Файл: Управления Каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
Еще одним важным фактором управление каналами сбыта является управление и контроль над коммуникацией. Это позволяет управлять деятельностью посредников в пользу предприятия-производителя.
Контролируют ценообразование, обслуживание, ассортимент и другое. Так же важным является контроль за конфликтными ситуациями. Они могут возникать из-за условий поставщика и дилера, которые могут кого-то не устраивать, либо недостаточная прозрачность сбыта и другое.
Для эффективной работы с каналами сбыта, важна периодическая оценка участников сбыта, обновление условий сотрудничества с посредниками, корректировка базы посредников. [5, с.147]
При стабильной работе посредники зачастую расслабляются, что влияет на качество сбыта и плохо отражается на деятельности предприятия.
Необходимо проводить оценку посредников и корректировать посредническую базу, а также условия сотрудничества. Бывает и так, что в построении взаимоотношений с посредниками допускаются ошибки.
Отсутствие системности и взаимодействие со всеми подряд. Такая работа может привести к тому, что предприятие может понести издержки и не получить нужного результата. Конфликты внутри каналов. Предприятие не должно допускать конфликтных ситуаций в каналах сбыта и тем более не должно провоцировать их. [11, с.156]
Отсутствие обратной связи внутри канала и с предприятием. Это может привести к снижению гибкости и эффективности взаимодействия посредников и предприятия.
Деятельность по управлению каналами сбыта является довольно сложным процессом. Но если разработать систему и придерживаться установленных правил, компания может улучшить показатели продаж, укрепить свое положение на рынке и достичь других положительных результатов и ускорить достижение стратегических целей самого предприятия-производителя. [20, с.139]
Таким образом, для реализации сбытовой политики предприятию следует оценивать особенности внешней среды, особенности своего сегмента рынка и профиля потребителей, в том числе их количества и покупательной способности, характеристику товара, условия и вид транспортировки, особенности послепродажного обслуживания, характеристику самого производителя (финансовые возможности, товарная политика, существующий опыт сбытовой деятельности, стратегия маркетинга), характеристику сбытового посредника и условия конкурентной борьбы.
Формирование эффективной сбытовой политики является одной из неотъемлемых условий достижения успеха, поэтому при разработке необходимо учитывать ее динамический характер, постоянно изменяющуюся среду функционирования, новые методы продвижения и методы управления.
Система сбыта должна быть адаптивной и гибкой, корректироваться в соответствии с потребностями потребителей и требований рынка. [13, с.288]
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «УМЕЛЕЦ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Умелец»
ООО «Умелец» с 2012 г. занимается поставками цемента (навал, тара) на предприятия ЖБК и БРУ г.Орел и Орловской области.
Виды деятельности (по кодам ОКВЭД):
- Оптовая торговля строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием
- Оптовая торговля прочими строительными материалами
- Дополнительные виды деятельности ООО «Умелец»:
- Оптовая торговля прочими строительными материалами
- Производство товарного бетона
- Производство сухих бетонных смесей
Юридический адрес: Орловская область, г.Орел, 302030 ул. Старо-Московская, 7. Структура управления ООО «Умелец», представленная на рисунке 1, является линейно-функциональной.
Рисунок 1. Организационная структура управления
ООО «Умелец»
Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. По каждой из них формируется иерархия служб («шахт»), пронизывающая всю организацию сверху до низу. [6, с.122]
Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Линейно-функциональные организационные структуры управления наиболее эффективны в стабильной среде, рассчитаны на использование действующих технологий, содействуют эффективному выполнению стандартизированных эксплуатационных мероприятий, ориентированы на ценовую конкуренцию. Они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. [18, с.183]
Линейно-функциональные организационные структуры управления обладают достоинствами как линейных, так и функциональных. Их достоинства проявляются в управлении организациями, обслуживающих много однотипных объектов. Директор осуществляет общее руководство по всем направлениям деятельности предприятия и обеспечение перспективы работ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель ООО «Умелец». Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется главным бухгалтером, в соответствии с утвержденным «Положением о бухгалтерской службе». [4, с.328]
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему подчиняется, несет ответственность за формирование учетной политики, соблюдение требований и правил ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движение имущества и выполнением обязательств, за отражением всех операций на счетах бухгалтерского учета.
На предприятии работает 2 бухгалтера: главный бухгалтер и бухгалтер. Главный бухгалтер осуществляет учет основных средств, налоговый учет и составляет отчетность. Бухгалтер ведет учет товарно-материальных ценностей, заработной платы и операций на расчетном счете. Бухгалтер назначается на должность главным бухгалтером и подчиняется непосредственно ему.
Таким образом, организация бухгалтерской службы представляет собой линейную структуру. Внутренняя аудиторская служба на предприятии отсутствует. Задачи отдела сбыта ООО «Умелец»:
- исследование конъюнктуры рынка сбыта продукции организации и факторов, определяющих ее структуру и динамику;
- прогнозирование развития рынка сбыта продукции организации (в том числе его емкости) с учетом влияющих на него внутренних и внешних факторов;
- оценка возможностей организации для завоевания и удержания определенных долей рынка;
- определение (по согласованию с соответствующими подразделениями организации) всех элементов сбытовой политики;
- регламентация деятельности по реализации готовой продукции; формирование и обеспечение эффективного функционирования
- сбытовой сети;
- планирование сбыта готовой продукции;
- формирование предпочтений потенциальных потребителей (покупателей) и стимулирование их к закупкам продукции организации (формирование спроса и стимулирование сбыта);
- налаживание контактов, подготовка и организация заключения договоров с покупателями;
- обеспечение взаимовыгодных сделок;
- обеспечение своевременного и полного исполнения обязательств по договорам сбыта, как самой организацией, так и контрагентами;
- подготовка готовой продукции к поставкам (продаже);
- организация отгрузки продукции покупателям (получателям);
- учет и контроль выполнения планов сбыта;
- организация участия представителей предприятия в выставках и ярмарках;
- организация системы коммерческой безопасности;
- обеспечение соблюдения нормативов запасов готовой продукции на складах;
- недопущение сверхнормативных расходов на сбыт продукции; выявление и использование резервов сокращения издержек на сбыт, не снижающих его результативность.
Генеральная цель функционирования отдела сбыта – обеспечение завоевания, и сохранения предпочтительной доли рынка и достижения превосходства над конкурентами.
Таблица 1
Основные экономические показатели ООО «Умелец»
№ |
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение |
Темп роста, |
||
(+,-) |
% |
|||||||
1 |
Выручка, тыс. руб. |
6433 |
6947 |
7624 |
1192 |
118 |
||
2 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
4866 |
5696 |
6389 |
1522 |
131 |
||
3 |
Управленческие и |
12 |
24 |
16 |
4 |
133 |
||
коммерческие расходы, тыс. |
||||||||
4 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
1566 |
1251 |
1236 |
-331 |
79 |
||
Продолжение таблицы 1 |
||||||||
5 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1380 |
1104 |
1154 |
-226 |
84 |
||
6 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1110 |
882 |
903 |
-207 |
81 |
||
7 |
Численность ППП, чел. |
143 |
143 |
45 |
2 |
102 |
||
8 |
Производительность труда, тыс. |
150 |
162 |
169 |
20 |
116 |
||
руб. (1/7) |
||||||||
9 |
Рентабельность продаж, % |
21 |
16 |
15 |
-6 |
70 |
||
(5/1)*100% |
||||||||
Затраты на рубль выручки от |
76 |
82 |
84 |
8 |
111 |
|||
10 |
продажи, |
|||||||
((2 + 3)/1)*100 коп. |
||||||||
Как видно из представленной таблицы 1, выручка предприятия за исследуемый период возросла на 1192 тыс. руб., тем роста выручки в 2018 году составил 118%.Себестоимость продаж ООО «Умелец» также возрастает за исследуемый период и в 2018 году составляет 6 389 тыс. руб., тем роста по отношению к 2016 году составил 131 тыс. руб. При этом возрастают также затраты на рубль выручки от продажи – темп роста в 2018 году по отношению к 2016 году составил 111 %.Валовая прибыль и прибыль от продаж имеют отрицательную динамику.
Так, за исследуемый период валовая прибыль понизилась на 331 тыс. руб., а прибыль от продаж на 226 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия также имеет негативные тенденции к снижению – в 2016 году она составляла 1110 тыс. руб., а в 2018 году уже 903 тыс. руб., при этом абсолютные отклонения за исследуемый период – 207 тыс. руб., тем роста - 81 %.
Снижается уровень рентабельности продаж, если в 2016 году данный показатель составлял 21%, то в 2018 году уже 15%, что также отрицательно характеризует предприятие. Снижение уровня рентабельности продаж, прежде всего, связано с понижением прибыли предприятия в 2018 году и повышением себестоимости продаж до 6 389 тыс. руб. (рисунок 2).
Рисунок 2. Основные экономические показатели
ООО «Умелец»
Целью данного анализа финансовой отчетности является представление изменений, произошедшие в основных статьях баланса.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом (таблица 2).
Таблица 2
Горизонтальный анализ баланса (тыс. руб.)
Сумма |
Абсолютное |
Относительное |
|||||||||
Статья |
изменение |
изменение |
|||||||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016- 2017 гг. |
2017- 2018гг |
2016- 2017гг |
2017- 2018гг |
|||||
I. Внеоборотные активы |
|||||||||||
Основные средства |
264 |
298 |
355 |
34 |
57 |
12,88 |
19,13 |
||||
Итого по разделу I |
264 |
298 |
355 |
34 |
57 |
12,88 |
19,13 |
||||
II. Оборотные активы |
|||||||||||
Запасы |
2654 |
3731 |
4981 |
1077 |
1250 |
40,58 |
33,50 |
||||
сырье и материалы |
2654 |
3731 |
4981 |
1077 |
1250 |
40,58 |
33,50 |
||||
НДС по приобретенным |
181 |
195 |
217 |
14 |
22 |
7,73 |
11,28 |
||||
ценностям |
|||||||||||
Продолжение таблицы 2 |
|||||||||||
Дебиторская |
|||||||||||
задолженность (платежи по |
1453 |
1617 |
1744 |
164 |
127 |
11,29 |
7,85 |
||||
которой ожидаются в |
|||||||||||
течении 12 мес. после |
|||||||||||
отчетной даты) |
|||||||||||
в том числе покупатели и |
1453 |
1617 |
1744 |
164 |
127 |
11,29 |
7,85 |
||||
заказчики |
|||||||||||
Денежные средства |
532 |
729 |
1102 |
197 |
373 |
37,03 |
51,17 |
||||
Итого по разделу II |
4820 |
6272 |
8044 |
1452 |
1772 |
30,12 |
28,25 |
||||
Баланс |
5084 |
6570 |
8399 |
1486 |
1829 |
29,23 |
27,84 |
||||
III. Капитал и резервы |
|||||||||||
Уставный капитал |
10 |
10 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Нераспределенная прибыль |
2835 |
2934 |
3789 |
99 |
855 |
3,49 |
29,14 |
||||
Итого по разделу III |
2845 |
2944 |
3799 |
99 |
855 |
3,48 |
29,04 |
||||
IV. Долгосрочные обязательства |
|||||||||||
Итого по разделу IV |
1000 |
1000 |
1000 |
0 |
0 |
- |
- |
||||
V. Краткосрочные обязательства |
|||||||||||
Кредиторская |
1239 |
2626 |
3600 |
1387 |
974 |
111,95 |
37,09 |
||||
задолженность |
|||||||||||
Поставщики и подрядчики |
1211 |
2561 |
3554 |
1350 |
993 |
111,48 |
38,77 |
||||
Прочие кредиторы |
28 |
65 |
46 |
37 |
-19 |
132,14 |
-29,23 |
||||
Прочие краткосрочные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
||||
пассивы |
|||||||||||
Итого по разделу V |
1239 |
2626 |
3600 |
1387 |
974 |
111,95 |
37,09 |
||||
Баланс |
5084 |
6570 |
8399 |
1486 |
1829 |
29,23 |
27,84 |