовым, канд. ист. наук, доц. К. А. Чистяковой, канд. ист. наук, доц. А. И. Портнягиным, преп. С. А. Овчинниковым, преп. А. В. Кожановой и другими, а также аспирантами и студентами. Научным руководителем школы с момента ее создания является завкафедрой управления, д-р экон. наук, проф. Н. В. Овчинникова[20].

Согласно концепции Р. Ходжеттса, три управленческие революции, произошедшие в древности, способствовали формированию менеджмента как вида деятельности[21].

  • религиозно-коммерческая. Революция произошла в Шумерии (третье тысячелетие до н. э.). Суть этой революции заключается в трансформации шумерских жрецов в управленцев, менеджеров по роду своей деятельности. На определенном этапе развития вместо ритуала приношения кровавых жертв своим богам жрецы стали взымать дань продуктами, которые накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, мы видим, зарождение коммерческих операций при помощи посредников;
  • светско-административная. Эта революция связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Его попытки организовать эффективную систему управления в своей огромной империи ознаменовались написанием знаменитого свода Хаммурапи, содержащего 285 законов управления государством. Этот свод является, своего рода, этапом в развитии менеджмента. По мнению Р. Ходжеттса, Хаммурапи был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием образа «заботливого покровителя народа» [22];
  • производственно-строительная. Третья революция связана с правлением царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н. э.) в Вавилоне. Царь значительно усовершенствовал организацию труда на вавилонских текстильных фабриках и зернохранилищах[23].

Таблица 1

Управленческие революции[24]

Содержание

Название

Период

Первая управленческая революция (религиозно-коммерческая)

4-5 тыс. лет назад, Древний Восток (Шумер, Египет, Аккада)

Превращение касты священников в религиозных функционеров (еще не коммерческие дельцы, но уже не религиозные деятели, чуждые наживы). Появление письменности.

Вторая управленческая революция (светско-административная)

3-4 тыс. лет назад, Вавилон

Появление светской манеры управления, зарождение основ лидерского стиля, методов мотивации поведения.

Свод законов Хаммурапи.

Третья управленческая революция (производственно-строительная)

6 в. до н.э., Древний Египет

Достижения царя Навуходоноссора II:

Введение системы производственного контроля.

Разработка технически сложных проектов.

Четвертая управленческая революция

Индустриальная революция XVIII-XIX вв.

Появление вместо единственного руководителя-собственника нескольких наемных менеджеров –

не собственников.

Пятая управленческая революция

Первая половина XX века

Появление класса профессиональных менеджеров и отделение его от класса капиталистов.

Философ Платон называл управление «наукой о питании людей», подчеркивая, тем самым, важнейшее значение управления в обеспечении материального существования общества[25]. Платон считал, что страной должны управлять законы, однако, так как они слишком абстрактны, надзор за их исполнением должен осуществлять политик, владеющий искусством управления. Его управленческая деятельность должна заключаться в адаптации этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. В размышлениях Платона также можно найти зарождение идей о возможных стилях управления, а также мысли о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в менеджменте. Изучая предпосылки возникновения менеджмента, можно выделить: развитие крупного сельского хозяйства на базе фермерских хозяйств; отсутствие феодальных отношений; урбанизация; дефицит в рабочей силе; приток высококвалифицированных специалистов; высокие производительность труда и заработная плата. Историю управления условно можно разделить на два периода[26]:


1) наличие практики управления;

2) управление как научная дисциплина.

Причинами превращения управления в науку явилась промышленная революция конца XIX века в Англии, Франции и Германии, в результате чего появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако, как было сказано выше, менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США[27].

1.3. Сравнение и характеристика сходства и различия взглядов на эффективное управление зарубежных и российских исследователей

Эффективное управление – это абстрактная категория, которая отражает степень и динамику формирования управления, качественную и количественную основу данного процесса[28].

Эффективность управления обычно оценивается не по одному, а по нескольким критериям, чтобы оценка была максимально объективной.

Менеджмент в России зарождался неоднократно: можно выделить, по крайней мере, два его рождения: первое в то же время, что в США и Европе (конец 19 в.), а второе пришлось на годы перестройки. В этом случае речь идет о понимании менеджмента в классическим смысле – как о профессиональном управлении фирмой, функционирующей в условиях рынка. В условиях хозяйствования в СССР такой вид деятельности, как менеджмент, в принципе не мог существовать, по причине того, что отсутствовали его предпосылки: акционерная собственность и рынок как таковой[29]. В качестве ключевых целей менеджмента в 1970-1980-х гг. рассматривалось получение высокой прибыли и опережение социалистических стран по темпам производительности труда; подрыв боеспособности организаций рабочего класса; ведение борьбы в идеологии, политике и экономике против стран социализма[30].

Развитие менеджмента в России начато достаточно рано, в данном направлении в этом она не отставала от развитых стран – США, Англии, Франции и др. Россия до начала Первой мировой войны некоторые развитые страны обгоняла по количеству предприятий, использующих в работе систему научного управления. Это представлялось особенно ценным, по причине отставания России по уровню экономического развития. В начале 20 века над индустриальным преобладало аграрное население. Это значит, что уровень организации производства в нашей стране был ощутимо ниже: в промышленности преобладали большие фабрики, характеризующиеся завышенной долей ручного неквалифицированного труда. В тот период появились труды профессора Савина Н. В., Крживицкого Л. и пр., занимавшихся проблемами менеджмента не менее успешно и независимо от Ф. Тейлора. Одновременно с этим проявлялся интерес к прогрессивными идеями зарубежных исследователей[31].


Великая Октябрьская социалистическая революция в России привела к тому, что частная собственность была ликвидирована, большинство из владельцев ее покинули страну. В 1917 г. были созданы Высший совет народного хозяйства, Советы народного контроля и другие местные органы управления экономикой. Как результат, период становления социализма был непосредственно связан со вниманием к проблематике развития научной организации труда. Работы исследователей в области менеджмента были основаны на том, что требовалось теоретическое обоснование сущности и природы управления в условиях социализма. Мысли теоретиков были сосредоточены на доказательствах того, что лишь социализм создает условия развития научной организации управления[32]. В 1920-х гг. большое внимание уделялось практической направленности управления и НОТ, поиску рациональных форм организации работ и распространению среди рабочих их, лишь недавно из сельской местности пришедших в промышленность. Были разработаны методы профессионального отбора, анализа структуры рабочего времени и пр. Первые признаки научного отношения к управлению появились в России на рубеже 19-20 вв., наибольшую значимость они приобрели в первые десятилетия 20 века. В эти годы четко обозначились две ключевые группы управленческих концепций: организационно-техническая и социальная[33].

К первой группе концепций относят работы таких известных теоретиков, как: Богданов А. А. – концепция «организационного управления», Гастев А. К. – концепция «узкой базы», Ерманский О. А. – концепция «физиологического оптимума», Розмирович Е. Ф. – концепция «производственной трактовки».

К второй группе относят работы: Витке Н. А. – «социально-трудовая концепция», Керженцева П. М. – «теория организационной деятельности», Дунаевского Ф. Р. – концепция «административной емкости» [34].

Отметим, что перечисленные теории – это не все достижения управленческой мысли российских ученых. Однако в последующие полвека они не только развиты не были, но и фактически утрачены. С конца 1930-х гг. теоретические проблемы менеджмента в СССР не разрабатывались, а разработанные уже забылись. Причиной тому стало то, что в них не было необходимости: каждая организация была ведома плановой экономикой.

Таблица 2

Характеристика управления в разных странах[35]

Объект сравнения

США

Япония

Европа

Россия

1.Предпочитаемые методы принятие решений

Индивидуальный процесс принятия решений

Коллективный; Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса

Индивидуальный процесс принятия решений

Индивидуальный процесс принятия решений

2.Предпочитаемые методы контроля

Руководителем - по индивидуальным количественным показателям

Коллективно – по совместно выработанным качественным критериям

Руководителем - по индивидуальным количественным показателям

Коллективно – по совместно выработанным качественным критериям

3.Особенности карьерного роста

Быстрый

Медленный

Медленный

Медленный

4. Особенности построения систем мотивации

Материальная

Нематериальная

Материальная

Материальная

5. Особенности найма персонала

Краткосрочная занятость

Пожизненная занятость

Краткосрочная занятость

Краткосрочная занятость

6. Стиль поведения руководителя

Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными

Личные, неформальные отношения с подчиненными

Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными

Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными


Таблица 3

Подход с позиций школ управления[36]

Характеристи-

ка

Научного менеджмента

Административная (классическая)

Человеческих отношений

Поведенческих наук

Науки управления

Годы

1885-1920

1920-1950

1930-1950

1950 – по н/в

1950 – по н/в

Представители

Фредерик Тейлор, Франк Гилберт, Лилия Гилберт, Генри Гантт, Харрингтон Эмерсон

Анри Файоль, Макс Вебер, Оливер Шелдон, Л. Урвик

Элтон Мэйо, Честер Бернард, Мэри Паркер Фоллетт, Абрахам Маслоу

Дуглас МакГрегор, Франк Абрамс, Крис Арджирис, Фредерик Герцберг

Н. Винер, Г. Саймон, Л. Канторович

Исходные посылки

Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими

Цель – создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций.

Социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности значительно большее влияние чем физические (при условии, что сама организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна).

Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы.

Использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций.

После распада СССР во всех сферах жизнедеятельности возникает необходимость перестройки. Эта перестройка управленческой системы означала для нашей страны формирование новой концепции управления субъектами хозяйствования. Хозяйствующие субъекты начинают действовать в условиях вновь формирующегося рынка: появляются факторы возникновения менеджмента. В результате этого эпоху перестройки называют вторым рождением менеджмента в России.