Файл: Корпоративная культура в организации (НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
Еще одной особенностью корпоративной культуры на предприятиях индустрии гостеприимства является то, что служащие компаний, организующих прием гостей, предоставляют услуги, которые через их посредничество становятся частью продукта. Часто довольно трудно дифференцировать материальную часть продукта конкурирующих компаний в индустрии туризма (например, гостиничные номера незначительно различаются в ценовом диапазоне по стоимости) [28].
Различия продукции часто связаны с тем, как персонал обслуживает своих клиентов. Персонал организации должен обслужить потребителя так, чтобы он превратился в постоянного клиента. От этого напрямую зависит доход организации - чем больше постоянных клиентов, тем выше прибыль. В настоящее время в индустрии туризма происходит переориентация управления по пути повышения эффективности использования персонала.
В то же время, если нужно добиться определенного поведения персонала, недостаточно установить соответствующие правила, нормы и стандарты. Необходимо, помимо норм и правил, сформировать «ценностную базу». Говоря о том же самом иначе, ценности задают обобщенное направление активности, а правила, нормы и стандарты конкретизируют эти ценности [9].
Если рассматривать корпоративную культуру как систему, то ее системообразующим фактором являются ценности, которые пронизывают все остальные ее элементы (нормы, правила, стандарты, мифы, легенды, образцы поведения, модели общения и т.д.).
Гостиничные предприятия особенно нуждаются в выработке собственной линии поведения. Это объясняется тем, что корпоративная культура регулирует взаимоотношения в трудовом коллективе, но и поведение сотрудников по отношению к клиентам, что является принципиально важным именно в сфере услуг.
Особая роль корпоративной культуры такой сферы обусловлена следующими аспектами:
- она способна обеспечить правильный курс деятельности работающего персонала и эффективно использовать человеческие ресурсы;
- она предоставляет возможность руководителю гостиничного предприятия организовать работу своих подчиненных;
- ее применение позволяет усилить взаимодействие между членами коллектива;
- корпоративная культура существенно увеличивает возможности руководителя рационально организовать работу предприятия;
- от нее зависит рост прибыли предприятия;
- использование ее как стратегического мотивирующего фактора позволяет реализовывать все намеченные руководством планы по развитию предприятия [9].
Корпоративная культура оказывает влияние на эффективность работы гостиничного предприятия. Это связано с тем, что одним из важных направлений является предоставление услуг высокого качества, конкурентоспособность с другими организациями индустрии гостеприимства. В каждом гостиничном предприятии существует своя корпоративная программа, которая дает персоналу позитивный настрой, что способствует теплому приему гостей [10].
В целом гостиничную корпоративную культуру можно свести к такому понятию как система существующих ценностей для всей внутренней структуры предприятия, которая определяется руководителем и закрепляется в действующих в организациях данного вида инструкциях, уставах, планах развития.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ АО «ЭГО»
2.1 Общая характеристика деятельности АО «ЭГО»
АО «ЭГО» (Москва; ИНН 7736224475) зарегистрировано 26 февраля 2003 года регистрирующим органом Межрайонная инспекция МНС России № 39 по г.Москве.
Тип собственности АО «ЭГО» - Закрытые акционерные общества. Форма собственности АО «ЭГО» - Частная собственность.
Основные виды деятельности АО «ЭГО»: деятельность туристических агентств и туроператоров (79.1), деятельность издательская (58), деятельность в области права (69.10).
Юридический адрес: 115054, город Москва, Дубининская улица, дом 57 строение 1, эт. 3 пом. I.
Сайт: https://www.primeconcept.co.uk.
АО «ЭГО» - это юридическая форма компании PRIME, которая уже 10 лет предоставляет услуги по направлениям Travel и Lifestyle management представителям деловой, политической и культурной элиты.
Сегодня услугами компании пользуются более 20 000 клиентов, которым оказывается помощь и поддержка в любых вопросах 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
АО «ЭГО» решает задачи любой сложности, предоставляя уникальный комплекс услуг от бронирований столов в ресторанах, билетов на мероприятия до организации путешествий и мероприятий самого высокого уровня.
АО «ЭГО» поддерживает партнерские отношения с компаниями по всему миру, в числе которых авиакомпании, престижные гостиничные сети, производители товаров премиум-класса.
За безупречную работу и высокое качество услуг компания PRIME трижды награждена премией в области Private Banking & Wealth Management SPEAR’S Russia Wealth Management Awards как лучшая консьерж-служба года.
Проанализируем особенности организации деятельности АО «ЭГО» – построения организационной структуры управления предприятием.
Сложившаяся организационная структура исследуемого предприятия представлена на рисунке 2.1.
Главный бухгалтер
Бухгалтерия Юрисконсульты
Генеральный директор
Системный администратор
Директор по туризму
Помощники
Начальник визового отдела
Начальник отдела бронирования
Отдел реализации мероприятий
Менеджер визового отдела
Курьеры визового отдела и отдела бронирования
Менеджеры отдела бронирования
Менеджеры по работе с клиентами
Начальник отдела управления персоналом
Менеджеры по кадрам
Рис. 2.1. Организационная структура управления АО «ЭГО»
Все вопросы по управлению Обществом находятся в компетенции Генерального директора, который соединяет и контролирует все функциональную активность компании и все процессы, связанные с ней.
Функциональная нагрузка представителей каждого из уровней менеджмента АО «ЭГО» конкретизируется в соответствии с избранной разновидностью организации и не может выходить за пределы допустимого уровня компетентности.
Представленная структура АО «ЭГО» показывает, что, поскольку основным направлением деятельности предприятия являются услуги, успех предприятия во многом зависит от качества и профессионализма сотрудников.
Работа в АО «ЭГО» строится в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации: как трудовые отношения с персоналом, так и работа с клиентами, поставщиками и т.д.
В рамках исследования экономических особенностей функционирования предприятия необходимо провести анализ финансовых результатов (таблица 2.1).
Таблица 2.1.
Динамика финансовых результатов АО «ЭГО» за 2015-2017 гг.
Наименование показателей |
Значение показателей по периодам, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Изменение, (+, -), тыс. руб. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016 / 2015 гг. |
2017 / 2016 гг. |
2016 / 2015 гг. |
2017 / 2016 гг. |
|
Выручка |
216115 |
209887 |
220554 |
97,12 |
102,05 |
-6228 |
4439 |
Себестоимость продаж |
187659 |
189771 |
195621 |
101,13 |
104,24 |
2112 |
7962 |
Валовая прибыль |
28456 |
20116 |
24933 |
70,69 |
87,62 |
-8340 |
-3523 |
Коммерческие расходы |
2387 |
3897 |
4001 |
163,26 |
167,62 |
1510 |
1614 |
Управленческие расходы |
11984 |
12004 |
12665 |
100,17 |
105,68 |
20 |
681 |
Прибыль (убыток) от продаж |
14085 |
4215 |
8267 |
29,93 |
58,69 |
-9870 |
-5818 |
Проценты к уплате |
1845 |
2187 |
1532 |
118,54 |
83,04 |
342 |
-313 |
Прочие доходы |
45 |
1709 |
601 |
3797,78 |
1335,56 |
1664 |
556 |
Прочие расходы |
543 |
2343 |
117 |
431,49 |
21,55 |
1800 |
-426 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
11742 |
1394 |
7219 |
11,87 |
61,48 |
-10348 |
-4523 |
Текущий налог на прибыль |
2348 |
279 |
1444 |
11,88 |
61,50 |
-2069 |
-904 |
Чистая прибыль |
9394 |
1115 |
5775 |
11,87 |
61,48 |
-8279 |
-3619 |
В динамике выручка выросла, при этом в 2016 году произошло снижение показателя, однако в 2017 году выручка увеличилась, превысив уровень 2015 года на 4439 тыс. руб. или на 2,05%. Причиной прироста выручки стало как увеличение заказов на продукцию предприятия, так и незначительный рост цен на отдельные виды продукции. В тоже время можно отметить тот факт, что темп роста себестоимости был выше, показатель увеличился на 7962 тыс. руб. или на 4,24%. Это свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия. Валовая прибыль сократилась на 3523 тыс. руб. и составила в 2017 году 87,62% от уровня 2015 года. Как коммерческие, так и управленческие расходы в динамике выросли, прирост показателей достиг 1614 и 681 тыс. руб. В результате рассмотренных изменений, прибыль от продаж сократилась на 5 818 тыс. руб. и составила по результатам 2017 года 8267 тыс. руб., в то время как в 2015 году значение показателя достигало 14085 тыс. руб. Максимальное значение, как прочих доходов, так и прочих расходов пришлось на 2016 год – 1709 и 2 343 тыс. руб. соответственно. По результатам 2017 года значение прочих доходов достигло 601 тыс. руб., а прочих расходов 117 тыс. руб. То есть если в 2016 году прочие расходы превышали прочие доходы, то в 2017 году ситуация была обратной.
Таким образом, судя по показателю чистой прибыли, наиболее эффективно предприятия функционировало в 2015 году, была получена чистая прибыль в размере 9394 тыс. руб. В 2017 году значение чистой прибыли сократилось до 5775 тыс. руб. Следующим этапом является расчет показателей рентабельности (таблица 2.2).
Таблица 2.2.
Оценка эффективности функционирования АО «ЭГО» за 2015-2017 гг.
Наименование показателей |
Значение показателей |
||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
9394 |
1115 |
5775 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
202030 |
205672 |
212287 |
Выручка, тыс. руб. |
216115 |
209887 |
220554 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
14085 |
4215 |
8267 |
Активы, тыс. руб. |
158911 |
161723 |
156432 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
24117 |
28745 |
29154 |
Рентабельность активов, % |
5,91 |
0,69 |
3,69 |
Рентабельность собственного капитала, % |
38,95 |
3,88 |
19,81 |
Рентабельность продукции, % |
6,97 |
2,05 |
3,89 |
Рентабельность продаж, % |
6,52 |
2,01 |
3,75 |
Как видно из таблицы 2.2, наиболее эффективно активы предприятия и собственный капитал использовался в 2015 году, рентабельность активов составила 5,91%, а рентабельность собственного капитала – 38,95%, по результатам 2016 года значение показателей снизилось до 3,69% и 19,81% соответственно.
Аналогичная динамика наблюдается и по показателям рентабельности продаж и рентабельности продукции. Так, рентабельность продукции снизилась с 6,97 до 3,89%, а рентабельность продаж с 6,52 до 3,75%. Таким образом, ключевой вывод по результатам расчетов – это тот факт, что максимально эффективно предприятия функционировало в 2015 году.
Таким образом, оценка эффективности деятельности АО «ЭГО» выявила, что наиболее эффективно предприятия функционировало в 2015 году, а в динамике наблюдается снижение показателей деятельности: чистой прибыли, коэффициентов рентабельности.
2.2 Характеристика вида и основных элементов корпоративной культуры АО «ЭГО»
Корпоративная культура очень важна для любой организации, так как она способствует формированию организационной идентичности; созданию положительного морального настроя сотрудников, что, соответственно, сказывается на уровне производительности труда и общих экономических показателях деятельности в целом; повышению уровня эффективности работы с клиентами; поддержанию положительного имиджа организации; налаживанию публичных связей с обществом.
Составляющими корпоративной культуры туристского предприятия являются: миссия, цели, принципы деятельности, ценности, управленческая этика, миф, легенды, форма одежды, символика, а также показатели, характеризующие структура коллектива, его сплоченность, вопросы материального и морального стимулирования персонала, правила поведения, взаимоотношения с руководством и др.
Составляющие корпоративной культуры АО «ЭГО» представлены на рисунке 2.2.
Миссия АО «ЭГО»
Ценности компании
Цели
Традиции, обычаи
Убеждения, ценности
Структура коллектива и правила поведения сотрудников
Рис. 2.2. Составляющие корпоративной культуры АО «ЭГО»
Миссия АО «ЭГО»: компания PRIME предлагает удобные решения тем, кто заботится о своем времени.
Слоган компании: «Art of life», что в переводе означает «Искусство жизни».
Определим принципы деятельности и ценности, которые присущи данной компании. Перечислим их:
- компания является коммерческим объединением заинтересованных людей;